Елена Баркалова
Консультация «Роль художественной литературы как средство развития выразительности речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Роль художественной литературы как средство развития выразительности речи
В чём я вижу необходимость и актуальность данной работы
Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе является одной из самых актуальных, так как, общество соприкоснулось с проблемой получения информации из множества общедоступных источников – получая знания, из телевизора и компьютера. В таком случае, страдают, прежде всего, дети, теряя традиции семейного чтения.
Публикация «Консультация „Роль художественной литературы как средство развития выразительности речи“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
Я в своей работе использую художественную литературу как формирование у детей интереса к устному творчеству.
Погружая детей в волшебный мир литературы, я стремлюсь к достижению следующей цели:
Разработать методику использования художественной литературы и применения ее на практике для формирования у детей правильной речи.
Задачи:
1. Провести анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по проблеме «Художественная литература как средство развития речи детей дошкольного возраста»;
2. Целенаправленно воздействовать на активизацию ряда психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мыслительных операций, тесно связанных с формированием устного речевого общения.
При выборе произведений художественной литературы, я учитываю индивидуальные особенности детей и их развитие, а также жизненный опыт дошкольников.
Работая в этом направлении на протяжении последних лет, я постоянно анализирую итоги своей деятельности, ведь в результате, то чего я хочу достичь, это растить и воспитывать детей в традициях родной культуры, прививая им знания о своих истоках, знакомя с произведениями на родном языке.
Параллельно программе Веракса Н. Е. «От рождения до школы» внедряю и совершенствую свою авторскую парциальную программу «Родные истоки», по которой работаю более 8 лет. Данная программа направлена на воспитание в детях любви к Родине, ее традициям и искусству. Чтобы познакомить детей с родным краем, проводим совместно с родителями проекты по теме «Узнай свой город», «Познакомься со своей улицей». Организую экскурсии по городу, в Этнографический музей, в музей Природы Бурятии, знакомя детей с бытом, образцами народного творчества и природными компонентами республики. Посещаем театральные постановки в театрах «Ульгэр», Русском драматическом. На занятиях знакомлю детей с пословицами, поговорками, традициями русского и бурятского народа. Стараюсь активно задействовать современные технологии, например, слайды
Дети иногда испытывают трудности при восприятии разных жанров литературы. Нужно понимать, что сначала он просто наивный участник изображаемых событий. Потом уже способен понимать и более сложные формы. Чтобы этого добиться, я выстраиваю программу в зависимости от возраста и уровня развития детей. Перехожу от простого к сложному.
При чтении и обсуждении в первую очередь, стараюсь прививать детям не только любовь к художественному слову, но и уважение к книге. Чтобы дети имели наглядное представление о разнообразии и многообразии книг, вожу их в библиотеку и знакомлю с работой этого учреждения.
Анализируя любой литературный текст, стремлюсь правильно сочетать вопросы по содержанию и вопросы по художественной форме конкретного произведения. Учу детей слушать сказки, рассказы, стихи, а также внимательно следить за развитием сюжета, сочувствовать и сопереживать героям. Наблюдая за своими воспитанниками, я обратила внимание, что их привлекают стихотворные произведения, отличающиеся четкой рифмой, ритмичностью и музыкальностью. При повторном чтении дети начинают запоминать текст, усваивают смысл стихотворения и утверждаются в чувстве рифмы и ритма. Речь ребенка обогащается запомнившимися словами и выражениями.
Дошкольники уже способны понимать идею, содержание и выразительные средства языка, осознавать прекрасное значение слов и словосочетаний.
Чтобы дети лучше поняли литературное произведение, провожу с ними его анализ, выполняю творческие задания. По моим наблюдениям, это оказывает благоприятное влияние на развитие у детей чувства языка и словесного творчества.
Всё это очень важно, поскольку последующее знакомство с огромным литературным наследием опирается на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве.
Среди наиболее эффективных приемов, которые, как я заметила, хорошо воздействуют на восприятие детьми художественной литературы, можно назвать следующие:
• Словесные. Я провожу беседы по прочитанным произведениям. Устраиваю игровые ситуации. Совместно с детьми сочиняю истории;
• Наглядные. Во время чтения всегда привлекаю внимание детей к книжным иллюстрациям, обсуждая с ними изображенных героев, сюжеты. В группе мы организуем выставки рисунков и поделок по итогам прочитанных произведений;
• Практические. В своей деятельности активно использую игры-инсценировки, игры-забавы, пальчиковые и подвижные игры. С детьми разыгрываем кукольные спектакли, устраиваем драматические представления. Особенно дети любят заниматься упражнениями подражательно-исполнительского, творческого характера, а также любят моделировать и анализировать заданные ситуации.
Дети хорошо откликаются на занятия с использованием разнообразных методик, в которых я применяю палочки Кюизенера, метод синквейна, мнемотаблицы. С их помощью дети обогащают свой словарный запас, учатся рассуждать логически, развивать образную речь.
Методы, выбранные мной для развития выразительной речи у дошкольников, разнообразны, хорошо известны, и должны широко применяться не только воспитателями, но также и родителями.
• Выразительное чтение вслух;
• Заучивание наизусть;
• Иллюстрирование (Предметно-схематическое изображение в рисунках основного содержания литературного текста);
• Литературные викторины.
Поскольку книга, как никакой другой источник информации дает детям возможность домыслить, "пофантазировать", учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно, усваивать правильную и выразительную речь. Слыша звуки родного языка, ребенок учится отчетливо и грамматически правильно произносить слова и фразы, быстро накапливает словарный запас. В своей деятельности в рамках логопедической группы, уделяю особое внимание развитию выразительной речи, чтобы дети могли свободно строить фразы, общаться не только между собой, но и со взрослыми, были должным образом подготовлены к дальнейшей взрослой жизни.