Марина Решетняк
Консультация для воспитателей «Загадки, как средство развития речи детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей «Загадки, как средство развития речи детей».
1. Загадка - одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.
Публикация «Консультация для воспитателей „Загадки, как средство развития речи детей“» размещена в разделах
- Загадки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
2. Цель использования загадок - научить детей видеть за образным описанием реальный предмет, его особенности, а не запоминать отгадки к загадке. Образность, красочность, эмоциональность загадок развивают поэтическое чувство, языковое чутье, восторженное отношение к языку, подготавливают к восприятию литературы, учат наслаждаться «искусством слова».
3. Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой словесно-логическую задачу. Отгадать загадку – значит ответить на вопрос, т. е. совершить сложную логическую операцию.
Также загадки побуждают ребенка к наблюдениям, размышлению, познанию, требуют активной работы мысли, поиска.
Занимательная форма загадки делает обучение интересным и увлекательным, позволяет легко и непринужденно тренировать ребенка в использовании лексических и грамматических языковых средств.
4. Видов загадок очень много :
Загадки-описания
Загадки-сравнения
Комбинированные загадки
Загадки – рифмовки
Загадки-обманки
Загадки на смекалку
Математические загадки
Юмористические загадки
Сюжетные загадки
5. Но основные из них это – загадки-сравнения, где загадываемый предмет сравнивается с другим предметом, или явлением, на которое он похож или чем-то отличается
Загадки – описания, где описывается какой-либо предмет или явление;
Комбинированные загадки - это соединение загадок – описания с загадками – сравнения;
Сюжетные загадки -это загадки, сочиненные детьми с использованием логически-последовательного сюжета.
6. Примеры, загадки-описания.
Кто с хвостиком и ушками.
У кого лапки с подушками? (Кошка)
Пара длинных ушек, серенькая шубка.
Быстрый побегайчик, А зовётся. (Зайчик)
Загадки-сравнения.
«Лечит, а не врач, стучит, а не мастер» (Дятел)
«Ночью много, а утром не найдёшь ни одной» (Звезда)
«Зелёная, но не лягушка, колючая, но не ёж, стоит и не шевелится» (Ёлка)
Загадки-шутки.
Какой ключ летает? (Журавлиный). От чего в утки ноги красные? (От колен). Чего нельзя догнать? (Своей тени). Каким гребнем нельзя расчесаться? (Петушиным).
Загадки-обманки.
Какой ключ летает? (Журавлиный). От чего в утки ноги красные? (От колен). Чего нельзя догнать? (Своей тени). Каким гребнем нельзя расчесаться? (Петушиным).
7. Значение загадок в речевом развитии детей.
Загадки разнообразны и по тематике и по содержанию. Об одном и том же предмете, явлении, животном может быть несколько загадок, каждая из которых характеризует его со своей стороны.
При работе с загадками – сравнениями, необходимо учить детей осознанно выделять и запоминать различные признаки загаданного. Для достижения этой цели дети в окружающей обстановке находят схожие предметы по одному общему признаку, а затем сравнивают их и обобщают. Такого рода загадки предлагаются детям младшего и среднего дошкольного возраста.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста предлагаются более сложные виды логических задач: сравнение, исключение, сопоставление. Это бывает особенно при разгадывании и объяснении тех загадок, содержание которых можно трактовать по-разному, например: Держусь я только на ходу, а если встану – упаду. (Велосипед). По дороге едут ноги и бегут два колеса. (Велосипед). В таких случаях рекомендуется не добиваться от детей традиционной отгадки, а, видя правильный ход их рассуждений, подчеркнуть возможность разных ответов и поощрить их.
8. В старшем дошкольном возрасте у детей проявляется большая чуткость к смысловым оттенкам слова, они начинают понимать смысл образных выражений в литературных произведениях. Характеристика предметов и явлений в загадках может быть краткой : названы только один – два признака, по которым надо восстановить целое и сделать вывод на основе рассуждения. К такой форме загадки относится загадка-описание. Она заключает в себе много возможностей для обогащения словаря детей новыми словами, словосочетаниями, образными выражениями. Это помогает развитию у детей способности понимать и создавать описательную речь. Примерами таких загадок могут служить следующие: Белая скатерть всё поле покрыла. (Снег)
Высокий, тонкий, пятнистый. (Жираф)
Зеленый, а не трава, круглый, а не луна, с хвостиком, а не мышь. (Арбуз.)
9. Дети старшего дошкольного возраста после внимательного знакомства с предметом переходят к самостоятельному составлению загадок по предложенному плану, а в дальнейшем и к придумыванию загадок о нем.
Наблюдения за детьми показывают, что отгадывание происходит у самых сообразительных дошкольников как бы само собой на уровне инсайта или путем перебора вариантов. При этом большая часть детей группы являются пассивными наблюдателями. Воспитатель выступает в роли эксперта. Верный ответ одаренного ребенка на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если педагог через некоторое время задает ту же самую загадку, то большая часть детей группы просто вспоминает ответ. Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые.
Технология обучения составлению загадок позволяет научить составлять загадки дошкольников. В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребенка, он получает радость от речевого творчества.
Технология обучения составлению загадок.
Обучение детей составлению загадок начинается с 3,5 лет. В практике работы с детьми дошкольного возраста используются три основных модели составления загадок. Обучение должно идти следующим образом.
Воспитатель вывешивает одну из табличек с изображением модели составления загадки и предлагает детям составить загадку про какой-либо объект.
Модель 1
Какой? Что бывает таким?
11. Для составления загадки выбран объект (самовар). Далее детьми даются образные характеристики по заданным воспитателем признакам.
- Какой самовар по цвету? - Блестящий.
Воспитатель записывает это слово в первой строчке левой части таблицы.
- Какой самовар по действиям? - Шипящий (заполняется вторая строчка левой части таблицы).
- Какой он по форме? - круглый (заполняется третья строчка левой части таблицы).
Воспитатель просит детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить правые строчки таблицы:
Какой? Что бывает таким?
Блестящий Монета
Шипящий Вулкан
Круглый Арбуз
Далее детей просят дать образные характеристики объектам, выбранным для сравнения (правая часть таблицы).
ПР: блестящий - монета, но не простая, а начищенная монета.
12
Какой? Что бывает таким?
Блестящий Начищенная монета
Шипящий Проснувшийся вулкан
Круглый Спелый арбуз
Далее воспитатель предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки "Как" или "Но не".
Итоговая загадка про самовар : "Блестящий, как начищенная монета; шипящий, как проснувшийся вулкан; круглый, но не спелый арбуз".
Рекомендации: целесообразно значение признака в левой части таблицы обозначать словом с четко выделенной первой буквой, а в правой части допустима зарисовка объекта. После освоения модели "Какой - что бывает таким же" на активном уровне необходимо познакомить детей с особенностями сравнений. Загадки можно составить на основе "занижения" свойств объектов (самовар тусклый, как нечищеные ботинки) или их "завышения" (самовар блестящий, как начищенная монета).
13. Из выше представленных таблиц может получиться такая схема:
Блестящий, как начищенная монета
Горячий, как включенный утюг
Шипящий, как ядовитая змея
Важный, как неторопливый индюк
Круглый, но не спелый арбуз
14. Модель 2
Что делает? Что (кто) делает так же?
Протокол составления загадки про ежика с детьми 5 лет.
- Что делает ежик?
- Пыхтит, собирает, семенит.
- Пыхтит как кто или что?
- Пыхтит как новенький паровозик (сравнение на "завышение").
- Пыхтит как старый чайник (сравнение на "занижение").
- Собирает как хорошая хозяйка (сравнение на "завышение").
- Собирает как жадина (сравнение на "занижение").
- Семенит, как ребенок, который учится ходить (сравнение на "завышение").
- Семенит как старый дедушка (сравнение на "занижение").
15.
Что делает? Что (кто) делает таким?
Пыхтит Новенький паровозик
Собирает Хорошая хозяйка
Семенит Ребенок, который учится ходить
Далее воспитатель предлагает составить загадку в целом, используя связки "Как", "Но не".
ПР: Составление загадки про ежика с приемом "завышение" : "Пыхтит, как новенький паровозик; собирает, как хорошая хозяйка; семенит, но не ребенок, который учится ходить".
ПР: Составление загадки про ежика с приемом "занижение" : "Пыхтит, но не сломанный чайник; собирает, но не жадина; семенит, как старый гном".
16. Модель 3
Особенностью освоения этой модели является то, что ребенок, сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и различное.
На что похоже? Чем отличается?
Протокол составления загадки про гриб :
- На что похож гриб? - На мужичка.
- А чем отличается от мужичка? - У гриба нет бороды.
- Еще на что похож? - На дом, но без окон.
- А еще? - На зонтик, но у зонтика тоненькая ручка.
Текст получившейся загадки : "Похож на мужичка, но без бороды; похож на дом, но без окон; как зонтик, но на толстой ножке".
17. Развитие связной речи на занятиях с использованием загадок должно занимать одно из центральных мест. Яркие образы эмоционально воспринимаются детьми, будят их фантазию, воображение, развивают наблюдательность и интерес ко всему окружающему, являются неисчерпаемым источником развития детской речи.
Систематическое обращение к загадке приближает ребенка к пониманию народной и литературной речи, обеспечивает более быстрое мыслительное, речевое и художественное развитие ребенка