Татьяна Калайтанова
Консультация для педагогов «Использование художественной литературы для развития двигательной активности дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование художественной литературы для развития двигательной активности дошкольников»
«Что связано между собой, должно быть связано постоянно и распределено пропорционально между разумом, памятью и языком».
Я. А. Коменского
Дошкольный возраст многими психологами характеризуется как несущий в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Раскрыть их помогает образовательная деятельность.
Публикация «Консультация для педагогов „Использование художественной литературы для развития двигательной активности дошкольников“» размещена в разделах
- Двигательная активность ребенка
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
На занятиях физкультуры с использованием художественной литературы успешно развиваются самостоятельность, творчество, умственные способности, учебные интересы, что содействует процессу активного овладения знаниями.
Актуальность данного подхода объясняется целым рядом причин:
• Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую разделы дошкольной образовательной программы, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.
• Использование художественной литературы развивает потенциал самих воспитанников, побуждает к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей, двигательной активности.
• Форма проведения занятий с использованием художественной литературы нестандартна, интересна. Использование различных видов деятельности в течение занятия поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий. Образовательная деятельность с использованием художественного слова раскрывают значительные педагогические возможности, ощутимо повышает познавательный интерес, служит развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти.
Сущностью является соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом на занятии педагоги имеют возможность решать несколько задач из различных областей развития, а дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно, что позволяет сэкономить время для организации игровой и самостоятельной деятельности.
Важно заметить, что методика проведения занятий с использованием художественной литературы существенно отличается от методики проведения обычного занятия. В процессе обучения на таких занятиях используются различные методы и приемы.
Наиболее эффективны из них следующие:
-сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность;
-проблемные вопросы, стимулирующие проявление своего рода совместных с педагогом «открытий», помогающих ребенку найти ответ.
-разнообразные речевые дидактические игры для знакомства с культурно-речевыми эталонами, активизации словаря, расширения представления о многообразии граней родного языка, воспитания чувства уверенности в своих силах.
Основные принципы взаимодействия с детьми:
1. Демонстрировать позитивное отношение к ребенку, не проявлять раздражения, не говорить приказным тоном, проявлять искреннюю заинтересованность к действиям ребенка, быть готовым к эмоциональной поддержке.
2. Общаться эмоционально, что способствует развитию познавательной активности детей, монотонная речь быстро утомляет, постепенное повышение эмоциональной насыщенности занятия, чтобы наиболее интересные фрагменты работы относились на период нарастания усталости.
3. Меньше замечаний, больше похвалы, так как «психологические особенности многих детей таковы, что порок чувствительности к отрицательным стимулам очень низок», открывать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их в решении задач воспитания.
4. Находиться рядом, поддерживать зрительный контакт, а если необходимо, и тактильный (для привлечения внимания взять за руку, дотронуться до спины, погладить плечо) .
5. Вседозволенность, заискивание перед ребенком недопустимы.
Проведение занятий с использованием художественной литературы позволяет осуществить цель – достичь целостного представления об изучаемом явлении, событии, процессе, которые отражаются в теме, разделе программы на физкультурных занятиях путем интеграции различных видов детской деятельности.
Исходя из цели следуют задачи:
1. Формирование осознанного отношения к физической активности на основе освоения представлений и знаний о физической культуре.
2. Повышение уровня физической подготовленности на основе формирования и совершенствования двигательных умений и навыков и развития двигательных качеств и способностей.
3. Воспитание потребности в физическом совершенствовании на основе формирования интересов и мотивов к занятиям физическими упражнениями.
Физическое развитие детей осуществляется не только в процессе специфических физкультурных и спортивных игр, упражнений, занятий, но и при организации всех видов детской деятельности через физкультминутки, дидактические игры с элементами движения, подвижные игры с элементами развития речи, математики, конструирования и пр.
Следует организовывать образовательный процесс так, чтобы от детей требовалась оптимальная двигательная активность во всех видах детской деятельности (не просто ответ на вопрос, а ответ и передача мяча и пр.) . Такой подход не только стимулирует физическое развитие, но и способствует более успешному решению остальных образовательных задач.
С другой стороны, в процессе образовательной деятельности по физическому развитию необходимо обращать внимание на одновременное решение задач других образовательных областей:
1. «Социализация»
Приобщение к ценностям физической культуры, формирование первичных ценностных представлений о себе, собственных двигательных возможностях и особенностях. Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в совместной двигательной активности, воспитание элементарной дисциплинированности.
Подвижные игры-песенки для детей из авторской методики Сергея и Екатерины Железновых: («Топ-топ, хлоп-хлоп», «Где же ручки», «Мишка пляшет», «Каблучок», «Лохматый пёс», «Гуси, гуси», «Кот и мыши», «Санки», «За грибами»). Комплекс упражнений: «Дружная семья», «Очень маму я люблю», «На скамеечке с друзьями»).
В физкультурно-познавательные занятия с использованием художественной литературы включаю 4 части :
1часть занятия: рассказ воспитателя или беседа с использование технологии сказкотерапия, рассказы, содержащие темы оздоровления и занятия физическими упражнениями или о спорте, стихи по теме занятия.
- «Как стать сильнее богатыря» - отрывок из сказки «Тридцать три богатыря» и задает такие вопросы: о ком сказка? Для чего нужны были богатыри? Как стать сильными как они? Что нужно делать, чтобы вы были сильными, смелыми, ловкими, быстрыми и обладали хорошим здоровьем?
- вспомнить с детьми пословицы и поговорки о том, как лучше начать утро. «Как утро начнешь, так и день проведешь», «Ранняя птичка носок прочищает, а поздняя глаза прочищает».
Все это создает базу для дальнейшего углубления знаний детей о пользе физических упражнений и здорового образа жизни.
2 часть занятия - выполнение подражательных движений по карточкам: «Аист», «Лошадки», «Щенок», «Балерина» «Боксер» и др.
Использование карточек с изображением лошадей и животных, выполняющих физические упражнения, помогает детям лучше запомнить упражнения и активно их использовать в самостоятельной двигательной активности.
Во второй части занятия проводим обучение оздоровительным упражнениям и приемы расслабления.
3-я часть занятия - русская народная подвижная игра
4-я часть занятия - обмен впечатлениями о проведении занятия.
2. «Здоровье»
Охрана жизни, укрепление физического и психического здоровья детей. Подвижные игры с дыхательными упражнениями («Лётчик и самолёты», «Пузырь», «Снежинки и ветерок», «Сугробы»).
3. «Познание»
Развитие двигательной активности как способа усвоения ребенком предметных действий, активизация мышления детей, усвоение нового материала, закрепление знаний об окружающем мире через подвижные игры и упражнения.
«Найди свой цветок», «День-ночь», «Кто попадет», «Всё дальше и выше», «На птичьем дворе», «Солнышко и дождик». Комплексы упражнений с речевым сопровождением («Дружная семья», «Разноцветные мячи», «Пришла снежная зима»). Игры на прогулке («Найди дерево», «Ребята и зверята», «С горки на горку»)
4. «Музыка»
Развитие музыкально-ритмической деятельности на основе физических качеств и основных движений детей. Подвижные игры-песенки для детей из авторской методики Сергея и Екатерины Железновых («Мышь и часы», «Обезьянки», «Вот левая, вот правая», «Тук-ток-туки-ток», «У жирафа»). Игры-пляски с предметами («Пляска с платочками», «Танец с флажками», «Танец с лентами», «Танец с погремушками»). Игры-пляски («Мы в кружочек встали», «Дождик», «Снежок», «Ножки и ладошки»).
5. «Коммуникация»
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми, вкуса и интереса к художественному слову, речевой активности, обогащение словаря, воспитание звуковой культуры речи при выполнении подвижных игр и игровых упражнений. «Карусели», «У медведя во бору», «Вышла курочка-хохлатка», «Поезд», «Три медведя шли домой», «Буратино потянулся», «Часы», «Да-да-да!».
6. «Труд»
Накопление опыта двигательной активности при овладении детьми навыков по уходу за физкультурным инвентарем. «Саша шёл, шёл, шёл», «У медведя во бору»,
7. «Чтение художественной литературы»
С целью развития воображения для освоения двигательных эталонов в творческой форме используются художественные произведения, музыкально - ритмическая деятельность, что предполагает в рамках интеграцию области Физическая культура с образовательными областями «Чтение художественной литературы» и «Музыка». «Мы топаем ногами», «Курочка хохлатка», «Лохматый пёс», «Лягушки», «Солнышко и дождик».
8. «Безопасность»
Формирование навыков безопасного поведения в подвижных и спортивных играх, прыжках, лазании, подбрасывании и перебрасывании мяча разными способами, ходьбе и беге, при пользовании спортивным инвентарем.
Подвижные игры с бегом («Догоните меня!», «Птички летают»). С прыжками («Через ручеек», «Поймай комара»). С подлезанием и лазаньем («Проползти в воротца», «Мыши в кладовой»). С бросанием и ловлей («Кто бросит дальше мешочек»). Ориентировку в пространстве («Найди свое место»).
Таким образом, занятия с использованием художественной литературы оказывают положительное влияние на уровень освоения упражнений дошкольниками, повышают уровень образованности, способствуют не только развитию физического потенциала дошкольников, но и формированию различных знаний, умственных способностей и интерес к здоровому образу жизни.
Литература
1. Вераксы Н. Е. Примерная основная общеобразовательная программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы». – М. Мозаика-Синтез, 2011.
2. Дреер С. С., Потыкан А. Н. Модели комплексно-интегрированных занятий с детьми 1, 5-7 лет. Волгоград: Учитель, 2012.
3. Литвинова О. М. Система физического воспитания в ДОУ. – Волгоград: Учитель, 2007.
4. Микляева Н. В. Физкультурно-оздоровительная работа детского сада в контексте новых федеральных требований. – М. УЦ «Перспектива», 2011.
5. Сажина С. Д. Технология интегрированного занятия в ДОУ. – ТЦ «Сфера» М. 2008.