Людмила Хрусталева
Мастер-класс для воспитателей «Подвижная игра как средство развития физических качеств у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Подвижная игра как средство развития физических качеств у дошкольников
Мастер-класс для педагогов
«Подвижная игра как средство развития физических качеств у дошкольников»
Цель: Совершенствовать профессиональные знания педагогов в работе с детьми, по развитию физических качеств у дошкольников через подвижные игры и упражнения.
Задачи:
1. Познакомить педагогов с подвижными играми
Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Подвижная игра как средство развития физических качеств у дошкольников“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Подвижные игры для детей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
2. Закрепить знания участников мастера – класса об организации и проведении подвижных игр.
3. Повысить профессиональную компетентность участников мастер – класса.
4. Создать благоприятную атмосферу для творческой работы всех участников мастер-класса.
План проведения Мастер – класса:
1. Классификация подвижных игр.
2. Проведение подвижных игр в разных возрастных группах.
3. Организация и практическое проведение игр.
4. Личный опыт.
Уважаемые участники! Сегодня мастер - класс будет посвящен подвижным играм и их значению в развитии физических качеств дошкольников.
Подвижные игры имеют огромное значение для всестороннего развития ребенка. Игры развивают не только физически, в процессе овладения различными движениями у детей формируется способность проявлять выдержку, волю, уверенно действовать в коллективе, ориентироваться в пространстве, оценивая при этом меняющуюся ситуацию.
1. Подвижные игры классифицируются:
• по возрасту;
• по степени подвижности ребенка в игре:
o малой подвижности,
o средней подвижности,
o большой подвижности;
• по видам движений:
o игры с бегом,
o игры с метанием и т. д. ;
• по содержанию:
o подвижные игры с правилами:
сюжетные игры;
несюжетные игры.
o спортивные игры: баскетбол, городки, хоккей, футбол, бадминтон и др.
2. Проведение подвижных игр в разных возрастных группах.
Подвижную игру можно проводить как со всей группой, так и по подгруппам и повторять ее не менее 2-3 раз.
Младшие группы в дни, когда проводятся физкультурные занятия, длительность подвижных игр может быть 6-8 мин (в другие дни 10-15 мин).
Средние группы в дни физкультурных занятий 6-10 мин (в другие дни 15-20 мин).
Старшие группы в дни физкультурных занятий 15-20 мин (в другие дни 25-30 мин).
Подготовительные в дни физкультурных занятий 20-25 мин (в другие дни 30-35 мин).
Проведение подвижных игр в разных возрастных группах.
Младшая группа. Организуются элементарные по содержанию сюжетные и бессюжетные подвижные игры, в которых все дети выполняют одинаковые задания или роли, при непосредственном участии воспитателя. Например, в игре «Птица и птенчики», все дети птенчики, воспитатель-птица мама. Они часто сопровождаются словами - стихами, речитативом, которые раскрывают содержание игры и ее правила, объясняют,какое движение и как надо выполнять; служат сигналом для начала и окончания игры, подсказывают ритм и темп. Объяснение сопровождается показом: как прыгают зайчики, летают воробушки. В играх с детьми младшего возраста воспитатель сначала берет на себя исполнение главной роли (например, кот в игре «Воробушки и кот»). И только потом, когда малыши освоятся с игрой, поручает эту роль самим детям. Итог игры должен быть оптимистичным, конкретным, коротким. Малышей обязательно надо похвалить.
Средняя группа. Появляются игры с соревнованиями, как индивидуальными («Кто скорей принесет игрушку», так и коллективными («Самолет»). Воспитатель объясняет правила по ходу игры. Роль ведущего выполняет редко. Участвует в игре, когда необходимо выполнить роль ведущего, или не хватает детей в парах. Итог игры: отметить детей, которые проявились, и похвалить всех детей.
Старшая и подготовительная группа. Подвижные игры усложняются по содержанию, правилам, количеству ролей. Используются игры- эстафеты, спортивные игры (катание на санках, ходьба на лыжах). Объяснения игры: назвать игру и ее замысел, кратко изложить содержание, распределить роли, разместить играющих на площадке, начать игровые действия. Выбор на главную роль дети должны воспринимать как поощрение, как доверие, как уверенность воспитателя в том, что ребенок выполнит важное поручение. Часто используются считалки, загадки, жребий. Руководит игрой воспитатель, наблюдая за ней со стороны. Иногда участвует, делает замечания, подсказывает. Итоги игры: отмечает тех, кто проявился в игре, кто нарушал правила. К обсуждению проведенной игры можно привлечь детей. Это приучает их к анализу своих поступков, вызывает к сознательному выполнению правил игры и движений.
3. Организация и практическое проведение игр.
При проведении подвижных игр с детьми, необходимо перед каждым занятием проводить «Минутки техники безопасности», с целью предотвращения травматизма.
Подбор игры. Нужно правильно подобрать игру, учитывая время ее проведения, место, поставленные задачи, предыдущую деятельность детей.
Подготовка к игре. Воспитатель должен знать содержание игры, ее правила, в каких условиях и с каким количеством детей она будет проводиться. Подготовить необходимый инвентарь.
Организация игры. Место проведения подвижной игры должно соответствовать виду, целям и задачам проводимой игры: спортивные игры, игры с высокой подвижностью должны проводиться на спортивной площадке, игры средней и низкой подвижности проводятся на территории прогулочного участка или в помещении.
Итоги игры. К обсуждению результатов (итогов) игры, желательно привлекать самих детей, надо приучать их оценивать свое поведение и поступки своих товарищей. Это будет способствовать в дальнейшем более осознанному выполнению заданий и правил игры, а также налаживанию взаимоотношений в процессе совместных действий.
4. Личный опыт.
В похожих играх часто использую прием замены главного героя или сюжета. Например, в игре «Мороз Красный нос» могу заменить персонаж на Снежную королеву, а в игре «Солнышко и дождик» заменить простую прогулку поездкой на бал, и когда начинают «бить часы», тот, кто не успел спрятаться, превращается в тыкву.
Используя какой-либо инвентарь, стараюсь разнообразить игры с ним. Например, канат со связанными концами. С ним провожу игры «Не попадись!», «Спрячь руки!», «Карусель», «Повар и котята».
В играх типа «Бездомный заяц», «Перемена мест» использую различные ориентиры – обручи, кубики, наклейки, что позволяет разнообразить игру и сделать ее интересной для детей.
А сейчас я предлагаю всем участникам мастер-класса немного поиграть. (Педагогам предлагаются карточки с описанием игры, их задача – провести игру с участниками мастер-класса.)
Игра «Воробушки и автомобиль»
Цель: приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить своё место.
Содержание. Дети – «воробушки» садятся на скамейку – «гнёздышки». Воспитатель изображает «автомобиль». После слов воспитателя: «Полетели, воробушки, на дорожку» - дети поднимаются и бегают по площадке, размахивая руками – «крылышками». По сигналу воспитателя: «Автомобиль едет, летите, воробушки, в свои гнёздышки!» - «автомобиль» выезжает из «гаража», «воробушки» улетают в «гнёзда» (садятся на скамейки). «Автомобиль» возвращается в «гараж».
Правила игры: действовать только по сигналу воспитателя, нельзя убегать без сигнала
Игра «Солнышко и дождик» (вариант:«Золушка»)
Цель: учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучать их действовать по сигналу воспитателя.
Содержание. Дети присаживаются на корточки за чертой, обозначенной воспитателем. Воспитатель говорит: «На небе солнышко! Можно идти гулять». Дети бегают по площадке. На сигнал: «Дождик! Скорей домой!» - бегут за обозначенную линию и присаживаются на корточки. Воспитатель снова говорит: «Солнышко! Идите гулять», и игра повторяется.
Правила игры: внимательно слушать текст и убегать только тогда, когда будут произнесены последние слова.
Игра «У медведя во бору»
Содержание: На одной стороне площадки очерчивается берлога медведя. На другой - обозначается дом, в котором живут дети. Педагог выбирает медведя, который должен сидеть в берлоге.
Когда воспитатель скажет: "Идите, дети, гулять!" - дети выходят из дома и идут в лес, собирают грибы, ловят бабочек и т. п. (наклоняются, выпрямляются, производят другие имитационные движения). Они произносят хором:
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру,
А медведь сидит
И на нас рычит.
После слова "рычит" медведь начинает ловить детей, убегающих домой.
После того как медведь поймает несколько играющих, на эту роль назначается другой ребенок. Игра повторяется 3-4 раза.
Правила игры: За линией дома детей нельзя ловить. Тот, кого медведь коснется, считается пойманным: медведь отводит его к себе в берлогу.
Игра «Повар и котята» (вариант:«Не попадись!»)
Цель: упражнять детей в различных видах ходьбы или бега, развитие быстроты реакции, сноровки, умения ориентироваться на слово.
Содержание: По считалке выбирается повар, который охраняет лежащие в обруче предметы – «сосиски». Повар разгуливает внутри обруча, шнура – «кухни». Дети - котята идут по кругу, выполняя различные виды ходьбы, бега, произнося текст:
Плачут киски в коридоре,
У котят большое горе:
Хитрый повар бедным кискам
Не дает схватить сосиски.
С последним словом «котята» забегают на «кухню», стремясь схватить сосиску. Повар пытается осалить вбежавших игроков.
Правила игры: Осаленные игроки выбывают из игры. Игра продолжается до тех пор, пока все сосиски не будут украдены у повара. Выигравший котенок становится поваром. Нельзя раньше времени забегать в круг. Повару не разрешается хватать котят, только салить, ему не разрешается выходить за пределы круга. Запрещено брать одновременно 2 и более предмета.
Игра «Волк во рву»
Цель: развивать смелость и ловкость, умение действовать по сигналу. Упражнять в прыжках в длину с разбега.
Содержание: на площадке проводятся две параллельные прямые на расстоянии 80 – 100 см – «ров». По краям площадки очерчивается «дом коз». Воспитатель назначает одного играющего «волком», остальные – «козы». Все козы располагаются на одной стороне площадки. Волк становиться в ров. По сигналу воспитателя «волк во рву» козы бегут на противоположную сторону площадки, перепрыгивая через ров, а волк - старается их поймать (коснуться). Продолжительность игры 5-7 минут.
Правила: действовать по словесному сигналу, пойманных волк отводит в угол рва
Игра «Ловишки» (с ленточками)
Цель: учить детей бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу быстро. Развивать ориентировку в пространстве, умение менять направление.
Содержание:Дети строятся в круг, у каждого имеется цветная ленточка, заправленная сзади за пояс. В центре круга стоит Ловишка. По сигналу воспитателя: «Раз, два, три – лови!» дети разбегаются по площадке. Ловишка старается вытянуть ленточку. По сигналу: «Раз, два, три в круг скорей беги – все дети строятся в круг».
Правила: После подсчета пойманных, игра повторяется.
Подвижная игра «Карусель» (вариант:«Спрячь руки»)
Цель: Развивать у детей ритмичность движений и умение согласовывать их со словами. Упражнять в беге, ходьбе по кругу и построении в круг.
Содержание: Играющие образуют круг. Воспитатель дает детям шнур, концы которого связаны. Дети, взявшись правой рукой за шнур, поворачиваются налево и говорят стихотворение: «Еле, еле, еле, еле, завертелись карусели. А потом кругом, кругом, все бегом, бегом, бегом». В соответствии с текстом стихотворения дети идут по кругу, сначала медленно, потом быстрее, затем бегут. Во время бега воспитатель приговаривает: «По-бе-жа-ли». Дети бегут 2 раза по кругу, воспитатель меняет направление движения, говоря: «Поворот». Играющие поворачиваются кругом, быстро перехватывая шнур левой рукой и бегут в другую сторону. Затем воспитатель продолжает вместе с детьми: «Тише, тише, не спишите, карусель остановите. Раз, два, раз, два, вот и кончилась игра!». Движения карусели становятся все медленней. При словах «вот и кончилась игра» дети опускают шнур на землю и расходятся.
Правила: Занимать места на карусели можно только по звонку. Не успевший занять место до третьего звонка, не принимает участия в катании. Делать движения надо согласно тексту, соблюдая ритм.
Подвижная игра «Мышеловка»
Цель: Развивать у детей выдержку, умение согласовывать движения со словами, ловкость. Упражняться в беге и приседании, построении в круг и ходьбе по кругу. Способствовать развитию речи.
Содержание: Играющие делятся на две неравные группы. Меньшая образует круг- «мышеловку», остальные «мыши»- они находятся вне круга. Играющие, изображающие мышеловку, берутся за руки и начинают ходить по кругу, приговаривая:«Ах, как мыши надоели, все погрызли, все поели.
Берегитесь же, плутовки, доберемся мы до вас.
Вам поставим мышеловки, переловим всех сейчас».
Дети останавливаются и поднимают сцепленные руки вверх, образуя ворота. Мыши вбегают в мышеловку и выбегают из нее. По слову воспитателя: «хлоп», дети стоящие по кругу, опускают руки и приседают- мышеловка захлопнулась. Играющие, не успевшие выбежать из круга, считаются пойманными. Пойманные мыши переходят в круг и увеличивают размер мышеловки. Когда большая часть мышей поймана, дети меняются ролями.
Правила: Опускать сцепленные руки по слову «хлоп». После того, как мышеловка захлопнулась, нельзя подлезать под руки.
Игра «Мороз – красный нос» (вариант: «Снежная королева»)
Цель: учить детей перебегать в рассыпную с одной стороны площадки на другую, увёртываясь от ловишки, действовать по сигналу, сохранять неподвижную позу. Развивать выдержку, внимание. Закрепить бег с захлёстом голени, боковой галоп.
Содержание:
На противоположных сторонах площадки обозначается два дома, в одном из них находятся игроки. Посередине площадки лицом к ним становится водящий – Мороз- красный нос, он говорит:
«Я мороз – красный нос.
Кто из вас решится
В путь дороженьку пуститься?»
Дети отвечают хором:
«Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз»
После этого они перебегают через площадку в другой дом, мороз их догоняет и старается заморозить.
Правила: Замороженные останавливаются на том месте, где их настиг мороз, и стоят так до окончания пробежки. Мороз подсчитывает, сколько играющих удалось при этом заморозить, учитывается, что играющие выбежавшие из дома до сигнала или оставшиеся после сигнала, тоже считаются замороженными.
«Коршун и наседка»
Цель: учить детей двигаться в колонне, держась друг за друга крепко, не разрывая сцепления. Развивать умение действовать согласованно, ловкость.
Содержание:В игре участвуют 8-10 детей, одного из игроков выбирают коршуном, другого наседкой. Остальные дети – цыплята, они становятся за наседкой, образуя колонну. Все держаться друг за друга. В стороне гнездо коршуна. По сигналу он вылетает из гнезда и старается поймать цыплёнка, стоящего в колонне последним. Наседка, вытягивая руки в стороны, не даёт коршуну схватить цыплёнка. Все цыплята следят за движениями коршуна и быстро двигаются за наседкой.