Татьяна Юрьевна
Консультация для воспитателей и родителей дошкольников «Стопотерапия — как средство укрепления иммунитета»
▼ Скачать + Заказать документы
Стопотерапия считается одним из нетрадиционных методов сохранения и укрепления здоровья, закаливания, профилактики и коррекции плоскостопия.
Она включает в себя несколько видов:
• Массаж и самомассаж стоп;
• Игры и упражнения для профилактики и лечения, лечебная гимнастика
для стоп;
• Вибрационный массаж;
• Водные профилактические процедуры;
• Босохождение /игры, упражнения, разные виды деятельности на улице,
желательно на природе, и в помещении на физкультурных занятиях, утренней зарядке и др. /
Темочки:
• Ортопедическая обувь, коррегирующие стельки, супинаторы.
Даже если у вашего малыша все в порядке со здоровьем, врачи отмечают хорошее состояние свода стопы и отсутствие каких-либо проблем, иметь это приспособление полезно в профилактических целях. Практически всем известно, что на стопе есть множество точек, воздействие на которые благотворно влияет на организм. Занятие с детьми на массажном коврике дает следующие преимущества:
• способствует правильному формированию стопы;
• является профилактикой плоскостопия;
• повышает иммунитет;
• стимулирует развитие малыша (в том числе и речевое);
• снимает нервное напряжение, расслабляет.
На самом деле это не новое веяние оздоровления организма. С давних времен люди ходили босиком по земле, траве. Это укрепляло здоровье. Сейчас у большинства нет возможности бегать по росе, скошенным злакам или газону. Хорошей альтернативой будут домашние оздоровительные процедуры. А для ребенка это можно совместить с увлекательной игрой и развивающими занятиями.
Одним из перечисленных видов стопотерапии является массаж и самомассаж. Преимущество этого метода в том, что он очень прост в применении, доступен для любого возраста, экономичен, лоялен, не требует особых условий, а самое главное он обладает огромным оздоровительным потенциалом и имеет широкий спектр профилактики и коррекции различных отклонений в здоровье, его сохранения и укрепления. Сегодня уже многие педагоги активно применяют этот метод в работе с дошкольниками. Массаж и самомассаж стоп заключается в активном воздействии на мышцы, суставы и связочный аппарат стопы, активные точки подошвы, кожные покровы. В результате происходит укрепление стопы в целом, увеличивается свод, развивается сила мышц и решается одна из важных педагогических задач на современном этапе - профилактика и коррекция плоскостопия. На сегодняшний день этот вид заболевания у детей дошкольного возраста наиболее распространён и считается одним из самых актуальных вопросов здоровья.
Плоскостопие - это статическая деформация стопы, характеризующаяся уплощением её сводов. Плоскостопие бывает продольным и поперечным, но чаще смешанным. Несмотря на то, что на первый взгляд это заболевание не заметно, кажется простым и не имеет каких-либо особых симптомов, а на начальных стадиях и вовсе не выражено, в медицине оно считается серьёзным заболеванием, которое существенно влияет на здоровье. В действительности плоскостопие в детстве без соответствующей профилактики и лечения у взрослого человека усиливается, вызывает серьёзные нарушения здоровья, ведёт к различным патологиям, а нередко приводит к полной потере трудоспособности.
Последствиями плоскостопия являются болевые ощущения (иногда сильные боли) в ступнях, ногах, тазобедренном отделе, разных отделах позвоночника. Плоскостопие непременно ведёт к нарушению работы опорно-двигательного аппарата, кровообращения, к нарушению осанки, и главное к сотрясению внутренних органов и мозга, что ведёт к различным хроническим заболеваниям.
На подошвы ног, как и на ладони рук, проецируется всё тело, и они отражают состояние органов, систем и их функций.
Стопы, по воззрениям традиционной медицины, представляют органы, расположенные в средней части тела, включая печень, желчный пузырь, селезёнку, желудок, почки и мочевой пузырь, в отличие от кистей, представляющих в большей степени верхнюю и нижнюю области тела, включая лёгкие, сердце, тонкий и толстый кишечник. Подошвы, как и всё тело человека, имеют огромное количество нервных рецепторов, скопление которых в определённых местах образуют так называемые биологически активные точки, которые в медицинской практике известны как рефлекторные, имеющие первичную связь с определёнными органами и частями тела.
Стопотерапия, стимуляция стоп – это простые и полезные упражнения для всей семьи, но особую ценность они несут малышам, так как не только укрепляют организм и его системы в целом, но и являются хорошей профилактикой плоскостопия и лечением достаточно сложных заболеваний опорно-двигательного аппарата. К тому же такие упражнения влияют на центры, которые отвечают за развитие речи, а для наших малышей – это важно. Итак, приступим к занятиям!
Массаж определённых участков и точек на подошвах ступней обеспечивает благоприятный доступ жизненной энергии в любой участок тела. Такой массаж можно обеспечить путём хождения по дорожкам - массажёрам или так называемым «дорожкам здоровья».
Эти дорожки представляют собой коврики разной длины и ширины, плоские с различными следами и со специальным покрытием: игольчатым, ребристым, с жёстким ворсом и т. д., а также коврики с различными предметами. К дорожкам здоровья так же относятся дорожки с мягким набивным материалом,вата, поролон, синтепон. Хождение по дорожкам здоровья вызывает у детей большой интерес и радостные эмоции. Не прилагая особых усилий, ребёнок в непринуждённой, свободной форме выполняет самомассаж стоп, получая приятные ощущения, удовольствие, а его организм наполняется энергией, здоровьем.
ки вместе, пятки разведены в стороны; поднимание на носки, ходьба на наружных краях стопы, ходьба по наклонной плоскости.
КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ СТОПОТЕРАПИИ
Стопотерапия.
I .Ходьба на носках.
2. Ходьба на пятках.
3. Ходьба на наружном крае стопы.
4. Ходьба на носках и в поду приседе (согнутые колени).
5. Сидя на скамейке или стульчике для детей, ноги прямые, опираются на пятки:
а) сгибание и разгибание ног в голеностопном суставе (сначала носок тянуть к полу, затем максимально на себя);
б) вращательные движения стопами.
Оба упражнения повторяются по 10-15 раз.
6. Сидя, ноги согнуты примерно под прямым углом, стопы на полу :
а) подъем стоп на носки (12-15 раз);
б) подъем стоп на пятки (носки тянуть на себя (12-15 раз);
в) подъем на пальцы (на кончики пальцев, максимально прогибая стопу (10-12 раз).
7. Сидя, ноги согнуты, стопы на гимнастической палке:
а) поочередное касание пола носками и пятками;
б) перекатывание палки стопами.
8. Сидя, захват пальцами ног карандаша (10-15 раз).
9. Стоя на носках:
а) пружинящие сгибания ног в голеностопном суставе, не касаясь, пола пятками (12-15 раз);
б) приседания на носках.
10. Стоя с опорой руками о стул, спинку кровати и т. д., перекаты с пятки на носки, 10-12 раз.
11. Ходьба боком по гимнастической палке.
12. Стоя, держась руками за стол, поочередное расслабление ног во всех суставах.