Силина Татьяна Георгиевна
Консультация для воспитателей «Чтение сказок как средство для развития творческого потенциала детей»
▼ Скачать + Заказать документы
«Чтение сказок, как средКонсультация для воспитателей
«Чтение сказок, как средство для развития творческого потенциала детей».
«Прививая вкус к вымыслу и умножая способы выдумывания историй, мы помогаем детям проникать в действительность через окно, минуя дверь. Раз это интереснее, значит, полезнее», - говорил Джанни Родари. Это высказывание оправдывает тему нашей консультации.
Публикация «Консультация для воспитателей „Чтение сказок как средство для развития творческого потенциала детей“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной, креативной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Перед дошкольными образовательными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь зависит от адекватного подбора содержания и применения педагогически выверенных методов и средств.
В середине ХХ века появился уникальный метод работы с внутренним миром ребенка – сказкотерапия, разработанный М. Эриксоном.
В словаре Ожегова дается определение, что «сказка – это повествовательное, народно -поэтическое произведение о вымышленных мирах и событиях, преимущественно с участием волшебных сил».
Мудрецы говорят, что самое главное – напитать душу ребенка добром. Наверное, это и есть главная задача сказок.
Сказкотерапия – это забота об эмоциональном и психологическом здоровье личности средствами народно - поэтических произведений, то есть сказками
Цель сказкотерапии – активизация творческого созидающего начала, раскрытие глубин собственного внутреннего мира, развитие его самосознания.
Сказка формирует доверие ребенка к миру; она прививает ценности добра и справедливости, душевной красоты; воспитывает уважение к семье, к взрослым, к коллективу детей; обеспечивает основу для реализации эмоционально положительного опыта растущей личности дошкольника.
Основные приемы работы со сказкой, которые можно применять с целью по развитию у детей творческих способностей :
- анализ сказок.
Например, для анализа выбирается известная сказка. При этом ребенку предлагается ответить на ряд вопросов: «Как ты думаешь, о чем эта сказка?»; «Кто из героев больше всего тебе понравился и почему?»; «Почему герой совершил те или иные поступки?»;
- рассказывание сказок. Помогает проработать такие моменты, как развитие фантазии, воображения. Ребенку предлагается рассказать сказку от имени других действующих лиц, участвующих в сказке;
- переписывание сказок - еще один прием работы в этом направлении. Переписывание и дописывание авторских и народных сказок можно использовать, когда ребенку чем-то не нравится сюжет, поворот событий в сказке. Этот прием позволяет освободиться ему от внутреннего напряжения;
- постановка сказок с помощью кукол. Работая с куклой, ребенок видит, что каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным. Работа с куклами позволяет совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, которые обычно ребенок по каким-то причинам не может себе позволить проявить;.
- сочинение сказок.
+ В Мои закладки
Начало развития творческих способностей детей падает на дошкольный возраст, когда меняется характер их деятельности по сравнению с ранним детством.
Воображение дошкольников приобретает все более активный характер, у них развивается способность к творческой деятельности.
Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребёнка, в частности его художественных способностей. Задача педагога, опираясь на склонность детей к подражанию, прививать им навыки и умения, без которых невозможна творческая деятельность, воспитывать у них самостоятельность, активность в применении этих знаний и умений, формировать критическое мышление, целенаправленность.
Обучение играет огромную роль в творческой деятельности»ребёнка. «Творческое начало пронизывает процесс усвоения навыков». При правильном обучении творчество детей достигает относительно высокого уровня. «Сознание играет ведущую роль в деятельности человека в целом, тем более в творческой, где требуется полет мысли, сила воображения, опирающегося на опыт и знания. Способность анализа, критического отношения к качеству работы, которые у ребенка нарастают, прокладывают путь к новым достижениям в этой области, дают перспективу для дальнейшего развития и укрепления творческих способностей ребенка».
Развитие игрового замысла связано с общим умственным развитием ребенка. Растущие познавательные интересы детей обогащают сюжеты их игр, делают более стойкими замыслы, которые иногда на длительное время завладевают их воображением.
Появление длительной игры говорит о новом, более высоком этапе развития игрового творчества. Продолжительное пребывание в одной роли помогает детям глубже вникать в смысл изображаемого.
Так, во время многодневного «морского путешествия» то один, то другой ребенок придумывал интересные эпизоды: водолазы опускались на дно моря и поднимали затонувший корабль, в жарких странах ловили обезьян и отвозили их в зоопарк.
Развитие творческого воображения проявляется и в том, что дошкольники объединяют в игре различные события, вводят новые, недавние, которые произвели на них впечатление, иногда включают в изображение реальной жизни эпизоды из сказок.
Особый характер приобретает замысел в играх-драматизациях, которые отличаются от обычной творческой игры тем, что создаются по готовому сюжету, взятому из книги.
Сказки и рассказы по-разному отражаются в играх детей разных возрастов. Малыши обычно воспроизводят отдельные эпизоды. С возрастом дети начинают передавать сказку целиком, иногда внося в нее изменения, используя при этом свой жизненный опыт.
У старших ребят появляется иное отношение к событиям и героям сказок. Они стараются глубже передать образ героя, показать свое отношение к нему. Иногда дети поражают выразительностью мимики, жеста, слова. Участвуя в театрализациях по знакомым сказкам, дети проявляют способности, которые проявляются от их внутренних переживаний, чувств. Дети играют в сказку «Морозко» (Злая мачеха прогоняет падчерицу в лес. Девочка с неподдельной грустью и страхом на лице берёт свое пальтишко и медленно надевает его, долго застегивая пуговицы. Никто не учил ее этому, у нее получилось все непосредственно и искренне.)
Таким образом, в играх дошкольников замысел получает значительное развитие – от случайного, по ассоциации возникающей цели до сознательно задуманной темы игры, от подражания действиям того или иного человека до передачи его переживаний, чувств.
Игровое творчество проявляется и в поисках средств для изображения задуманного. Дети реализуют свой замысел с помощью речи, жестов, мимики, употребляя разные предметы, сооружения, постройки.
Входя в роль, ребёнок старается подражать поступкам, манерам, речи своего героя. Игровые действия детей всегда реальны : «мама» поит из ложечки больную дочку-куклу молоком. И ложечка, и молоко – воображаемые, но действия девочки настолько выразительны, что зритель как будто видит эту ложку, которую она осторожно подносит к губам куклы-дочки.
Между речью и игрой существует двусторонняя связь: с одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой стороны, сама игра развивается под влиянием развития речи.
Вначале ребёнок словом только обозначает свои действия, таким образом осмысливая их. Затем он пользуется словом, чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства. «Шофер» как будто неподвижно сидит в машине, но прислушивайтесь к его словам: он объезжает площадь, спускается в туннель, останавливается по знаку светофора.
Таким образом, игровое творчество развивается под влиянием воспитания и обучения, уровень его зависит от приобретенных знаний, привитых умений, от сформированных интересов ребёнка. Кроме того, в игре с особой силой проявляются индивидуальные особенности детей, также влияющих на развитие творческого замысла.
+ В Мои закладки
ство для развития творческого потенциала детей».