Елизавета Медведева
Консультация для родителей «Задержка речевого развития у детей с нарушением слуха»
▼ Скачать + Заказать документы
Снижение слуха действительно является одной из наиболее серьёзных причин задержки развития или отсутствия речи. На первом году жизни предречевые реакции (гуление, лепет) у ребёнка с нарушениями слуха почти такие же, как у слышащего малыша. У такого ребёнка также формируется комплекс оживления (улыбается, активно двигает ручками и ножками) в ответ на голос и улыбку взрослого, склонившегося над ним, он может гулить и лепетать.
Публикация «Консультация для родителей „Задержка речевого развития у детей с нарушением слуха“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Однако к концу первого года лепет начинает затухать, а затем и вовсе исчезает. Ребёнок с большими потерями слуха может начать говорить только после специального обучения у сурдопедагога - специалиста по нарушениям слуха. У детей со средними или небольшими потерями слуха речь появляется в более поздние сроки по сравнению со сверстниками, но страдает качество речи.
Заметим, что ребёнок со сниженным слухом не лепечет во время игр и не сопровождает свою игру другими вокализациями (произнесением звуков, звукосочетаний).
Если у вас возникли подозрения, что у малыша снижен слух, понаблюдайте за тем, как он реагирует на звуки. Отсутствие реакции на звуки может говорить об определённых нарушениях слуха.
Обязательно нужно обратиться к сурдологу, если:
- вы замечаете у малыша признаки нарушения слуха, описанные выше;
- из уха ребёнка выделяется беловатая или желтоватая жидкость. В таких случаях малыш не всегда проявляет беспокойство или жалуется на неприятные или болезненные ощущения. Однако такие выделения могут указывать на воспаление среднего уха;
- ребёнок хватается за уши, бьёт по ним, трёт их и плачет. Возможно, у малыша инфекционное заболевание, которое требует незамедлительного лечения. Иначе это может привести к необратимым нарушениям в органе слуха;
- малыш затыкает уши и плачет, услышав чересчур громкий звук.
Как правильно построить общение с ребёнком со сниженным слухом?
1. Разговаривая с ребёнком, убедитесь в том, что он видит ваши губы. Для него очень важно читать по губам.
2. Если вы хотите обратить внимание ребёнка на игрушку (или предмет, поднесите её к губам и рассказывайте о ней, удерживая её на уровне рта.
3. Разговаривайте с ребёнком, приближая губы на расстояние 10-15см от уха малыша, или говорите громче.
4. Не бойтесь пользоваться смысловыми жестами. Вы можете придумать целую систему жестов, понятную только вам и вашему ребёнку. Они не имеют ничего общего с «языком глухих», которого опасаются многие родители. Жесты помогут вашему ребёнку научиться понимать смысл многих слов и общаться с вами, пока он не начнёт говорить.
5. Дополнительным средством, которое поможет вашему малышу научиться понимать обращённую к нему речь, может стать ваша мимика. Утрированные, то есть преувеличенные, выражения радости, испуга, восторга, страха позволяют ребёнку лучше понять, что вы хотите ему сказать.
6. Учите малыша выражать свои желания и потребности, используя все доступные ему средства общении - жесты, мимику, интонацию, слова.