Ярыгина Ирина Игоревна
Консультация для родителей «Роль домашних заданий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей детей с речевыми нарушениями
Роль домашних заданий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда
Подготовил:
учитель-логопед
Ярыгина И. И.
МБДОУ «Детский сад
№ 68 «Яблонька»
Тамбов
Публикация «Консультация для родителей „Роль домашних заданий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Эффективность коррекционной помощи ребенку зависит от вовлеченности родителей. Немалая роль в сотрудничестве родителей ребёнка с речевыми нарушениями и логопеда отводятся домашним заданиям.
Логопедические домашние задания – это задания, направленные на закрепление у детей в домашних условиях тех знаний, умений и навыков, которые были получены на занятиях учителя-логопеда.
Часто родители интересуются : «Для чего нужны домашние задания, если ребенок занимается с логопедом?». Роль родителей в коррекции речевых нарушений заключается в том, что, используя материал, выданный учителем-логопедом, они получают возможность закреплять с ребенком полученные на логопедических занятиях речевые умения и навыки не только при выполнении заданий в тетрадях, но и в обычной ежедневной коммуникации: во время игр, прогулок, экскурсий, походов в магазин, то есть в повседневной жизни. Домашнее задание ребёнок выполняет в индивидуальной рабочей тетради под обязательным присмотром взрослого. необходимо, чтобы с ребёнком занимался постоянно один из родителей – это поможет ребёнку и взрослому настроиться, и придерживаться единых требований.
Так что же учитель-логопед задаёт для выполнения на дом?
Задания включают в себя основные разделы:
- артикуляционная гимнастика, включающая упражнения, отсутствующих звуков; подготавливающие артикуляционный аппарат для постановки;
- в дальнейшей работе добавляются упражнения на автоматизацию поставленных звуков. Эти упражнения должны выполняться дома ежедневно от 3 до 5 раз в день. Упражнения выполняются перед зеркалом (чтобы ребёнок мог себя контролировать). Необходимо добиваться точности и четкости движений.
- задание на развитие фонематического слуха и восприятия, воспитание основ звуко-слогового анализа и синтеза;
- лексико-грамматические задания направлены на аополнение словаря, а главное на стимулирование и использование в активной речи ребёнка полученных знаний, путём упражнений на словообразование, изменение по родам, числам и падежам, на согласование прилагательных и числительных с существительными; словоизменение при помощи приставок, суффиксов, объединение основ; подбор родственных, обобщающих и уточняющих слов;
- задания по развитию связной речи: это построение простых и сложных распространённых предложений с предлогами и без (по схеме); это рассказы, заучивание подобранных для ребёнка стихов;
- задания на развите мелкой моторики и подготовки руки к письму: обведение по контуру, дорисовывание элементов, штриховка в различных направлениях разными способами по образцу; печатание букв, слогов, слов и предложений;
- задания на закрепление навыков грамоты и чтения: прочитывание слоговых таблиц, с последующим усложнением и увеличением объёма текстов; ребусы, кроссворды и занимательные задания с изученными буквами.
ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ И ПОМНИТЬ РОДИТЕЛЯМ ПРИ КОНТРОЛЕ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ домашнего ЗАДАНИЯ :
1. Домашнее задание в индивидуальной тетради записывает логопед. Выдаётся тетрадь воспитателями группы в пятницу в вечерние часы.
2. Домашние задания выполняются не в один приём, а делятся на части (по10-15 минут работы).
3. Не стоит выполнять задания в воскресенье вечером перед сном. Большую эффективность принесёт выполнение задания небольшими кусочками (по 2-3 упражнения) : в пятницу в вечерние часы, суббота и воскресенье в дневное время.
Артикуляционная гимнастика и автоматизация звуков выполняется ежедневно до 3-х раз в день.
Остальные задания выполняются однократно:
-все задания прочитываются взрослыми для ребёнка вслух. Эти задания ребёнок делает устно, а взрослый пишет в индивидуальную тетрадь ответ ребёнка, не корректируя его : сохраняя все произнесённые окончания и формы слов.
-графические задания ребёнок выполняет самостоятельно (рисует, выполняет штриховку и пр.) но под строгим контролем присмотром взрослого. Тогда рабочая тетрадь будет выглядеть аккуратно и красиво.
4. Индивидуальную рабочую тетрадь с выполненным домашним заданием ребёнок приносит в детский сад в понедельник.
Контроль за выполнением домашнего задания позволяет выстроить тесную взаимосвязь между учителем-логопедом, воспитателями группы и родителями, общей целью которых является коррекция речевых нарушений дошкольника.