Олеся Ананьева
Задержка развития речи: причины, симптомы, коррекция
▼ Скачать + Заказать документы
Задержка речевого развития (ЗРР) отмечается у детей уже в раннем возрасте. Первые признаки становятся заметны родителям при сравнении разговорной речи собственного ребенка и его сверстников. В возрасте полутора - двух лет разница несущественна, но очевидна: наблюдается отсутствие у ребенка фразовой речи к 2 годам и связной речи к 3 годам. Речевое развитие некоторых детей в силу разных причин останавливается на этапе лепета или появления первых слов. В каждые последующие полгода отставание от нормы становится более существенным.
Давайте разберёмся в причинах и признаках ЗРР, и тех этапах, которые предстоит грамотно выстроить для того, чтобы речь ребёнка начала развиваться полноценно.
Причины
Проблемы с речью у детей не являются самостоятельным нарушением. Это состояние часто является последствием особенностей развития ребенка, а также осложнением существующих заболеваний.
Среди причин можно выделить различные патологии внутриутробного развития (гипоксия плода, асфиксию в родах, родовые травмы, недоношенность, повышенное внутричерепное давление у ребенка, наследственную предрасположенность, психические расстройства, черепно-мозговые травмы, снижение слуха, заболевания центральной нервной системы. Негативное влияние оказывают также токсикозы в первой половине беременности и т. п.
Симптомы
Признаки задержки речевого развития у детей появляются уже в самом раннем возрасте:
ограниченный словарный запас; отсутствие фразы из 2 слов («мама дай», «ляля спит») к 2 годам; отсутствие связной речи к 3 годам, недоговаривание частей слов, ограниченный активный словарный запас, когда ребенок не может выразить с помощью речи свое желание или просьбу, ограниченное количество согласных звуков (например, п, б, м, т, д и т. д., не участвует в игре «понарошку», не повторяет слова, использует в основном существительные (имена людей, места, вещи) и несколько глаголов (слова действия, испытывает сложности в игре со сверстниками, испытывает сложности понимания обращенной речи, использует несколько жестов для общения или совсем не использует жесты.
Особенности диагностики и коррекционных занятий при задержке речевого развития
Коррекция любых форм речевой задержки начинается c диагностики специалиста. Она нужна для того, чтобы уточнить заключение, определить форму задержки речевого развития, оценить уровень развития высших психических функций у ребенка и определить возможные негативные факторы, повлиявшие на его состояние.
Все эти аспекты очень важно учесть для выработки правильного способа коррекции и запуска речи при ЗРР.
Содержание коррекционной работы и форма проведения занятий будет зависеть от причины нарушения и общего уровня развития самостоятельной деятельности ребенка.
Развивая совместную деятельность в игре мы также не должны забывать, что для появления речи не маловажную роль играет сформированность:
всех органов чувств;
зрительного и слухового гнозиса (формирование зрительного гнозиса начинается с узнавания реальных предметов и реалистических изображений);
слухового гнозиса - с восприятия речевых и неречевых звуков, а также имитации, пропевания и проговаривания звуков);
пальцевого и кистевого праксиса;
артикуляционного праксиса (способность произносить звуки и слова);
понимание речи развито как минимум на уровне двухступенчатой инструкции ("возьми лейку и полей цветы");
базовые социально-бытовые навыки (ребенок проявляет интерес к общению, сотрудничеству, умеет одеться, раздеться, есть, знает, как умываться, ходить в туалет);
инициатива (любознательность, способность сделать выбор);
мышление (выстраивание логического ряда, понимание причинно-следственных связей);
отсутствие поведенческих проблем.