Приложение МААМ

Консультация для родителей «Развитие фонематического слуха у дошкольников»

Светлана Баландеу
Консультация для родителей «Развитие фонематического слуха у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Часто взрослые удивляются и не понимают выражение: «У ребенка

снижен фонематический слух». А для полноценного усвоения звуковой

структуры речи он имеет большое значение. Что же это такое?

Фонематический слух – это способность человека к анализу и синтезу

речевых звуков, то есть слух, обеспечивающий восприятие фонем данного

звука и обладающий способностью осуществлять операции различения и

узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.

Нарушение же фонематического слуха приводит к тому, что ребенок не

Темочки:

воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или

сходные по артикуляции звуки речи. Словарь ребенка не пополняется теми

словами, в состав которых входят трудно различимые звуки. Многие

предлоги или безударные окончания слов остаются «не уловимыми».

И если не обратить внимание на развитие фонематического слуха в

дошкольном возрасте, то в школе возникнут проблемы с русским языком и

чтением.

Важно помнить, что именно в дошкольный период речь ребенка

развивается наиболее интенсивно, а главное – она наиболее гибка и

податлива.

Когда начинать развивать фонематический слух?

Чем раньше, тем лучше. Но не позже 4 лет. Само собой разумеется, что

маленький ребенок не может произносить правильно все звуки речи, так как

его артикуляционный аппарат не окреп и не развился в достаточной степени.

Искаженное произношение звуков дошкольником до 4 лет считается

нормальным явлением и носит название возрастное или физиологическое

развитие речи.

Нарушен или нет фонематический слух у ребенка? Как

определить?

Для этого необходимо выполнить ряд заданий:

1. Ребенок повторяет слоги парами (звуки правильно произносимые)

па-ба, да-та, ка-га, па-пя, ба-бя, да-дя

Если ребенок неправильно произносит некоторые звуки, то различение их

проверяется следующим образом: взрослый произносит ряд слогов

са, ша, ца, ша, ча, ша, за, жа, ша, са, ша

Ребенок, услышав слог ША, хлопает в ладоши.

2. Далее следует проверить, различает ли ребенок слова, близкие по

звучанию, но разные по смыслу.

Взрослый произносит слова:

Дом-том, коза-коса, пень-день, кот-год

Ребенок рассказывает о значении слов или показывает соответствующую

картинку.

Взрослый произносит цепочки слов:

Бак-мак-так, тень-день-пень, тук-сук-лук

Ребенок повторяет их.

Это позволяет выявить не только уровень фонематического восприятия,

но степень развития внимания, слуховой памяти. В результате легко

определить, развит фонематический слух у вашего ребенка или нет.

В какой последовательности лучше развивать фонематический

слух?

1. Узнаем и различаем неречевые звуки.

Предложите ребенку послушать звуки за окном: что гудит?

(машина, что шумит? (деревья) кто разговаривает? (люди, кто

кричит? (мальчик) и так далее.

Предложите поиграть в игру «Угадай, что звучит?»

Взять погремушку, звучащую игрушку, коробку с кнопками, банку с крупой

и др. Дать ребенку послушать их звучание, а потом выполнять действия с

ними за ширмой. Ребенок рассказывает, что он слышит каждый раз.

2. Различаем высоту, силу и тембр голоса.

Читая с ребенком сказку «Три медведя», взрослый изображает

папу-медведя (низкий голос, а затем маму-медведицу (средний

голос) и Мишутку (высокий, а ребенок узнает, кому принадлежит

голос и называет.

Взрослый показывает игрушечного котенка и просит внимательно

послушать и запомнить, как он мяукает, когда находится близко

(громко, и как – когда далеко (тихо). Затем произносит «Мяу»,

меняя силу голоса, а ребенок отгадывает, близко или далеко

мяукает котенок.

3. Различаем слова близкие по звуковому составу.

Взрослый показывает ребенку игрушку или картинку и четко

называет изображение: «Вагон». Затем объясняет: «Я буду

называть эту игрушку (картинку) то правильно, то неправильно, а

ты внимательно слушай. Когда я ошибусь, ты хлопнешь в

ладоши». Далее произнести: «Вагон-вакон-фагон-вагон-факонвагом» и т. д. Необходимо начинать со слов, простых по звуковому

составу, и постепенно переходить к сложным.

4. Различаем слоги.

Взрослый произносит несколько слогов на-на-на-па

Ребенок определяет лишний слог (па). Затем слоговые ряды

усложняются

ка-ка-га-ка, па-ба-па-па, са-са-за-са, ша-са-са-са, жа-за-жа-жа

Взрослый называет одинаковые слоги или оппозиционные

(похожие)

па-па, па-ба, ка-ка, ка-га, фа-ва, ва-ва, да-да, да-та

Ребенок, услышав одинаковые слоги, топает.

5. Различаем фонемы (звуки) родного языка.

Начинать нужно обязательно с дифференциации (различение) гласных

звуков.

Взрослый произносит кратко гласные звуки

[а, у, а, о, и, а, ы, а, э, а, у, и, а, ы, а, о, а]

Ребнок, услышав звук [а], проговаривает его за взрослым

6. Формируем у ребенка навыки элементарного звукового анализа.

Начинать обучение нужно с определения количества слогов в слове, для

этого отхлопывают двух- и трехсложные слова

ма-ма, ка-ша, тап-ки, кош-ка, мо-ло-ко, са-по-ги, ма-ши-на и др.

Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и

различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно построить

предложение и т. д., одна из насущных проблем, стоящих перед дошкольным учреждением.

Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению

в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь

формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием

фонематического слуха, являются потенциальными детьми с нарушениями

письма и чтения.

Преодоление недоразвития фонематического слуха достигается путем

целенаправленной, систематической логопедической работы по коррекции

звуковой стороны речи и развития фонематического слуха.

Литература: Варенцова Н. С. ,Колесникова Е. В. Развитие фонематическогослуха у дошкольников. -М. ,1997.

Выготский Л. С. Мышление и речь. –М. :Лабиринт.

Гвоздв А. Н. Вопросы изучения детской речи. -М. ,

Журова Л. Е., Эльконин Д. Б. К вопросу о формировании фонематического

восприятия у детей дошкольного возраста. М. :Просвещение.

Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. -М. ,2002.

Публикации по теме:

Проект «Повышение компетентности родителей в коррекционной работе по развитию фонематического слуха дошкольников» Современная действительность предъявляет высокие требования к нам, взрослым сформировавшимся людям. Но требования растут и к ребенку –.

Развитие фонематического слуха у дошкольников «Развитие фонематического слуха у дошкольников» Родители часто полагают, что достаточно выучить с ребёнком буквы, и он станет грамотно читать.

Буклет для родителей «Обучение грамоте и развитие фонематического слуха» ШПАРГАЛКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Обучение грамоте и развитие фонематического слуха» Наша речь состоит из предложений. Предложение - это законченная.

Игры на развитие фонематического слухаИгры на развитие фонематического слуха Умение различать фонемы без визуализации букв, определение звукового состава слова называется фонематическим слухом. Этот навык лежит в.

Консультация для родителей и педагогов «Дидактические игры для развития фонематического слуха» Дидактические игры для развития фонематического слуха Фонематический слух - умения выделять и различать звуки речи. Без полноценного восприятия.

Консультация для родителей «развитие фонематического слуха у детей 5–6 лет» «Развитие фонематического слуха у детей 5 -6 лет»В развитии речи детей большую роль играет формирование фонематического слуха. Фонематическим.

Межрегиональный семинар логопедов. Тема: «Развитие фонематического слуха у детей с ФФН» "МКДОУ детский сад "Сказка" г. Яранска Кировской области, учитель-логопед Кропачева Светлана Витальевна, декабрь, 2018 г. Тема: «Развитие.

Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста Фонематическое восприятие - это способность воспринимать и точно дифференцировать все звуки речи. Дети с хорошим фонематическим восприятием.

Развитие слухового внимания и фонематического слуха детей дошкольного возраста. Памятка для родителей Уважаемые родители! Предлагаем Вашему вниманию ряд игр, которые можно использовать для развития речи детей[/i]! Определение звучания игрушек.

Консультация для родителей «Упражнения для фонематического слуха» 1.«Правильно – неправильно». Приготовьте яркие картинки с изображением разных предметов. Показывайте их малышу и называйте, но не правильно,.

Автор публикации:
Консультация для родителей «Развитие фонематического слуха у дошкольников»
Опубликовано: 1 декабря 2019 в 14:48
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Развитие фонематического слуха у дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Баландеу (УИ 1918058) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД