Светлана Баландеу
Консультация для родителей «Развитие фонематического слуха у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Часто взрослые удивляются и не понимают выражение: «У ребенка
снижен фонематический слух». А для полноценного усвоения звуковой
структуры речи он имеет большое значение. Что же это такое?
Фонематический слух – это способность человека к анализу и синтезу
речевых звуков, то есть слух, обеспечивающий восприятие фонем данного
звука и обладающий способностью осуществлять операции различения и
узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.
Нарушение же фонематического слуха приводит к тому, что ребенок не
Темочки:
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или
сходные по артикуляции звуки речи. Словарь ребенка не пополняется теми
словами, в состав которых входят трудно различимые звуки. Многие
предлоги или безударные окончания слов остаются «не уловимыми».
И если не обратить внимание на развитие фонематического слуха в
дошкольном возрасте, то в школе возникнут проблемы с русским языком и
чтением.
Важно помнить, что именно в дошкольный период речь ребенка
развивается наиболее интенсивно, а главное – она наиболее гибка и
податлива.
Когда начинать развивать фонематический слух?
Чем раньше, тем лучше. Но не позже 4 лет. Само собой разумеется, что
маленький ребенок не может произносить правильно все звуки речи, так как
его артикуляционный аппарат не окреп и не развился в достаточной степени.
Искаженное произношение звуков дошкольником до 4 лет считается
нормальным явлением и носит название возрастное или физиологическое
развитие речи.
Нарушен или нет фонематический слух у ребенка? Как
определить?
Для этого необходимо выполнить ряд заданий:
1. Ребенок повторяет слоги парами (звуки правильно произносимые)
па-ба, да-та, ка-га, па-пя, ба-бя, да-дя
Если ребенок неправильно произносит некоторые звуки, то различение их
проверяется следующим образом: взрослый произносит ряд слогов
са, ша, ца, ша, ча, ша, за, жа, ша, са, ша
Ребенок, услышав слог ША, хлопает в ладоши.
2. Далее следует проверить, различает ли ребенок слова, близкие по
звучанию, но разные по смыслу.
Взрослый произносит слова:
Дом-том, коза-коса, пень-день, кот-год
Ребенок рассказывает о значении слов или показывает соответствующую
картинку.
Взрослый произносит цепочки слов:
Бак-мак-так, тень-день-пень, тук-сук-лук
Ребенок повторяет их.
Это позволяет выявить не только уровень фонематического восприятия,
но степень развития внимания, слуховой памяти. В результате легко
определить, развит фонематический слух у вашего ребенка или нет.
В какой последовательности лучше развивать фонематический
слух?
1. Узнаем и различаем неречевые звуки.
Предложите ребенку послушать звуки за окном: что гудит?
(машина, что шумит? (деревья) кто разговаривает? (люди, кто
кричит? (мальчик) и так далее.
Предложите поиграть в игру «Угадай, что звучит?»
Взять погремушку, звучащую игрушку, коробку с кнопками, банку с крупой
и др. Дать ребенку послушать их звучание, а потом выполнять действия с
ними за ширмой. Ребенок рассказывает, что он слышит каждый раз.
2. Различаем высоту, силу и тембр голоса.
Читая с ребенком сказку «Три медведя», взрослый изображает
папу-медведя (низкий голос, а затем маму-медведицу (средний
голос) и Мишутку (высокий, а ребенок узнает, кому принадлежит
голос и называет.
Взрослый показывает игрушечного котенка и просит внимательно
послушать и запомнить, как он мяукает, когда находится близко
(громко, и как – когда далеко (тихо). Затем произносит «Мяу»,
меняя силу голоса, а ребенок отгадывает, близко или далеко
мяукает котенок.
3. Различаем слова близкие по звуковому составу.
Взрослый показывает ребенку игрушку или картинку и четко
называет изображение: «Вагон». Затем объясняет: «Я буду
называть эту игрушку (картинку) то правильно, то неправильно, а
ты внимательно слушай. Когда я ошибусь, ты хлопнешь в
ладоши». Далее произнести: «Вагон-вакон-фагон-вагон-факонвагом» и т. д. Необходимо начинать со слов, простых по звуковому
составу, и постепенно переходить к сложным.
4. Различаем слоги.
Взрослый произносит несколько слогов на-на-на-па
Ребенок определяет лишний слог (па). Затем слоговые ряды
усложняются
ка-ка-га-ка, па-ба-па-па, са-са-за-са, ша-са-са-са, жа-за-жа-жа
Взрослый называет одинаковые слоги или оппозиционные
(похожие)
па-па, па-ба, ка-ка, ка-га, фа-ва, ва-ва, да-да, да-та
Ребенок, услышав одинаковые слоги, топает.
5. Различаем фонемы (звуки) родного языка.
Начинать нужно обязательно с дифференциации (различение) гласных
звуков.
Взрослый произносит кратко гласные звуки
[а, у, а, о, и, а, ы, а, э, а, у, и, а, ы, а, о, а]
Ребнок, услышав звук [а], проговаривает его за взрослым
6. Формируем у ребенка навыки элементарного звукового анализа.
Начинать обучение нужно с определения количества слогов в слове, для
этого отхлопывают двух- и трехсложные слова
ма-ма, ка-ша, тап-ки, кош-ка, мо-ло-ко, са-по-ги, ма-ши-на и др.
Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и
различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно построить
предложение и т. д., одна из насущных проблем, стоящих перед дошкольным учреждением.
Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению
в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь
формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием
фонематического слуха, являются потенциальными детьми с нарушениями
письма и чтения.
Преодоление недоразвития фонематического слуха достигается путем
целенаправленной, систематической логопедической работы по коррекции
звуковой стороны речи и развития фонематического слуха.
Литература: Варенцова Н. С. ,Колесникова Е. В. Развитие фонематическогослуха у дошкольников. -М. ,1997.
Выготский Л. С. Мышление и речь. –М. :Лабиринт.
Гвоздв А. Н. Вопросы изучения детской речи. -М. ,
Журова Л. Е., Эльконин Д. Б. К вопросу о формировании фонематического
восприятия у детей дошкольного возраста. М. :Просвещение.
Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. -М. ,2002.