Наталия Тимофеева
Проект «Повышение компетентности родителей в коррекционной работе по развитию фонематического слуха дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Современная действительность предъявляет высокие требования к нам, взрослым сформировавшимся людям. Но требования растут и к ребенку – будущему полноправному члену общества. Ребенок становится личностью, а полноценное ее развитие невозможно без формирования правильной речи.
Дошкольный возраст является этапом активного речевого развития. Безусловно, в формировании речи малыша огромную роль играет его окружение, а именно, родители и педагоги. От того, как они говорят с ним, сколько внимания уделяют речевому общению с ребенком, во многом зависит успех дошкольника в усвоении языка.
Публикация «Проект „Повышение компетентности родителей в коррекционной работе по развитию фонематического слуха дошкольников“» размещена в разделах
- Коррекционная работа. Для педагогов коррекционных групп
- Проекты
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2019
Анализируя ситуацию, которая сегодня сложилась в системе воспитания и обучения детей, стало очень заметным количество детей, имеющих те или иные отклонения в речевом развитии. Для того, чтобы устранить речевые нарушения и сформировать устно-речевую базу у дошкольников, необходимо тесное взаимодействие всех участников педагогического процесса: педагогов, специалистов, родителей, где ведущая и координирующая роль принадлежит учителю-логопеду.
Актуальность проекта
В последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общего и речевого развития. И происходит это не только из-за ухудшения генофонда нации, увеличения нарушений перинатального развития детей, их общей соматической слабости, но и за счёт растущей педагогической некомпетентности родителей, эмоциональной депривации в семье, берущей своё начало ещё в младенческом возрасте. Дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, вечно занятые родители в наше время не всегда думают об этом и пускают процесс развития речи своих детей на самотек. Малыш проводит мало времени в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками, редко слушает рассказы и сказки из уст родителей, а уж планомерные развивающие занятия по освоению речи – вообще редкость. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с речевыми нарушениями. Проходит время, и вчерашний дошколенок начинает новый этап своего жизненного пути, он становится учеником, основная деятельность которого – получение знаний, а не игра, как раньше.
В настоящее время школьные программы все больше усложняются, и обучение ставит ребенка в очень жесткие рамки. Современная школа требует, чтобы в 7 лет ребенок владел следующими элементарными учебными навыками:
• Правильно произносил все звуки родного языка;
• Производил звуковой анализ слова;
• Выделял первый и последний звук в слове;
• Называл по порядку все звуки в слове;
• Делил слово на слоги;
• Определял количество звуков и слогов в слове;
• Выделял ударный слог и звук;
• Владел грамотой в пределах, обусловленных программой первого класса массовой школы и т. д.
Успешное овладение учебными навыками и обучение в школе во многом зависит от сформированности в дошкольном возрасте сенсорного опыта ребенка. Сенсорной основой развития слуховой и звуковой стороны языка является фонематический слух. Значение хорошо развитого фонематического слуха для полноценного речевого и умственного развития ребенка неоднократно подчеркивалось исследователями детской психологии и педагогики.
Актуальность и востребованность проекта определяются реальными потребностями системы дошкольного образования и существующими противоречиями между:
• ростом количества детей с речевыми нарушениями и отсутствием возможности оказания коррекционно-логопедической помощи всем нуждающимся в условиях ДОУ общеразвивающего вида;
• необходимостью участия родителей в коррекционно-образовательном процессе и отсутствием эффективных технологий взаимодействия образовательного учреждения и семьи по данному направлению.
Исходя из вышеизложенного, мы видим актуальность и значимость проблемы повышения компетентности родителей в вопросах развития фонематического слуха ребенка.
Следовательно, задача учителя-логопеда — максимально компенсировать пробел знаний у родителей на определенную тему.
Проблема.
Многие родители полагаются в решении проблемы развития речи на логопеда ДОУ. В основном они воспринимают развитие речи только как обучение правильному звукопроизношению.
Из опыта работы с родителями, чьи дети посещают занятия на логопункте, выяснилось, что родители не проявляют желание помочь учителю-логопеду и отстраняются от работы по исправлению речевых недостатков у детей, объясняя это тем, что они не владеют необходимыми знаниями и умениями, не имеют достаточно ясного представления о комплексности процесса коррекции речи. И практически все родители уверены, что оказывать помощь ребенку в коррекции речевых нарушений должен учитель-логопед.
Коррекционная работа в условиях логопункта имеет свою специфику. Логопед на логопункте работает в отличном от речевого сада режиме. Основными формами организации работы с детьми, имеющими нарушения речи, являются индивидуальные и подгрупповые занятия. Наши занятия кратковременные (15-20минут, краткосрочные (2-3 раза в неделю) и рассчитаны на 6-ти или 12 месячный срок обучения.
Логопед на логопункте вынужден вклиниваться в процесс обучения в тот день, когда ребенок посещает его занятия. Сами дети с речевыми нарушениями получают коррекционную помощь порционно, а не ежедневно, как дети логопедической группы детского сада.
Конечно, в условиях логопункта воспитанники имеют возможность получить необходимую специализированную коррекцию различных речевых нарушений, и в первую очередь – фонематического слуха, фонематического восприятия и звукопроизношения. Но здесь необходимо отметить тот факт, что когда дефекты произношения усилиями логопеда устраняются или делаются практически незаметными, в определенном проценте случаев все еще сохраняется устойчивый след недостаточности фонематического анализа. Ребенок как будто все произносит правильно, а правописание он осваивает с большим трудом, допуская достаточное количество труднообъяснимых ошибок. То есть, часть выпускающихся в школу детей являются потенциальными дисграфиками и дислексиками. Они оказываются один на один со своими проблемами, вызывая насмешки одноклассников, недовольство педагогов и раздражение родителей. Систематическая коррекционно – педагогическая и психологическая поддержка оказывается доступна не всем, так как не во всех школах работают учителя - логопеды. Получается, что логопункт, который ребенок посещал в период дошкольного детства – практически единственное место, где он мог получить необходимую специализированную помощь по формированию фонематического слуха.
Это определило необходимость поиска новых направлений работы. Таким направлением мною была выбрана работа с родителями.
Передо мной встала проблема донести до родителей, что формирование речи нельзя сводить лишь к коррекции звукопроизношения. Важно было убедить родителей, что их роль в полноценном речевом развитии ребенка очень велика и все усилия логопеда без их помощи будут недостаточны.
В связи с этим возникла необходимость помочь родителям ознакомиться с приемами развития фонематического слуха, правильно организовать коррекционную работу, определить не только правильные, но и доступные, интересные и увлекательные методы и приемы преодоления речевого нарушения, наполнить конкретным содержанием задания для домашней работы с детьми по усвоению и закреплению полученных знаний. Нам необходимо видеть родителей не только союзниками, но и грамотными помощниками. Ведь ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Активное участие семьи в коррекционном процессе во многом помогает работе учителя-логопеда и ускоряет успехи детей. Поэтому одним из важнейших направлений в коррекционно-воспитательной деятельности учителя-логопеда ДОУ является работа с родителями.
Гипотеза
Если я буду использовать более эффективные формы и методы сотрудничества с родителями, сделаю их своими союзниками, то повысится уровень сформированности фонематического слуха дошкольников. Систематическая и целенаправленная помощь семьи ребенку в развитии фонематического слуха в сочетании с адекватным использованием рекомендаций педагогов и специалистов детского сада на различных этапах обучения будет способствовать большей результативности коррекционной работы. Если целенаправленно и систематически заниматься развитием фонематического слуха детей с дошкольного возраста, повысить компетенцию родителей в данном вопросе, то можно предупредить многие нарушения письменной и устной речи при обучении детей в школе.
Поэтому целью проекта стала разработка и апробация системы методических мероприятий для родителей по вопросам развития фонематического слуха детей.
Выводы
Своевременное развитие фонематических процессов – один из важнейших факторов подготовки воспитанников к школе. Дети, с несформированными специальными умственными действиями, направленными на дифференциацию фонем и установление звуковой структуры слова, испытывают большие трудности в школьном обучении.
Неполноценная речевая деятельность оказывает негативное влияние на все сферы личности ребё нка: затрудняется развитие его познавательной деятельности, нарушается логическая и смысловая память, нарушаются все формы общения и межличностного взаимодействия.
По результатам анкетирования родителей в конце учебного года можно сделать вывод, что активизировалось их участие в коррекционной работе; у них появилась удовлетворенность работой, повысилась их педагогическая компетентность в вопросах развития фонематического слуха детей. Реализация представленного проекта позволила добиться высоких стабильно положительных результатов в коррекционно-педагогической работе в процессе формирования фонематического слуха детей, создать атмосферу доверия, взаимопонимания, поддержки, творческих, партнерских отношений между детьми, родителями, учителем-логопедом.
В результате моего взаимодействия с родителями наблюдается положительная динамика развития фонематического слуха детей, что подтверждают результаты повторной речевой диагностики.
Использование ИКТ вызвало интерес у детей и их родителей, особенно они откликнулись на возможность продолжения коррекционной работы в домашних условиях с помощью мини-сайта, как как он является эффективным средством для получения новой информации и обобщения и систематизации уже имеющейся.
Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды и родители действуют согласованно. Поставленное на систематическую основу плодотворное и позитивное сотрудничество и дает возможность быстрее и эффективнее достигнуть единой цели.
И, наконец, последнее. Сама проблема содружества детского сада и семьи не нова. Но сегодня она носит творческий характер через дифференцированный подход к семье и детям. Этому еще предстоит учиться и педагогам и родителям.