Кропачева Светлана Витальевна
Межрегиональный семинар логопедов. Тема: «Развитие фонематического слуха у детей с ФФН»
▼ Скачать + Заказать документы
"МКДОУ детский сад "Сказка" г. Яранска Кировской области, учитель-логопед Кропачева Светлана Витальевна, декабрь, 2018 г.
Тема : «Развитие фонематического слуха у детей с ФФН»
СЛАЙД 2
Данный опыт будет полезен родителям, логопедам, воспитателям, т. к. очень важно развивать фонематический слух и фонематическое восприятие у детей старшего дошкольного возраста с любым уровнем речевого развития. В своей практике использую научные слова (термины) в доступной форме (родителей, воспитателей, других специалистов, участвующих в образовательном процессе). Сегодня хочется рассказать и показать систему поэтапной работы по формированию фонематических умений и навыков у детей с помощью специальных игр и упражнений. Одной из важных составляющих успешного обучения в школе является овладение грамотой, т. е. беглое осознанное чтение и безошибочное письмо. Для того, чтобы овладеть грамотой, необходимо иметь хорошо развитые фонематический слух и фонематическое восприятие. Причем развивать их нужно еще задолго до поступления в школу, начиная с раннего детства.
Публикация «Межрегиональный семинар логопедов, Тема: „Развитие фонематического слуха у детей с ФФН“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие фонематического слуха
- Семинар, практикум
- Темочки
Что же такое фонематический слух и фонематическое восприятие? Фонема – это звук, который придает слову определенный смысл. Возьмем, к примеру, пару слов: сом – дом. Звучат похоже, различаются всего одной фонемой, но именно из-за этого различия у сходных по звучанию слов совершенно разный смысл: сом – рыба, дом – строение. Таким образом, под фонематическим слухом понимается врожденная способность, позволяющая: узнавать наличие данного звука в слове; различать между собой слова, состоящие из одних и тех же фонем, например, банка-кабан, кот-ток; различать слова, отличающиеся одной фонемой (о чем и говорилось выше) : миска-мишка, тачка-дачка и т. д.
Под фонематическим восприятием понимаются умственные действия по выделению фонем из слова, их различению, определению их позиции в слове (начало, середина, конец, а также по установлению последовательности звуков в слове. Наивысшей ступенью развития фонематического восприятия является звуковой анализ и синтез, т. е. умение определить звуковой состав слова («разобрать слово на звуки», «собрать слово из звуков»). Только овладев звуковым анализом, можно освоить чтение и письмо, т. к. чтение не что иное, как синтез, а письмо – анализ. Читая, ребенок сливает буквы в слоги, слоги в слова; когда пишет, совершает другую операцию: сначала анализирует, из каких звуков состоит слово, в какой последовательности они произносится в слове, далее соотносит их с буквами и записывает.
Из всего выше сказанного становится понятно, как важно у детей еще в дошкольном детстве развивать фонематический слух и фонематическое восприятие. Начальное, а поэтому самое важное звено в этой работе – развитие фонематического слуха.
СЛАЙД 3
ПРИНЯТО ВЫДЕЛЯТЬ 5 ОСНОВНЫХ ЭТАПОВ ДАННОЙ РАБОТЫ:
I. УЗНАВАНИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ЗВУКОВ;
II. РАЗЛИЧЕНИЕ ВЫСОТЫ, СИЛЫ, ТЕМБРА ГОЛОСА НА МАТЕРИАЛЕ ОДИНАКОВЫХ ЗВУКОВ, ЗВУКОКОМПЛЕКСОВ, СЛОВ, ФРАЗ;
III. РАЗЛИЧЕНИЕ БЛИЗКИХ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ СЛОВ;
IV. РАЗЛИЧЕНИЕ СЛОГОВ;
V. РАЗЛИЧЕНИЕ ФОНЕМ.
В каждом этапе есть свои игры и упражнения. Главное – суметь заинтересовать ребенка, ненавязчиво вовлечь в игру. Приведу примеры некоторых игр и упражнений каждого этапа.
СЛАЙД 4
I. УЗНАВАНИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ЗВУКОВ.
1. Игра «Что звучало?».
На столе – несколько звучащих игрушек: бубен, погремушка, колокольчик, свистулька и т. д. Взрослый просит ребенка послушать и запомнить звучание каждого предмета. Далее предметы закрываются ширмой и ребенку предлагается только на слух, без зрительной опоры определить, что звучит. Количество игрушек можно постепенно увеличивать (с трех до пяти).
2. Игра «Угадай, что я делаю?»
Перед малышом лежать хорошо знакомые ему предметы, например, карандаш, ножницы, бумага, стакан с водой и т. д. Далее предметы убираются за ширму, взрослый выполняет с ними определенные действия: режет бумагу, снимает бумагу рукой, переливает воду из одного стакана в другой и т. д. После каждого произведенного взрослым действия ребенок рассказывает о нем, в силу своих речевых возможностей. В этой игре можно меняться ролями: сначала взрослый производит действие, потом – ребенок и т. д.
СЛАЙД 5
3. Игра с колокольчиком «Где звенит?»
СЛАЙД 6
4. Игра «Кто стоит у светофора?»
СЛАЙД 7
5. Пальчиковая игра «Гроза».
СЛАЙД 8
II. РАЗЛИЧЕНИЕ ВЫСОТЫ, СИЛЫ, ТЕМБРА ГОЛОСА НА МАТЕРИАЛЕ ОДИНАКОВЫХ ЗВУКОВ, ЗВУКОКОМПЛЕКСОВ, СЛОВ, ФРАЗ.
1. Игра «Узнай по голосу».
В эту игру можно играть всей семьей. Ребенку предлагается отвернуться и догадаться, кто из родных его позвал. Вначале ребенка зовут по имени, затем произносят короткие звукокомплекса, например, АУ. Один и тот же взрослый с целью усложнения игры может менять силу голоса: говорить то низким, то высоким, то средним голосом.
2. Игра «Эхо».
Группа детей или взрослых произносят какое-либо звукоподражание ( собака лает: ав-ав, корова мычит: мууу, кот мяукает: мяу! И т. д.). Ребенок на слух определяет, громко или тихо было произнесено звукоподражание и повторяет его с той же силой.
3. Игра «Скажи, как я»
Взрослый произносит один и тот же звук с различной тембровой и эмоциональной окраской, а затем просит ребенка повторить за ним.
СЛАЙД 9
4. Игра «Тихо-громко говори» (Чистоговорка)
СЛАЙД 10
III. РАЗЛИЧЕНИЕ БЛИЗКИХ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ СЛОВ.
1. ИГРА «Светофорик»
У ребенка красный и зеленый кружки. Взрослый показывает ребенку картинку, например, БАНАН, и просит его поднимать ЗЕЛЕНЫЙ кружок, если он услышит правильное название изображенного на картинке предмета, и КРАСНЫЙ кружок, если название предмета звучит неправильно: БАМАН-ПАМАН-БАНАН-БАНАМ-БАВАН-ДАВАН-ВАНАМ. Далее взрослый громко медленно произносит слово – название картинки.
2. Игра «Хлопни - топни»
Взрослый предлагает ребенку хлопать, если слова из пары звучат похоже, топать, если не похоже: дом-том, танк-кубик, майка-сайка, куст-банан, тучка-ручка, Таня-Ваня, карета-нота, жар-пар, карта-книга, палка-галка.
3. Игра «Исправь ошибку»
Взрослый предлагает ребенку послушать стихотворение, найти в нем неправильное слово и заменить его другим, подходящим по смыслу и звуковому составу.
Мама с БОЧКАМИ (ДОЧКАМИ) пошла
По дороге вдоль села.
Пес Барбос совсем не глуп,
Он не хочет рыбный ДУБ (СУП).
Много снега во дворе –
Едут ТАНКИ (САНКИ) по горе.
4. Упражнение «Какое слово не подходит?»
Взрослый предлагает ребенку послушать ряд слов и назвать то, которое отличается от остальных: шар-жар-веник-пар, каток-моток-поток-дым, каша-гном-Маша-Даша.
5. Игра «Доскажи словечко»
Взрослый предлагает ребенку «превратиться в поэта», подобрав подходящее рифмующееся слово в каждом двустишии.
Серый волк в глухом лесу
Встретил рыжую… (лису).
Двор в снегу, белы дома.
В гости к нам пришла … (зима)
Би-би-би – гудит машина – Не поеду без … (бензина!
СЛАЙД 11
IV. РАЗЛИЧЕНИЕ СЛОГОВ
1. Игра «Повторюшки»
Взрослый предлагает ребенку повторить за ним слоговые ряды :
- со сменой ударного слога: та – та-та, та – та – та, та-та – та;
- с общим согласным и разными гласными: да-ды-до, вы-ва-ву и т. д. ;
- с общим гласным и разными солгласными: та-ка-па, мА-на-ва и т. д. ;
- с парными звонкими-глухими согласными сначала по два, затем по три слога: па-ба, та-да,кА-га; па-ба-па, та-да-та, кА-га-ка и т. д. ;
- с парными твердыми-мягкими сограсными: пя-па, по-пё, пу-пю, пы-пи и т. д. ;
С добавлением одного согласного: мА-кма, на-фна, та-кта и т. д.
2. Игра «Сигнальщик»
Взрослый просит ребенка подать заранее условленный сигнал (хлопок, удар рукой по столу и т. д., когда услышит слог, отличающийся от других: па-па-ба-па, фа-ва-фа-фа и т. д.
3. Упражнение «Простукай слово»
Взрослый объясняет ребенку, что слова состоят из частей – слогов, что слово можно прохлопать, простукать и узнать, сколько в нем частей: ло-па-та, шап-ка, мо-ло-ток и т. д. Взрослый сначала совместно с ребенком произносит слово, разделяя его на слоги, затем ребенок делит слово самостоятельно.
СЛАЙД 12
V. РАЗЛИЧЕНИЕ ФОНЕМ
Нужно объяснить ребенку, что слова состоят из звуков и с ними можно поиграть.
1. Игра «Поймай звук»
Взрослый несколько раз произносит звук, который ребенок должен запомнить и «поймать» (хлопнуть, стукнуть, топнуть и т. д., далее медленно, четко произносит звуковой ряд: а-л-с-д-ж-и-а-ф-х-у-а и т. д. Согласные звуки нужно произносить отрывисто, без добавления звука «Э» (не «СЭ», а «С»).
2. Игра «Отгадай, кто это?»
Взрослый говорит ребенку:
Комар звенить так: ззззззз,
Ветер воет так: уууууу,
Жук жужжит так: жжжжж,
Вода из крана льется так: ссссс и т. д.
Далее взрослый предлагает повторить за ним сочетания гласных звуков сначала по два, затем по три: АО, УА, АИ, ЫИ; АУИ, ИАО, ОИЫ и т. д.
Играть в предлагаемые игры можно с детьми с любым уровнем речевого развития : от лепетной речи и полного отсутствия фонематического слуха до речи с элементами фонетико-фонематического недоразвития.
Какой звук есть во всех словах?
Взрослый произносит три - четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.
СЛАЙД 13
СЛАЙД 14
VI. Различение фонем
Шутки-минутки
СЛАЙДЫ 15-17
Игры на развитие фонематического восприятия - видео
Использованные ресурсы сети Интернет
https://logoportal.ru/razvitie-fonematicheskogo-sluha-u-detey-5-6-let-s-pomoshhyu-igr/.html
https://www.logopedplus.ru/articles/razvitie-fonematicheskogo-slukha/razvitie-fonematicheskogo-slukha1/
https://deti-club.ru/razvitie-fonematicheskogo-slukha-doshkolnikov
https://moluch.ru/archive/152/43161/
https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2016/07/16/razvitie-fonematicheskogo-sluha-u-detey-doshkolnogo
https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/623385/