МААМ-картинки

Межрегиональный семинар логопедов. Тема: «Развитие фонематического слуха у детей с ФФН»

Кропачева Светлана Витальевна
Межрегиональный семинар логопедов. Тема: «Развитие фонематического слуха у детей с ФФН»
▼ Скачать + Заказать документы

"МКДОУ детский сад "Сказка" г. Яранска Кировской области, учитель-логопед Кропачева Светлана Витальевна, декабрь, 2018 г.

Тема : «Развитие фонематического слуха у детей с ФФН»

СЛАЙД 2

Данный опыт будет полезен родителям, логопедам, воспитателям, т. к. очень важно развивать фонематический слух и фонематическое восприятие у детей старшего дошкольного возраста с любым уровнем речевого развития. В своей практике использую научные слова (термины) в доступной форме (родителей, воспитателей, других специалистов, участвующих в образовательном процессе). Сегодня хочется рассказать и показать систему поэтапной работы по формированию фонематических умений и навыков у детей с помощью специальных игр и упражнений. Одной из важных составляющих успешного обучения в школе является овладение грамотой, т. е. беглое осознанное чтение и безошибочное письмо. Для того, чтобы овладеть грамотой, необходимо иметь хорошо развитые фонематический слух и фонематическое восприятие. Причем развивать их нужно еще задолго до поступления в школу, начиная с раннего детства.

Публикация «Межрегиональный семинар логопедов, Тема: „Развитие фонематического слуха у детей с ФФН“» размещена в разделах

Что же такое фонематический слух и фонематическое восприятие? Фонема – это звук, который придает слову определенный смысл. Возьмем, к примеру, пару слов: сом – дом. Звучат похоже, различаются всего одной фонемой, но именно из-за этого различия у сходных по звучанию слов совершенно разный смысл: сом – рыба, дом – строение. Таким образом, под фонематическим слухом понимается врожденная способность, позволяющая: узнавать наличие данного звука в слове; различать между собой слова, состоящие из одних и тех же фонем, например, банка-кабан, кот-ток; различать слова, отличающиеся одной фонемой (о чем и говорилось выше) : миска-мишка, тачка-дачка и т. д.

Под фонематическим восприятием понимаются умственные действия по выделению фонем из слова, их различению, определению их позиции в слове (начало, середина, конец, а также по установлению последовательности звуков в слове. Наивысшей ступенью развития фонематического восприятия является звуковой анализ и синтез, т. е. умение определить звуковой состав слова («разобрать слово на звуки», «собрать слово из звуков»). Только овладев звуковым анализом, можно освоить чтение и письмо, т. к. чтение не что иное, как синтез, а письмо – анализ. Читая, ребенок сливает буквы в слоги, слоги в слова; когда пишет, совершает другую операцию: сначала анализирует, из каких звуков состоит слово, в какой последовательности они произносится в слове, далее соотносит их с буквами и записывает.

Из всего выше сказанного становится понятно, как важно у детей еще в дошкольном детстве развивать фонематический слух и фонематическое восприятие. Начальное, а поэтому самое важное звено в этой работе – развитие фонематического слуха.

СЛАЙД 3

ПРИНЯТО ВЫДЕЛЯТЬ 5 ОСНОВНЫХ ЭТАПОВ ДАННОЙ РАБОТЫ:

I. УЗНАВАНИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ЗВУКОВ;

II. РАЗЛИЧЕНИЕ ВЫСОТЫ, СИЛЫ, ТЕМБРА ГОЛОСА НА МАТЕРИАЛЕ ОДИНАКОВЫХ ЗВУКОВ, ЗВУКОКОМПЛЕКСОВ, СЛОВ, ФРАЗ;

III. РАЗЛИЧЕНИЕ БЛИЗКИХ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ СЛОВ;

IV. РАЗЛИЧЕНИЕ СЛОГОВ;

V. РАЗЛИЧЕНИЕ ФОНЕМ.

В каждом этапе есть свои игры и упражнения. Главное – суметь заинтересовать ребенка, ненавязчиво вовлечь в игру. Приведу примеры некоторых игр и упражнений каждого этапа.

СЛАЙД 4

I. УЗНАВАНИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ЗВУКОВ.

1. Игра «Что звучало?».

На столе – несколько звучащих игрушек: бубен, погремушка, колокольчик, свистулька и т. д. Взрослый просит ребенка послушать и запомнить звучание каждого предмета. Далее предметы закрываются ширмой и ребенку предлагается только на слух, без зрительной опоры определить, что звучит. Количество игрушек можно постепенно увеличивать (с трех до пяти).

2. Игра «Угадай, что я делаю?»

Перед малышом лежать хорошо знакомые ему предметы, например, карандаш, ножницы, бумага, стакан с водой и т. д. Далее предметы убираются за ширму, взрослый выполняет с ними определенные действия: режет бумагу, снимает бумагу рукой, переливает воду из одного стакана в другой и т. д. После каждого произведенного взрослым действия ребенок рассказывает о нем, в силу своих речевых возможностей. В этой игре можно меняться ролями: сначала взрослый производит действие, потом – ребенок и т. д.

СЛАЙД 5

3. Игра с колокольчиком «Где звенит?»

СЛАЙД 6

4. Игра «Кто стоит у светофора?»

СЛАЙД 7

5. Пальчиковая игра «Гроза».

СЛАЙД 8

II. РАЗЛИЧЕНИЕ ВЫСОТЫ, СИЛЫ, ТЕМБРА ГОЛОСА НА МАТЕРИАЛЕ ОДИНАКОВЫХ ЗВУКОВ, ЗВУКОКОМПЛЕКСОВ, СЛОВ, ФРАЗ.

1. Игра «Узнай по голосу».

В эту игру можно играть всей семьей. Ребенку предлагается отвернуться и догадаться, кто из родных его позвал. Вначале ребенка зовут по имени, затем произносят короткие звукокомплекса, например, АУ. Один и тот же взрослый с целью усложнения игры может менять силу голоса: говорить то низким, то высоким, то средним голосом.

2. Игра «Эхо».

Группа детей или взрослых произносят какое-либо звукоподражание ( собака лает: ав-ав, корова мычит: мууу, кот мяукает: мяу! И т. д.). Ребенок на слух определяет, громко или тихо было произнесено звукоподражание и повторяет его с той же силой.

3. Игра «Скажи, как я»

Взрослый произносит один и тот же звук с различной тембровой и эмоциональной окраской, а затем просит ребенка повторить за ним.

СЛАЙД 9

4. Игра «Тихо-громко говори» (Чистоговорка)

СЛАЙД 10

III. РАЗЛИЧЕНИЕ БЛИЗКИХ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ СЛОВ.

1. ИГРА «Светофорик»

У ребенка красный и зеленый кружки. Взрослый показывает ребенку картинку, например, БАНАН, и просит его поднимать ЗЕЛЕНЫЙ кружок, если он услышит правильное название изображенного на картинке предмета, и КРАСНЫЙ кружок, если название предмета звучит неправильно: БАМАН-ПАМАН-БАНАН-БАНАМ-БАВАН-ДАВАН-ВАНАМ. Далее взрослый громко медленно произносит слово – название картинки.

2. Игра «Хлопни - топни»

Взрослый предлагает ребенку хлопать, если слова из пары звучат похоже, топать, если не похоже: дом-том, танк-кубик, майка-сайка, куст-банан, тучка-ручка, Таня-Ваня, карета-нота, жар-пар, карта-книга, палка-галка.

3. Игра «Исправь ошибку»

Взрослый предлагает ребенку послушать стихотворение, найти в нем неправильное слово и заменить его другим, подходящим по смыслу и звуковому составу.

Мама с БОЧКАМИ (ДОЧКАМИ) пошла

По дороге вдоль села.

Пес Барбос совсем не глуп,

Он не хочет рыбный ДУБ (СУП).

Много снега во дворе –

Едут ТАНКИ (САНКИ) по горе.

4. Упражнение «Какое слово не подходит?»

Взрослый предлагает ребенку послушать ряд слов и назвать то, которое отличается от остальных: шар-жар-веник-пар, каток-моток-поток-дым, каша-гном-Маша-Даша.

5. Игра «Доскажи словечко»

Взрослый предлагает ребенку «превратиться в поэта», подобрав подходящее рифмующееся слово в каждом двустишии.

Серый волк в глухом лесу

Встретил рыжую… (лису).

Двор в снегу, белы дома.

В гости к нам пришла … (зима)

Би-би-би – гудит машина – Не поеду без … (бензина!

СЛАЙД 11

IV. РАЗЛИЧЕНИЕ СЛОГОВ

1. Игра «Повторюшки»

Взрослый предлагает ребенку повторить за ним слоговые ряды :

- со сменой ударного слога: та – та-та, та – та – та, та-та – та;

- с общим согласным и разными гласными: да-ды-до, вы-ва-ву и т. д. ;

- с общим гласным и разными солгласными: та-ка-па, мА-на-ва и т. д. ;

- с парными звонкими-глухими согласными сначала по два, затем по три слога: па-ба, та-да,кА-га; па-ба-па, та-да-та, кА-га-ка и т. д. ;

- с парными твердыми-мягкими сограсными: пя-па, по-пё, пу-пю, пы-пи и т. д. ;

С добавлением одного согласного: мА-кма, на-фна, та-кта и т. д.

2. Игра «Сигнальщик»

Взрослый просит ребенка подать заранее условленный сигнал (хлопок, удар рукой по столу и т. д., когда услышит слог, отличающийся от других: па-па-ба-па, фа-ва-фа-фа и т. д.

3. Упражнение «Простукай слово»

Взрослый объясняет ребенку, что слова состоят из частей – слогов, что слово можно прохлопать, простукать и узнать, сколько в нем частей: ло-па-та, шап-ка, мо-ло-ток и т. д. Взрослый сначала совместно с ребенком произносит слово, разделяя его на слоги, затем ребенок делит слово самостоятельно.

СЛАЙД 12

V. РАЗЛИЧЕНИЕ ФОНЕМ

Нужно объяснить ребенку, что слова состоят из звуков и с ними можно поиграть.

1. Игра «Поймай звук»

Взрослый несколько раз произносит звук, который ребенок должен запомнить и «поймать» (хлопнуть, стукнуть, топнуть и т. д., далее медленно, четко произносит звуковой ряд: а-л-с-д-ж-и-а-ф-х-у-а и т. д. Согласные звуки нужно произносить отрывисто, без добавления звука «Э» (не «СЭ», а «С»).

2. Игра «Отгадай, кто это?»

Взрослый говорит ребенку:

Комар звенить так: ззззззз,

Ветер воет так: уууууу,

Жук жужжит так: жжжжж,

Вода из крана льется так: ссссс и т. д.

Далее взрослый предлагает повторить за ним сочетания гласных звуков сначала по два, затем по три: АО, УА, АИ, ЫИ; АУИ, ИАО, ОИЫ и т. д.

Играть в предлагаемые игры можно с детьми с любым уровнем речевого развития : от лепетной речи и полного отсутствия фонематического слуха до речи с элементами фонетико-фонематического недоразвития.

Какой звук есть во всех словах?

Взрослый произносит три - четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.

СЛАЙД 13

СЛАЙД 14

VI. Различение фонем

Шутки-минутки

СЛАЙДЫ 15-17

Игры на развитие фонематического восприятия - видео

Использованные ресурсы сети Интернет

https://logoportal.ru/razvitie-fonematicheskogo-sluha-u-detey-5-6-let-s-pomoshhyu-igr/.html

https://www.logopedplus.ru/articles/razvitie-fonematicheskogo-slukha/razvitie-fonematicheskogo-slukha1/

https://deti-club.ru/razvitie-fonematicheskogo-slukha-doshkolnikov

https://moluch.ru/archive/152/43161/

https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2016/07/16/razvitie-fonematicheskogo-sluha-u-detey-doshkolnogo

https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/623385/

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Игра на развитие фонематического слуха и развитие звукобуквенного анализа слова «Урок Феи Музыки» Цель: Развивать фонетико-фонематическое восприятие Отрабатывать навыки звукового анализа слова Задачи: развитие устойчивости слухового.

Игры на развитие фонематического слуха для детей старшего и подготовительного к школе возраста Если Ваш ребенок уже знаком со звуками, Вы можете предложить ему сыграть в следующие игры: Услышишь звук – хлопни в ладоши.

Конспект занятия «Развитие фонематического слуха, четкое произношение звука [А]» Конспект занятия по речевому развитию Фронтальная форма 2е занятие Цель: : Развивать фонематический слух, формировать четкое произношение.

«Развитие фонематического слуха». Консультация для родителей Фонематический слух – способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т. е. слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка.

Консультация для родителей «развитие фонематического слуха у детей 5–6 лет» «Развитие фонематического слуха у детей 5 -6 лет»В развитии речи детей большую роль играет формирование фонематического слуха. Фонематическим.

Открытое занятие по теме «Дифференциация звуков [Ш] — [Ж]. Развитие фонематического слуха» Открытое занятие по теме: «Дифференциация звуков Ш-Ж» Развитие фонематического слуха Цели и задачи: 1. Автоматизировать звуки «Ш» и «Ж».

Развитие фонематического слуха дошкольников в условиях речевой группы детского садаРазвитие фонематического слуха дошкольников в условиях речевой группы детского сада Работа по формированию фонематических процессов строится поэтапно, сначала детей знакомим с неречевыми звуками используя игры типа: «Что.

Речевые игры для детей 6–7 лет. Игры на развитие навыков звукобуквенного анализа, формирование фонематического слуха Игры на развитие навыков звукобуквенного анализа, формирование фонематического слуха 1) Игра «Цепочка слов» Задача: научить детей выделять.

Рекомендации родителям «Развитие фонематического слуха у детей» Фонематический слух отвечает за различие фонем (звуков) речи. Он помогает различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно.

«Развитие фонематического слуха посредством игровых упражнений» При нормальном речевом развитии дети к 5 годам свободно пользуются развернутой фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений.

Автор публикации:
Межрегиональный семинар логопедов. Тема: «Развитие фонематического слуха у детей с ФФН»
Опубликовано: 15 апреля 2019 в 02:59
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Межрегиональный семинар логопедов. Тема: «Развитие фонематического слуха у детей с ФФН»» (включая файлы) размещена пользователем Кропачева Светлана Витальевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД