Корнильцева Ольга Николаевна
Консультация для родителей «Особенности родительского поведения»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей «Особенности родительского поведения»
Подготовил: учитель-дефектолог Корнильцева О. Н.
Родительское воспитание представляет собой стратегию воздействия, направленную на формирование всесторонне развитой и гармоничной личности, поддерживающей и укрепляющей физическое, психическое и духовное здоровье ребёнка. Родители играют ключевую роль в этом процессе, будучи первичными наставниками с неоспоримым и глубоким влиянием на формирование личности детей, которое значительно превосходит воздействие всех последующих воспитателей. Их поведение и подходы к воспитанию закладывают основы для того, как ребёнок будет мыслить, учиться и вести себя в будущем. Семья для малыша становится микрокосмом, где он впервые вступает в сложные отношения с родителями, которые могут оказывать как положительное, так и негативное воздействие на его развитие. В атмосфере любви и поддержки дети легче преодолевают психологические трудности, связанные с учебой, общением со сверстниками и общим здоровьем. Взаимодействие с родителями, наполненное непониманием и конфликтами, способствует возникновению множества психологических проблем, которые могут негативно сказаться на всей жизни ребёнка.
Эдмонд Георгиевич Эйдемиллер – психотерапевт, один из основоположников семейной психотерапии выделил уровни протекции в воспитании как ключевой показатель родительского поведения. Этот показатель отражает степень внимания, заботы и времени, которые родители уделяют воспитанию подростка.
1. Уровень протекции в процессе воспитания.
Существуют два крайних варианта уровня протекции: чрезмерная - гиперпротекция и недостаточная - гипопротекция. Гиперпротекция характеризуется тем, что ребенок находится в центре внимания семьи, а родители стремятся максимально удовлетворить все его потребности. Такой стиль воспитания негативно сказывается на развитии самостоятельности, инициативности и формировании чувства долга и ответственности. Напротив, гипопротекция характеризуется недостатком опеки и контроля над ребенком. Он остается без надзора, к нему проявляется мало внимания, нет интереса к его делам, часты физическая заброшенность и не ухоженность. Не включенность ребенка в жизнь семьи при гипопротекции может приводить к асоциальному поведению из-за неудовлетворенности в любви и привязанности.
2. Уровень удовлетворенности потребностей ребенка определяется тем, насколько действия родителей направлены на удовлетворение как материальных, так и духовных нужд ребенка. "Спартанское воспитание" является примером ситуации, когда уровень опеки высок, но удовлетворение потребностей ребенка остается низким. Важно отметить, что в удовлетворении потребностей ребенка возможны два крайних варианта: чрезмерное потакание и полное игнорирование его нужд.
3. Объем требований к ребенку в семейном воспитании.
Требования, предъявляемые к ребенку, являются неотъемлемой составляющей процесса воспитания. Они включают в себя как обязанности, возлагаемые на ребенка, так и ограничения, выраженные в виде запретов. Объем требований должен быть разумным, справедливым, обоснованным и последовательным. В этом случае они помогут правильному воспитанию и развитию характера ребенка.
4. Объем ограничений.
Установки, определяющие то, что подростку запрещено делать, в первую очередь формируют уровень его самостоятельности и способность к самоопределению.
Ограничений не должно быть слишком много, а все запреты должны быть разумными и адекватными. По классификации Юлии Гиппенрейтер ограничения делятся на три зоны: красная – ребенок не должен делать действия ни при каких условиях; желтая – они вводятся с определенным исключением из общего правила; зеленая – нет строгих ограничений. Чрезмерные ограничения ребенка родителем приводит к тому, что ребенок вырастает зависимым от внешнего контроля.
5 Строгость санкций в воспитании: два крайних подхода.
В контексте родительского стиля воспитания выделяются два противоположных подхода к применению санкций.
Первый подход характеризуется чрезмерной строгостью. Такие родители придерживаются принципа жёстких наказаний, проявляя чрезмерную реакцию даже на незначительные проступки ребёнка.
Второй подход отличается минимализмом в применении санкций. Родители, придерживающиеся этой модели, стараются избегать наказаний или применяют их крайне редко. Они полагаются на систему поощрений и сомневаются в эффективности каких-либо дисциплинарных мер.
Оба подхода негативно сказываются на формировании положительных черт характера ребенка.
6. Нестабильность стиля воспитания
Характерной чертой семей, где дети демонстрируют девиантное поведение, является резкая изменчивость стилей воспитания. Часто наблюдается переход от чрезмерно строгого подхода к чрезмерно либеральному и обратно. Такая нестабильность способствует формированию упрямства у детей и неприятия любого авторитета. Родители таких детей, как правило, признают наличие колебаний в своем воспитательном подходе, но недооценивают ни их масштаб, ни частоту.
Важно отметить, что негативные аспекты поведения родителей по отношению к ребенку способствуют его психологической травматизации.
Актуальность данной темы чрезвычайна. Родителям необходимо учиться правильному взаимодействию с детьми, перестраивать свое поведение, понимать свою неоспоримую значимость в воспитании своих детей и определении их будущего.