Лидия Канищева
Консультация для родителей «Постоянство и единство воспитания детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из основных педагогических правил является обеспечение постоянства приемов и единства подходов к ребенку со стороны всех лиц, имеющих отношение к его воспитанию.
Известно, что любой рефлекс может быть выработан только в случае многократных повторений одних и тех же условий. Любой навык можно воспитать лишь тогда, когда при его формировании будут применены одни и те же приемы. При несогласованности и непостоянстве подходов ребенок вынужден часто изменять свое поведение в зависимости от того, с кем он находится в данный момент, что ведет к возникновению отрицательных реакций – плача, раздражительности, упрямства. Постепенно дети приспосабливаются к разным подходам, но такое приспособление достается ребенку путем большого нервного напряжения и отрицательно влияет на легко ранимую нервную систему.
Публикация «Консультация для родителей „Постоянство и единство воспитания детей раннего возраста“» размещена в разделах
Общение с ребенком должно быть частым и преимущественно индивидуальным. Для поддержания положительного эмоционального состояния и активного поведения взрослые должны часто стимулировать активность ребенка улыбкой или словесным одобрением. Наиболее эффективным является индивидуальное общение, т. к. таким путем легче вызвать сосредоточение ребенка и учитывать особенности и уровень его развития.
Обращение с детьми должно быть спокойным, ровным, преимущественно ласковым. Основной способ направить поведение ребенка, заставить его что-либо сделать – это вызвать у него положительное эмоциональное отношение к данному действию. При воспитании более эффективным является не приказ, а предложение, высказанное в игровой форме. Положительные эмоции имеют большое физиологическое значение в жизнедеятельности организма: усиливается работа мышц, повышается тонус кровеносных сосудов, более интенсивным становится обмен веществ в организме.
Необходимо приучать детей спокойно выполнять требования взрослых. Уже в раннем возрасте необходимо научить ребенка выполнять предложенное и не делать того, что запрещают, понимать значение слова «надо», «нельзя», «можно» и соответствующим образом себя вести. Маленькому ребенку трудно сдерживать желание, поэтому нельзя требовать от него быстрого прекращения начатой деятельности. Не следует приучать ребенка выполнять требования взрослых лишь из-за боязни отрицательных последствий. Надо постепенно приучать слушаться без обещаний, угроз или наград.
Необходимо помнить также, что нельзя заставлять ребенка длительно в бездействии ожидать чего-либо. Когда ребенок начинает понимать речь, надо стараться обосновывать все предъявляемые ему требования. Детям этого возраста трудно сдерживать возникшие у них желания, однако воспитание способности сдерживаться является важной задачей уже в раннем возрасте. Формирование тормозных рефлексов является трудным процессом, но воспитывать нужно преимущественно не торможение, а «тормозящее возбуждение», т. е. не просто прекращать отрицательный поступок запретом, а подобрать побуждения, основанные на эмоциях совести, чистоплотности, стыда и т. п. По мере роста ребенка при правильном воспитании увеличивается сила внутреннего торможения, тем не менее надо не злоупотреблять и правильно пользоваться этими тормозными сигналами.