Ася Кузьмина
«Тренд идеального воспитания». Консультация для родителей детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Ранние отношения с ребенком проявляются через различные формы и способы поддержания контактов с ребенком, сопровождающихся определенным эмоциональным фоном и оказывает существенное влияние на психическое развитие ребенка. Родители, особенно современные, желают все сделать идеально, в том числе и воспитать ребенка. Но постоянно и тщательно следить за всем всегда – во что одет ребенок, что он ест, с кем и в какие игрушки играет - лишает сил. Необходимо помнить, что предусмотреть «все» нереально, о чем писала ранее в постах статьи на данном ресурсе: «Диада «мать-дитя»», «Нелегкий труд — быть родителем» и др.
Публикация «„Тренд идеального воспитания“, Консультация для родителей детей раннего возраста» размещена в разделах
Какие акценты можно расставить, рассматривая родительство на самых ранних этапах воспитания ребенка? Рассуждения на эту тему раскрыты в сборнике «Диада» автора блога Кузьминой Аси.
В книге предложены авторские размышления о последствиях оптимального и проблемного родительства. Основное внимание в сборнике уделяется детерминации родительской любви, что может стать устойчивой основой против деформаций детско-родительских отношений.
Кратко изложить суть позитивного детско-родительские отношения сложно. Возможно написать ключевые точки, актуальные в период раненого детства, когда для ребенка важна диада (диадический подход). Суть диады в том, что нельзя рассматривать ребенка «изолированно», не принимая во внимание его окружение с реальными взаимодействиями, вербальными (речь) и невербальными (мимика, жесты) обменами.
Материнское поведение в этот период часто носит название «материнская забота» или «материнский уход», «поведение возвращения», что ясно определяет основную суть материнской заботы – стремление сохранить близость с малышом. Поведение матери начинает настраиваться с внутренним ощущением младенца, что лежит в основе идеи диадического состояния. Например, когда ребенок хочет спать, мать обращается к нему успокаивающим голосом. Ребенок ощущает это соответствие на уровне поведения, формы, ритма. В последствии и ребенок может сообщить свое намерение, ощущение другому (например, что голоден или хочет спать – через разный тип плача).
Таким образом, первый акцент состоит в том, что позитивные детско-родительские отношения характеризует чувственность родителя по отношению к ребенку, а интенсивность отношений родительской любви, их глубина объясняются вовлечением родителя и ребенка в эти отношения (то есть между ними наблюдается максимальный психический контакт).
Но важно заметить, что формирование детско-родительской привязанности - это длительный процесс. Изначально согласование и принятие представлений относительно роли родителя, функций, распределении ответственности, обязанностей происходит на «теоретическом» уровне и проявляется это в построении будущего, мечтах и планировании. С появлением ребенка согласование представлений получает практическую реализацию. То есть, общая картина детско-родительского взаимодействия во многом зависит от того, как люди представляют себе родительство еще до рождения ребенка.
Родителям важно помнить о том факте, что родительская любовь имеет свою динамику и перемены неизбежны, так как в процессе жизни родителя изменяются его переживания (в связи с развитием ребенка). Родительская любовь не является стабильным состоянием. И если понимание себя, ребенка, отношений не обновляются в соответствии с меняющейся ситуацией, то прежние представления могут играть негативную роль - угнетать, подавлять родителя (несоответствие поведения ребенка ожиданиям родителя).
Таким образом, родительская любовь может играть или положительную роль, или будет выступать источником конфликтности в отношениях – это феномен любви и о нем необходимо помнить, воспитывая ребенка.
Во-вторых, родительская забота имеет множество предназначений:
• удовлетворять основные физиологические потребности ребенка,
• защищать ребенка от внешних опасностей среды,
• угадывать свойственные ребенку ритмы и следовать им,
• налаживать цепочку взаимодействий (реагировать голосом, жестами, прикосновениями на коммуникацию).
В-третьих, материнство (родительство) - это не роль, а естественное состояние женщины. Следовательно, детям подойдут достаточно хорошие родители – последовательные, предсказуемые. Такие родители делают все, что в их силах, но при этом оставляют за собой право на ошибку. Поэтому важно мудро относиться к собственным ошибкам (и исправлять их) , не бояться неудач.
Подводя итог, можно еще раз напомнить, что в период раннего детства аффективная сонастроенность (понимание малыша через его действия, мимику) выступает необходимым условием для возможности дальнейшего вербального, языкового, эмоционального и, в целом, психического развития. Прислушиваться к себе и своему ребенку, изменяться, исправлять ошибки - значит справляться с ролью родителя, возможно не идеально, но успешно!