Светлана Бут
Консультация для родителей «Тряпичная кукла как эффективное средство обучения и воспитания детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей «Тряпичная кукла» - как эффективное средство обучения и воспитания детей дошкольного возраста.
Игра – ведущая деятельность детей, а игрушка – незаменимый спутник этих игр.
Публикация «Консультация для родителей „Тряпичная кукла как эффективное средство обучения и воспитания детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народные куклы. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Очень часто значение игр и игрушек для развития ребенка недооценивается. Большинство родителей не понимают, насколько это важно – правильно выбрать игрушку.
Производство большинства современных игрушек поставлено на «поток». Приобретая их в магазинах, родители зачастую руководствуются, прежде всего, ценой и / или яркими красками. Немаловажным фактором также являются капризы и желания детей, формируемые, как правило, рекламными роликами. Изготовленные из искусственных материалов, порой непонятного назначения, сомнительного качества и происхождения такие игрушки отрицательно влияют на развитие ребёнка.
Наша страна обладает богатым духовным, культурным и историческим прошлым. Источником такого наследия для наших детей может стать традиционная народная кукла, которая была незаслуженно забыта.
Самой известной и любимой игрушкой русского народа была тряпичная кукла. Её делали по разным поводам и для разных случаев. Она сопровождала ребенка с первых дней рождения и была распространена на всей огромной территории Руси.
Кукла – воплощение современного мира детства, когда все вокруг представляется волшебным, живым и обещающим чудо. Как писал А. Д. Синявский, «без куклы мир бы рассыпался, развалился, и дети перестали бы походить на родителей, и народ бы рассыпался пылью по лицу Земли» [ 3:73].
В словаре С. И. Ожегова объясняется, что кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека. По мнению же археологов и искусствоведов, кукла это любая фигурка человека, даже та, что создана совсем не для игры [ 4:86]. Т. Е. Карпова определяет куклу как антропоморфное изображение, созданное для игры или украшения, которому можно придавать различные позы, а также она может носить одежду [ 5:307].
Куклы были и есть незаменимыми помощниками в повседневной жизни. Их изготавливали с разной целью. В связи с этим можно выделить несколько видов кукол: игровые, обрядовые и обереги. С одной куклой можно играть, другая имеет магическое значение, участвует в народном обряде. А третья используется как средство общения, символ.
Проблема использования русской народной игрушки, в частности обрядовой куклы как средства патриотического воспитания детей дошкольного возраста значима и актуальна в наше время.
Патриотическое воспитание детей с применением обрядовых кукол – работа не только актуальная, но и интересная. В ней важно все – форма проведения совместной деятельности, содержание, обстановка, общение детей и педагога.
Целью этой работы является:
• Развитие интереса к русской национальной культуре
• Формирование национального сознания детей посредством изучения основ родной культуры.
• Формирование художественного вкуса детей посредством изучения народного творчества.
Сегодня рукотворная тряпичная кукла выполняет новую коммуникативную функцию: она стала живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту, в котором нам многое созвучно.
Народная кукла была многофункциональной: в одном и том же обличье она могла выполнять разные роли. Детская забава, средство воспитания, предмет магии, праздничный подарок, свадебный атрибут, украшение – все эти значения сплетались воедино, в одну самую главную функцию – духовную функцию общения. Кукла рождалась в деревенской семье, в живом разговоре матери с дочкой, бабушки с внучкой, на глазах братьев, сестер, сверстников. Все отношения в деревне, в том числе и семейные, носили публичный характер: свадьба, похороны, праздники и другие обряды. Коллективным было и искусство. Деревенские люди всегда стремились к общению, потребность в котором была жизненно необходима и выражалась буквально во всем: в поступках, в поведении, в вещах, в труде, в творчестве. Потребность эта четко выражалась и в кукле. Она была одним из тех веками проверенных средств, с помощью которых старшее поколение могло передать, а младшее принять, сохранить и передать дальше важную часть накопленного жизненного опыта. Насквозь пропитанная житейским духом, кукла тянула живую ниточку связи с народным культурным наследием, с прошлым – далеким и все равно близким. Потешная копилка народной памяти – в этом заключена основная духовная ценность народной тряпичной куклы.
Из поколения в поколение переходят традиции ремесла и искусства игрушки, передаются народные представления о жизни, труде, красоте. Рукотворные изделия, и в их числе куклы, всегда были нужны людям не только для практических целей: они связывают людей с опытом прошлого, с местной традицией, национальной культурой.
В русских семьях к куклам относились бережно, передавали их по наследству. Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Позволяли играть "молодухе", пришедшей в дом жениха после свадьбы, ведь замуж выдавали с 14 лет. Она прятала их на чердаке и тайком играла с ними. Старшим в доме был свекор, и он строго приказывал бабам не смеяться над молодой. Известно, что девочки, не игравшие в куклы, впоследствии менее женственны. Между тем строгое разграничение по полу, когда мальчикам дарят только машинки, а девочкам только кукол – тоже заблуждение. Замечено, что если мальчики играют в куклы, то это расширяет их кругозор и развивает эмпатию – способность легко воспринимать точку зрения другого человека. Поэтому играть в куклы полезно и современным мальчикам, тем более что воспитательный момент, содержащийся в этих играх, напрямую касается и мальчиков.
В деревенской кукле предпочитали женский образ, даже в детских играх, если нужна была кукла-жених или мужик, брали просто щепочку.
Чтобы современным мальчикам не было обидно можно создавать не только куклу в традиционном обличьи, но и придавать ей мужской образ.
Крестьянский ребенок не только играл в куклы, но и стремился повторить, сделать их самостоятельно. Это побуждало его к труду, творчеству - к одному из главных достоинств самодельной игрушки.
В куклы играли все дети примерно до 7 – 8 лет. Пока они были маленькими, кукол им делали взрослые члены семьи. С пяти лет такую игрушку могла сделать любая девочка.
Народная кукла способствует передаче ребенку нравственных, символических и мифологических знаний. Эта категория игрушек, по-своему уникальная, содержит символические знания предыдущих поколений.
У детей шестого года жизни активно развиваются крупные мышцы туловища и конечностей, но все еще слабыми остаются мелкие мышцы, особенно кистей. На кружке уделяется особое внимание развитию мелкой моторики.
Традиционная тряпичная кукла считалась эталоном рукоделия. Это материальное воплощение вдохновения, проявления творчества, фантазии и мастерства. По ней судили о хозяйке.
Несмотря на традиционные приёмы изготовления, каждая кукла имела свой характер, была особенно – индивидуальной. Она становилась зеркалом своего создателя, отображая его внутренний мир.
Тряпичная кукла – кладезь народной мудрости, хранительница преданий, обрядов и традиций своего народа.
Традиционная народная кукла воспитывала в детях любовь к труду, уважение к родине, к семье. Готовила их к взрослой жизни и учила быть великодушными и милосердными, умными и добрыми, проявлять заботу и уважение.
Кукла для ребёнка была близким человеком, с которым он мог поделиться своими бедами и радостями. Играя с ней, он перенимал опыт старшего поколения, знакомился с прошлым своей родины, мечтал о будущем.
Традиционная тряпичная кукла – это не только основной источник игр, но и самое доступное и эффективное средство обучения и воспитания детей.
А «воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа».
На современном этапе развития общества традиционная народная кукла приобретает несколько иную воспитательную роль. Расширяется её познавательная и образовательная функция.
Являясь источником развития ребёнка, частью широкого культурного пласта нашей истории, она несёт в себе образ русского человека, воспитывает и развивает в ребёнке всё самое лучшее, что создал народ за всю историю своего существования.
Возвращение этой рукотворной лоскутной фигурки в дошкольное детство будет способствоватьизменению и возникновению нового качества жизни, поможет раскрыть возможности ребёнка, воспитать его, как свободно развитую личность.
Традиционная тряпичная кукла – тот инструмент, который в руках родителей, педагогов, может стать незаменимым помощником в деле воспитания и развития подрастающего поколения.