Татьяна Новикова
Консультация для родителей на тему: «Маленькие почемучки»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей на тему
С первых дней у малыша появляется жажда активной деятельности, стремление действенным путем познать окружающие предметы и явления. У него достаточно быстро создается круг представлений «обо всём понемногу» на понятном ему уровне. Возникают связи между новыми и уже имеющимися знаниями. Происходит их систематизация, своеобразная «расстановка» по полочкам-понятиям. Ребенок движется от незнания к знанию, от непонятного к понятному, отчетливому. Он постепенно поднимается по невидимой лестнице.
Темочки:
Детские вопросы подсказывают взрослому, что ребенок открыт для интеллектуального общения и стремится к нему. Диалог будет развиваться, если каждый из его участников испытывает интерес к суждениям другого. Стоит ли давать ребенку сразу же готовый, исчерпывающий ответ на все его вопросы? Конечно же, сначала важно понять, на какой стадии понимания ситуации находится ребенок, каковы его рассуждения по данному поводу. Как он сам думает? Чаще всего у него имеются собственные соображения, и он охотно делится ими с собеседником.
- Почему зимой солнце яркое, как летом, а мы ходим в шубах?
- Когда у зайца мех вылезает, он что лысеет как дедушка?
- Есть ли у жука мысли? А тогда как он думает и знает, что ночью спать
надо?
- Почему река течет? Здесь же нет горки. Кто её толкнул?
Иногда вопросы, которые возникают у ребенка, требуют наблюдения в специально созданных ситуациях. Такое экспериментирование и наблюдение помогают изучению свойств предметов, позволяют увидеть изменения, происходящие с ними под нашим воздействием. Например, принесли с прогулки ослепительно белый снег, самый чистый, какой нашли на участке. Он лежит и темнеет. Через некоторое время снег превращается в воду, а в ней плавают черные крупинки и частички. Вода не такая прозрачная, как предполагалось.
Можно провести такой опыт со снегом. На одно блюдце положили рыхлый белый снег, на другое — крепкий снежок или комок снега, на третье кусок льда. Сначала по рассуждаем, попробуем рассказать, что произойдет через некоторое время, что растает раньше в первую очередь. На стол положили секундомер или песочные часы. Замечаем время. Наблюдаем за происходящим. Затем обсуждаем и объясняем увиденное. Отвечаем на вопрос: почему лед сохранялся дольше и растаял позднее, чем снежок?
В подобных ситуациях взрослый направляет поиск, подводит с помощью вопросов, рассуждений к выделению свойств, наиболее значимых в данной ситуации.
Установление причинно — следственных связей позволяет детям делать выводы, постигать закономерности. Возможным становится
прогнозирование. Например, где весной быстрее растает снег: на поляне, где он рыхлый или на дорожке, где превратился в толстый плотный слой?
Общие знания распространяются на частные случаи. Вывод становится логичным, научно обоснованным, а со стороны кажется простым.
Некоторые детские вопросы ставят взрослого в тупик. Например:
почему в море вода соленая, а в реке нет? Почему лягушки квакают? Почему вода не горит? Зачем собаке хвост?
- Почему червяки выползают после дождя из-под земли?
- Почему у кошки есть хвост, а у меня и у тебя нет?
- Зачем корове рога?
Как же получить ответы на эти вопросы? Где люди черпают научные сведения? Детей не удовлетворяет далекая перспектива: пойдешь в школу, будешь многое изучать и сможешь ответить на любой вопрос. Ребенку нужен ответ незамедлительно.
Взрослый может признаться, что на какой-то вопрос он затрудняется ответить и нужна помощь справочника или энциклопедии. С полки снимают толстый том, и начинаются поиски. В специальных изданиях для детей содержится лаконичная и доступная информация. Простота объяснений, использование наглядности (картинок, схем, зарисовок) помогают ему осмыслить обсуждаемые проблемы.