Елена Евстигнеева
Познавательно-исследовательский проект «Маленькие почемучки»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира и как никогда экспериментирование является одной из актуальнейшей проблем современности. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Эксперимент обогащает память ребенка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач, т. е. экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников. В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых знаний, сведений. Для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности. Экспериментирование тесно связано со всеми видами деятельности и в первую очередь, с такими, как наблюдение и труд. Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов. Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента – при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном.
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Маленькие почемучки“» размещена в разделах
Вид проекта : познавательно-исследовательский
Продолжительность проекта : среднесрочный (2 недели)
Предмет исследования: неживая природа (песок, вода, камни)
Участники проекта : воспитанники младшей группы (3-4 года, воспитатель, родители
Цель проекта :
Формирование познавательного опыта и практических навыков детей в исследовательской деятельности.
Задачи проекта :
1. Способствовать формированию у детей познавательного интереса к окружающему миру, желания узнавать новое, наблюдать, запоминать, сравнивать, экспериментировать.
2. Способствовать развитию любознательности, пониманию простейших причинно – следственных отношений в системе «действие – результат».
3. Содействовать развитию эстетических чувств, желанию оберегать и создавать красивое.
4. Способствовать ознакомлению детей с явлениями неживой природы.
5. Способствовать формированию представлений о некоторых свойствах веществ и предметов.
Принципы работы по проекту :
- Учет возрастных и индивидуальных особенностей;
- Доступность;
- Постепенность;
- Наглядность
Предполагаемый результат:
К концу проектной деятельности у детей сформированы представления, что:
• Вода – источник жизни на Земле. Вода – жидкость, она льется и капает, может менять цвет и вкус, прозрачная, без запаха, бывает теплой, холодной и горячей.
• Песок сыпучий, сырой, сухой, лепится, когда влажный.
• Камень – твердый, тяжелый, большой и маленький, из него можно построить различные сооружения.
Этапы работы по проекту.
Подготовительный этап
* Подготовка материалов, оборудования для экспериментов;
* Подбор загадок, стихотворений о воде и песке;
* Аудиозапись «Шум воды»;
* Подбор методической литературы;
* Опыты с водой и песком;
* Разработка конспектов по экспериментированию;
* Разработка картотеки опытов с водой и песком, игровые упражнения с песком, познавательные игры с водой и песком;
* Разработка информации и рекомендаций для родителей,
* Создание лаборатории «Почемучка».
Основной этап
Формы работы с детьми.
* Беседы: «Песок. Свойства песка», «Свойства камня», «Аквариум – дом для рыбок», «Водичка, водичка. Для чего нужна вода?»
* Рассматривание альбома «Детям о воде» с изображением реки, озёра, моря, предметных картинок с сюжетами использования воды;
* Проведение познавательных игр с водой и песком: «Теплая – холодная», «Собери большие и маленькие камешки», «Разноцветные кораблики», «Плавает или тонет», «Дождик»; «Мы едим в гости», «Во саду ли, в огороде», «Общим словом назови и напомни», «Детские секретики», «Нарисуй картинку пальцами».
* Проведение НОД: «Песочные рисунки», «Пирожки для Мишки», «Домик из песка и камней для черепашки Агашки».
* Опытно-экспериментальная деятельность: «Вода льется», «Тонет - не тонет», «Разноцветная вода», «Твердая вода», «Влажный – сухой», «Испечем пирожки», «Рисование на песке».
Взаимодействие с родителями:
Информация для родителей «Игры с песком и водой»;
Мини-опрос «Опыты с водой дома»;
Папка-передвижка «Развивающие детские игры с песком и водой»
Заключительный этап
1. Презентация проекта на педсовете;
2. Мини-музей «Мир камней»
3. Итоговая НОД «Домик из песка и камней для черепашки Агашки»
Методическое обеспечение проекта :
* Савенков А. И. «Маленький исследователь»
* Е. О. Смирнова, С. Ю. Мещерякова «Развитие предметной деятельности и познавательных способностей»
* Ю. Л. Акимова «Знакомим дошкольников с окружающим миром»
* С. М. Николаева «Место игры в экологическом воспитании дошкольников»
* Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет»
* Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»
* О. В. Дыбина «Неизведанное рядом». Опыты и эксперименты для дошкольников
* О. В. Дыбина «Твори, измеряем, преобразуем». Игры – занятия для дошкольников
* О. А. Новиковская «Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников»
* Е. В. Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром». Экспериментирование.
* Л. Ю. Павлова «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром»
* Н. В. Кузуб, Э. И. Осипук «В гостях у песочной Феи»
* Л. Н. Менщикова «Экспериментальная деятельность детей с 3 – 6 лет»