Ольга Левченко
Консультация для родителей «Массаж и самомассаж в коррекционной работе с детьми с ОНР»
▼ Скачать + Заказать документы
Под влиянием массажа существенно изменяется состояние мышечной
системы. В первую очередь повышаются эластичность мышечных волокон, сила и объем их сократительной функции, работоспособность мышц, восстанавливается их активность после нагрузки. Применение различных приемов массажа позволяет понизить тонус при спастичности мышц или наоборот повысить его при вялых парезах артикуляционной мускулатуры, помогает формированию и осуществлению активных произвольных, координированных движений органов артикуляции.
Публикация «Консультация для родителей „Массаж и самомассаж в коррекционной работе с детьми с ОНР“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Коррекционная работа. Для педагогов коррекционных групп
- Массаж. Консультации для родителей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Темочки
Функция мышц неразрывно связана с сухожильно-связочным аппаратом. Под влиянием массажа увеличивается подвижность и эластичность связочного аппарата.
Между силой воздействия при массаже и ответной реакцией организма существует сложная зависимость. Например, при легком медленном поглаживании снижается возбудимость массируемых тканей. Это оказывает успокаивающее воздействие, возникает приятное чувство тепла, улучшается самочувствие. Энергичные и быстрые движения при массаже повышают раздражимость массируемых тканей.
Таким образом, логопедический массаж оказывает общее положительное
воздействие на организм в целом, вызывая благоприятные изменения в нервной и мышечной системах, играющих основную роль в речедвигательном процессе.
Под влиянием массажа в организме возникает ряд местных и общих реакций, в которых принимают все ткани, органы и системы.
Поверхность кожи представляет собой огромное чувствительное поле, являющееся периферической частью кожного анализатора, а значит, она неразрывно связана с центральной нервной системой. При массаже воздействие оказывается не только на структурные слои кожи, ее сосуды и железистый аппарат, но и на состояние центральной нервной системы. В связи с этим меняется общая нервная
возбудимость, оживляются утраченные, либо сниженные рефлексы, меняется в целом функциональное состояние центральной нервной системы.
Основные цели логопедического массажа :
нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной
мускулатуры;
уменьшение проявления парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата;
снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата (синкинезии, гиперкинезы, судороги и т. п.);
стимуляция проприоцептивных ощущений;
увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений;
активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, у которых
имелась недостаточная сократительная активность формирование произвольных координированных движений органов артикуляции. Логопедический массаж выполняется в основном в области мышц головы, шеи и плечевого пояса. Особое внимание в процессе логопедического массажа уделяется мышцам периферического речевого аппарата, к которым относятся мышцы языка, губ, щек и мягкого неба. Назначению логопедического массажа должна предшествовать медицинская диагностика, проводимая врачом. Медицинское заключение должно содержать указания на наличие неврологической симптоматики, в том числе указание на форму пареза (или паралича, локальные нарушения иннервации мышц и пр. Как правило, логопедический массаж рекомендуется проводить только по рекомендации врача. Основным показанием к проведению массажа является изменение мышечного тонуса. После проведения осмотра врач составляет комплекс массажных приемов, определяет их последовательность и дозировку. Массаж используется в логопедической работе с лицами, у которых диагностированы такие речевые расстройства, как дизартрия, в том числе ее стертые формы, ринолалия, заикание, а также нарушения голоса. В целом массаж применяется в коррекционной педагогической работе во всех случаях, когда имеются нарушения тонуса мышц. В современной логопедической практике используются несколько видов массажа : дифференцированный (укрепляющий или расслабляющий) массаж, основанный на приемах классического массажа; точечный массаж; массаж с применением специальных инструментов (логопедического зонда, шпателя, вибромассажера и. т. п.). Приемы логопедического массажа : поглаживание, растирание, вибрация и поколачивание, плотное нажатие. Рекомендации к проведению массажа : Кожа массируемых частей тела и руки должны быть чистыми; Все движения следует проводить по рекомендуемым направлениям; Массируемые мышцы должны быть расслаблены. Массаж делается медленно, плавно. Массаж следует комбинировать с миогимнастикой. Продолжительность массажа не должна превышать 2—3 минут в один прием. Каждое движение повторяется 4—6 раз. Массаж не рекомендуется проводить при респираторных заболеваниях, высокой температуре, высыпаниях на коже.
В практической работе по коррекции речи детей дошкольного возраста часто используются элементы самомассажа с помощью специальных мячиков. Ребенок сам себе делает массаж лица и рук. Практика использования массажного мяча в логопедической группе показывает, что мяч может быть прекрасным коррекционным инструментом. При систематическом проведении самомассажа улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. Самомассаж позволяет активизировать межполушарное взаимодействие, синхронизировать работу обоих полушарий мозга. Самомассаж выполняется с помощью массажных мячиков. Сейчас в продаже огромный выбор мячей: пластмассовые, резиновые, надувные, из папье-маше и. т. д. Замечено, что дети отдают предпочтение мячам, сочетающим 3 качества: ярким, легким, прыгучим. Мяч для самомассажа подбирается каждому ребенку индивидуально, в зависимости от тонуса мышц и цели воздействия. Так при высокой спастичности мышц ребенку требуется мягкий, с маленькими шипами мяч. И наоборот, для повышения тонуса артикуляционной мускулатуры подбирается более плотный, с высокими шипами мяч В обоих случаях, мячи должны легко умещаться в руке ребенка и не должны быть грубыми, чтобы не травмировать кожу малыша. Самомассаж лица начинается и заканчивается с общих поглаживающих и расслабляющих движений. Затем следует переходить к самомассажу с помощью мячей по схеме.
Сначала дети должны обучаться приемам самомассажа на индивидуальных занятиях с учителем-логопедом перед зеркалом. Затем по мере усвоения, самомассаж проводится во время подгрупповых логопедических и коррекционных занятий с логопедом, воспитателями инструктором по ФК. Занятия проводятся в игровой форме с сопровождением стихотворных текстов. Самомассаж рук начинается с общих круговых, разогревающих движений мяча в ладонях, до появления теплоты в мышцах. Затем растирают мячом ладони движениями вверх-вниз, сжимают и разжимают мяч. После этого, медленно с нажимом необходимо катать мяч вверх-вниз по руке, начиная от кончиков пальцев и заканчивая локтевым сгибом. Массаж выполнять в начале на внешней стороне руки, затем на внутренней, добиваясь ощущения тепла. Самомассаж рук рекомендуется заканчивать пальчиковой гимнастикой с использованием потешек и скороговорок. Самомассаж кистей рук оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов проводящих путей, активизирует биологически активные точки. Самомассаж кистей рук является к тому же средством повышения иммунитета, поскольку на ладонях расположены нервные окончания. Если их деятельность активизируется, улучшается функциональное состояние внутренних органов. При этом в процессе самомассажа укрепляются мышцы, суставы и связки не только массируемой, но и массирующей кисти. Помимо этого, самомассаж рук – важная составляющая сенсорного воспитания: ощущения, возникающие одновременно в обеих кистях рук ребенка, отличаются друг от друга не только происхождением, но и разными условиями восприятия, потому что массируемая рука пассивно воспринимает механические раздражения, а массирующая рука еще и создает их. Самомассаж рук можно проводить не только с использованием специальных мячей, но и помощью прищепок, шишек, орехов, палочек, карандашей. Чем точнее ребенок выполняет движения пальцами, чем тоньше, дифференцированнее работа мышц кистей рук, тем быстрее и лучше развивается речь, а, следовательно, и мышление.