Грибова Елена Викторовна
Использование мультстудии в коррекционной работе с детьми
Речь оказывает огромное влияние на формирование ребёнка, на успешность обучения в школе, на его дальнейшую взрослую жизнь.
Современные экологические, социальные, экономические условия жизни привели к увеличению числа детей с отклонениями в речевом развитии.
Дети XXI века – это поколение технического прогресса. Во многом проблемы современных детей связаны с тем, что с рождения на них обрушивается лавина информации. Развивающие электронные игрушки, телевизоры, планшеты, компьютеры заменяют мамины колыбельные и бабушкины сказки. При этом дети испытывают проблемы в живом общении, они разучились выдумывать игры, фантазировать, сочинять. Часто к расстройствам речи присоединяются нарушения психических процессов и эмоционально-волевой сферы (гиперактивность, дефицит внимания, агрессивность, немотивированная обидчивость, упрямство).
Публикация «Использование мультстудии в коррекционной работе с детьми» размещена в разделах
Коррекционная работа - это ежедневный, кропотливый труд логопеда и ребёнка, педагогов и родителей. Труд, который не всегда приносит быстрые результаты. Коррекция недостатков речи детей требует систематических занятий, отнимает много сил и времени как у педагога, так и у детей. Очень часто дети находятся в ситуации неуспеха длительное время. В этих условиях логопеду очень трудно удерживать детский интерес к речевой деятельности в процессе повторяющихся изо дня в день заданий. Ребенок просто не хочет заниматься, ему надоедает ежедневное проговаривание слогов и слов, многократное называние картинок с целью автоматизации звука. Игры перестают радовать, интерес к занятию снижается.
На мой взгляд, технология создания мультипликационных фильмов является эффективным средством в повышении мотивации детей к правильной речи.
Мультфильм – это само детство. Он – неотъемлемая часть жизни каждого ребёнка. Большие образовательные, воспитательные, коррекционные возможности мультипликации определяются тем, что её выразительные средства близки дошкольникам. Мультфильм построен на доступном для понимания ребенка сюжете, богат яркой образностью, музыкальностью, лаконичностью, динамичностью, он безраздельно завоёвывает внимание ребёнка. А возможность создать мультфильм собственными руками, самим стать творцом сказки тем более увлекает детей. Таким образом, решается проблема мотивирования детей.
В своей работе я использовала образовательный модуль мультстудия «Я творю мир» (компании «Элти-Кудиц», рассчитанный для работы с детьми от 4-х лет.
Активизация и коррекция речи детей - основная задача логопедического мультфильма. Поэтому максимальному наполнению мультфильма озвучиванием (закадровым текстом, шумовыми эффектами, звукоподражанием) уделялось наибольшее внимание. Логопедическая мультипликация обладает своими характерными чертами: обилие закадрового текста при условности зрительных образов.
Я пришла к выводу, что самая экономичная по времени техника создания мультфильма – это техника перекладки. При работе с данной техникой достаточно нарисовать или вылепить фон, создать персонажей, установить фотокамеру и можно снимать мультфильм. Техника перекладки позволяет делать мультфильмы быстрее и проще, так как при съёмке мультфильма можно ограничиться одной плоскостью. Перекладывать можно как вырезанные, так и пластилиновые фигурки, а также фигурки, сделанные в технике оригами. Очень красиво на экране смотрится рисованная и «сыпучая» техники. Они хороши для сюжетов, в которых подразумевается преобразование чего-то в размере (от маленького к большому) и в цвете (от бледного к яркому). Эти техники тоже не требуют много времени для того, чтобы получить достаточно эстетичный и зрелищный мультфильм.
Сюжеты анимационных фильмов могут быть различны. Я выбирала сюжет, исходя из коррекционных задач, которые необходимо решить на том или ином этапе работы с детьми, а также с учётом лексической темы. Сюжетами могут быть стихи на автоматизацию, дифференциацию звуков, сказки, логосказки, реальные или фантастические истории, придуманные детьми и др. Очень интересными, яркими получаются мультипликационные фильмы, сюжеты которых основываются на малых формах русского народного фольклора: чистоговорках, потешках, небылицах, считалках, закличках, дразнилках, сказках. Детский фольклор является ценным средством развития и коррекции звуковой культуры речи.
Создание мультфильмов очень увлекает, захватыватывает детей. За время создания фильма ребёнок может побывать в роли сочинителя, сценариста, актера, художника, аниматора и даже монтажера. Таким образом мультипликационная деятельность соответствует деятельностному подходу, согласно ФГОС ДО, так как удовлетворяет потребность ребенка все делать своими руками.
Логопедическая мультипликация – это технология, главным преимуществом которой является стимулирование детей к речевой активности, мотивирование ребёнка к чистой, выразительной и грамотно оформленной речи.
Мультипликация в коррекционной педагогике - новое направление в работе с детьми. Это интересная форма работы с детьми, имеющими проблемы в развитии коммуникативных навыков. Это мягкий и эффективный метод, при котором коррекция состояния ребенка происходит гармонично и естественно.
Посредством коллективного создания мультфильмов дети оживляют свои представления о мире, счастье, учатся взаимодействовать друг с другом и со взрослыми. Мультипликационная технология служит замечательным средством развития мелкой моторики пальцев рук, облегчает кризисные состояния и снимает невротические расстройства, позволяет детям быть весёлыми и открытыми, что в свою очередь положительно влияет на здоровье в целом, и на образовательный процесс.
Процесс создания мультфильмов значительно ускоряет развитие речевых и коммуникативных навыков детей, ведь речь мультипликационных героев должна быть правильной и понятной для зрителей. Дети очень стараются говорить правильно, следят за своей речью, озвучивая героев, что ускоряет процесс автоматизации поставленных звуков, делает речь детей более правильной с грамматической точки зрения.