Ирина Потапова
Палочки Кюизенера в коррекционной работе с детьми с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Палочки Кюизенера в коррекционной работе
с детьми с ОНР
В условиях социальных перемен государственно-общественной системы дошкольного образования, перехода на новые комплексные программы, дошкольно — образовательным учреждениям предоставлен большой выбор в отборе содержания, средств, методов и приемов, которые бы обеспечили, решения комплекса задач по современному воспитанию ребенка.
Естественно, этот процесс охватил и коррекционную педагогику.
Публикация «Палочки Кюизенера в коррекционной работе с детьми с ОНР» размещена в разделах
Интеграция — это изначально единство предметности и межпредметности, что позволяет, не нарушая традиционного характера деятельности учителя – логопеда, расширить его предметную область и сближает и с другими учебными дисциплинами.
Наряду с традиционными методами логопедической работы мы предпринимаем активные шаги по внедрению новых образовательных технологий в коррекционный учебный процесс для повышения его эффективности.
Введение наглядных моделей в процесс обучения позволяет логопеду решать следующие задачи:
— обогащать словарь;
— формировать и совершенствовать умения детей использовать в речи различные конструкции предложений;
— формировать навык слогового анализа слов;
— проводить коррекцию нарушенного звукопроизношения;
— развивать слуховое восприятие и внимание;
— развивать зрительное восприятие и память;
— развивать чувство ритма;
— развивать мыслительные операции;
— развивать мелкую моторику;
— закреплять знание основных цветов и их оттенков.
Для решения данных задач мы используем нетрадиционное для логопедии дидактическое средство — палочки Кюизенера, которое чаще применяется в работе дефектологами, психологами. Использование инновационных технологий повышает интерес к занятиям и способствует лучшему усвоению материала на логопедических занятиях.
Средний возраст более благодатный для занятий с палочками Кюизенера. Дети растут, развиваются, они осознанно стремятся ко всему новому. И заниматься с ними намного интереснее. К сожалению, не все дети одинаково с интересом откликаются на эти занятия, в основном в силу различных проблем со здоровьем, но постепенно и у них просыпается интерес, благодаря нашей настойчивости. Помогают в работе карточки с изображением построек от простой к более сложной.
Палочки Кюизенера можно вариативно использовать в различных видах коррекционной работы, например:
— повторение заданного слога столько раз, сколько палочек выложил логопед;
— выкладывание схем слов;
— согласование количественных числительных и существительных;
— согласование прилагательных и существительных в роде, числе, падеже;
— выкладывание картинки по образцу.
Сопутствующей задачей является развитие высших психических функций (внимания, памяти, восприятия и мыслительных операций).
Работая с палочками, дети одновременно выполняют речевые задания: проговаривание предложений, называние частей предмета, отрабатывание грамматики и лексики, закрепление коротких стихов, потешек, автоматизация звуков речи, формирование навыков произношения слов различной звукослоговой структуры. Почти каждая лексическая тема дает возможность логопеду использовать в работе палочки Кюизенера и выработать определенную систему работы с ними на логопедических занятиях.
Таким образом, внедрение в логопедическую работу игр с палочками Кюизенера способствует :
— развитию регулирующей, обобщающей и планирующей функций речи;
— формированию некоторых умений и навыков из раздела «Обучение грамоте»;
— развитию свойств внимания и мыслительных операций.
В процессе работы были разработаны варианты логопедических игр и заданий с применением метода наглядного моделирования.
Варианты упражнений с палочками Кюизенера
— «Раздели словечко»
— «Длинное – короткое словечко»
— «Кто больше?»
— «Разноцветные слова»
— «Весёлый счёт»
— «Выложи фигуру»
Практический опыт показывает, что использование игр с цветными счетными палочками Кюизенера в дальнейшем способствует успешному обучению ребенка в школе.
Так же важно, чтобы и родители воспитанников не остались равнодушными к этой проблеме. В логопедическом уголке для родителей выставляется информация о повышении мотивации к коррекционным занятиям через палочки Кюизенера, родители приглашаются на консультацию – практикум.
Таким образом, родители проникают в атмосферу нашей совместной с детьми деятельности, продолжают заниматься палочками Кюизенера дома.
Подводя итог, хочу сказать: развивая способности детей уже с младшего возраста, используя неординарные и интересные пособия и материалы, мы все вместе способствуем интеллектуальному, речевому и познавательному развитию ребёнка, растим успешного ученика и человека в будущем.