лилия обиходова
Логопедический массаж ложками как нетрадиционная форма коррекционной работы с детьми с речевыми патологиями
▼ Скачать + Заказать документы
Логопедический массаж ложками как нетрадиционная форма коррекционной работы с детьми с речевыми патологиями
Массаж артикуляционного аппарата
и артикуляционные упражнения
не только улучшают двигательную функцию
отсутствующих систем мозга,
но и вовлекают в работу близлежащие мозговые системы.
М. Е. Хватцев
Публикация «Логопедический массаж ложками как нетрадиционная форма коррекционной работы с детьми с речевыми патологиями» размещена в разделах
- Ложка. Все о ложках для детей
- Посуда. Все о посуде для детей
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Темочки
Произношение звуков речи – это сложный двигательный навык. Для чёткой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое нёбо. Метод воспитания звукопроизношения путём специфической гимнастики признан целым рядом известных теоретиков и практиков, специализирующихся по расстройствам речи (М. Е. Хватцев, О. В. Правдина, М. В. Фомичёва).
Важную роль играет эмоциональный настрой ребенка, его желание активно взаимодействовать в работе для достижения успеха в процессе коррекционного обучения.
По мнению физиолога Е. Н. Винарской, эмоциональный дискомфорт отрицательно сказывается на развитии всех сторон речи. Вот почему логопеду так важно обеспечить на занятиях положительный настрой и поддержать интерес к артикуляционным упражнениям.
Работа с ребенком должна быть динамичной, эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной. А это объективно подталкивает к поискам как традиционных, так и нетрадиционных игровых приемов в коррекционной логопедической работе с детьми. Один, из которых - массаж ложками.
Актуальность логопедического массажа ложками.
-Ложка есть в каждом доме, а если нет нужных – их легко приобрести;
-С ложкой связаны приятные ассоциации (удовольствие от еды);
-С ложкой умеют обращаться все – они просты в применении и безопасны;
-Ложки не требуют стерилизации – достаточно их помыть;
-Массаж ложками может служить хорошей подготовкой, как к артикуляционной гимнастике, так и к артикуляционному массажу;
-Разную температуру ложек можно использовать для расслабляющего или стимулирующего эффекта;
-Площадь воздействия ложки, даже кофейной, значительно больше, чем площадь воздействия пальца;
-Массаж ложками легко освоить родителям и применять в домашних условия;
-Массаж ложками можно проводить как в подгрупповой деятельности, так и в индивидуальной НОД, включая ее по мере необходимости в структуру НОД;
-Делая самомассаж, ребенок выполняет движения с приятным для него усилением и никогда не сделает самому себе больно.
Цель массажа ложками :
Расширение комплекса упражнений по развитию артикуляционного аппарата через
использование игровых нетрадиционных приёмов.
ЗАДАЧИ:
ДЛЯ ДЕТЕЙ
Формировать подвижность и дифференцированную работу органов артикуляционного аппарата
Учить воспроизводить и удерживать определенные артикуляционные позы;
Развивать точность движений кончика языка, передне - средней части спинки языка
Активизировать работу мышц губ;
Снимать напряжения с языка, губ, челюсти; мимических мышц.
Повысить интерес к выполнению артикуляционной гимнастики через применение нетрадиционных приёмов.
ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
Расширить знания педагогов о приёмах нетрадиционной артикуляционной гимнастики.
Использовать в режимных моментах, на коррекционных занятиях нетрадиционные приёмы артикуляционной гимнастики
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Расширить знания родителей о приёмах нетрадиционной артикуляционной гимнастики.
Закреплять с детьми навыки выполнения нетрадиционной гимнастики, сформированные учителем – логопедом.
Требования к выбору ложек.
Ложки из нержавеющей стали с минимумом украшений на черенке, с круглым кончиком.
Количество ложек рассчитывается по 2 на каждого ребенка, плюс 1-2 на случай их падения.
В зависимости от возраста и комплекции используются следующие виды ложек:
Взрослые – десертная, чайная ложка;
Старший дошкольник, крупный ребенок – чайная ложка.
Младший дошкольник, мелкий ребенок – кофейная ложка.
В зависимости от массируемой зоны :
Лицо – чайная ложка;
Движения во рту, на языке, за щекой и др. – кофейная ложка.
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ
Упражнения с ложками.
Цель – запоминание частей ложки; закрепление различных положений ложки в руке; освоение движений массажа; развитие мелкой моторики, синхронизации работы рук; развитие умения ориентироваться в пространстве; развитие ритмико-слоговой структуры речи.
Самомассаж ложками.
Цель – обучение самостоятельному выполнению массажных движений лица, языка, неба, щек; обучение содружественному выполнению массажных движений по образцу всеми детьми группы; развитие ритмико-слоговой структуры речи; формирование умения сопряженного проговаривания речевого материала при выполнении массажных движений.
Упражнения с сопротивлением (изотонические).
Цель – укрепление мышц губ, щек, языка, нижней челюсти; выработка более точных движений.
Противопоказания
К проведению логопедического массажа
Острое инфекционное заболевание;
Высыпания, гнойнички, трещины на коже лица, герпес или конъюнктивит;
Гематомы, синяки на лице, аллергия, солнечный ожог;
Проблемы во рту – различные воспаления, выпадение зубов;
Гиперчувствительность у ребенка;
Острая крапивница, отек Квинке в анамнезе;
Активная форма туберкулеза;
Онкологические заболевания;
Болезни крови и капилляров; тромбоз сосудов.
ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Повышение у детей интереса к выполнению артикуляционной гимнастики, улучшение подвижности органов артикуляционного аппарата.
Пополнение развивающей среды логопедических уголков группы : тренажёры, картотеки упражнений и комплексов упражнений, тематическое планирование по использованию игровых нетрадиционных упражнений.
ЛИТЕРАТУРА В ПОМОЩЬ ЛОГОПЕДУ