Евгения Иванова
Логопедический массаж в работе в неговорящими детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Логопедический массаж в работе с неговорящими детьми.
Иванова Е. В., Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №57 «Радуга» Старооскольского городского округа, учитель-логопед.
Публикация «Логопедический массаж в работе в неговорящими детьми» размещена в разделах
Логопедический массаж - это одна из логопедических технологий, активный метод механического воздействия. Он представляет собой механическое раздражение (поглаживание, разминание) в зонах мышц верхнего плечевого пояса, шеи, головы, особенно области языка, мягкого неба, щек и губ. В основном, логопедический массаж принято считать средством нормализации тонуса мышц речевого аппарата, нарушения которого осложняют коррекционную работу при нарушениях звукопроизношения. В таких ситуациях значимость логопедического массажа объясняется прямым воздействием на мышцы, участвующие в артикуляции тех или иных звуков. Но использовать логопедический массаж можно не только в коррекции звукопроизношения. В настоящее время все чаще этот метод используется в работе с детьми раннего возраста, в работе с неговорящими детьми. Вызывание речи у детей становится все более актуальным вопросом, требующим поиска новых способов коррекционной работы. Целесообразно ли наряду с новыми технологиями использование логопедического массажа в случае отсутствия речи? Опыт специалистов в этом вопросе пока невелик, но он позволяет предположить эффекты от массажного воздействия и оценить его использование. Во-первых: язык иннервируется несколькими парами черепно-мозговых нервов и соответственно имеет обширное представительство в головном мозге. Воздействие на него стимулирует и соответствующие участки головного мозга. Во-вторых: неговорящие дети не имеют опыта артикуляции, соответственно, массаж, сопряженный с обучением детей артикуляционным укладам различных звуков повышает эффективность коррекционной работы, целью которой является «запуск» активной речи. В-третьих, в процессе работы с неговорящими детьми в большом количестве случаев начинают обнаруживаться проявления дизартрии, которые не были ярко выражены до начала логопедической работы. В-четвертых, использование логопедического массажа в сочетании с вербальным и психоэмоциональным воздействием в виде потешек, сказок, песенок способствует организации сенсорно обогащённой среды, необходимой детям с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с тяжелыми нарушениями речи. Сенсорно обогащенная среда помогает интенсивному развитию нервных клеток и их синаптических контактов. Нейрофизиологический аспект клинического и психолого-педагогического воздействия определяется непосредственной близостью сенсорных, речевых и моторных зон коры головного мозга, взаимное влияние которых друг на друга обеспечивает успех абилитационной работы. Работая с детьми, поступившими в группу компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи в среднем дошкольном возрасте с картиной отсутствия речи, я успела на собственном опыте убедиться в пользе применения логопедического массажа у данной категории детей. Однако, следует учитывать тот факт, что логопедический массаж не может применяться в качестве основного метода коррекционной работы с неговорящими детьми, а должен быть лишь частью комплексной системной работы по «растормаживанию» речевой функции.
Список литературы:
1. Архипова Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста [Текст] : учебное пособие / Е. Ф. Архипова. – М. : ACT : Астрель, 2006.
2. Карелина И. Б. Логопедическая работа с детьми с минимальными дизартрическими расстройствами. Дисс. канд. пед. наук. / И. Б. Карелина. – М. : 2000, 172 с.
3. Карелина И. Б. Логопедический массаж при различных речевых нарушениях. – М. : Гном. 2013, – 63 с.
4. Куничев Л. А. Лечебный массаж. [Текст] : Справочник для средних медицинских работников. – Изд. 3-е стереотип. – Л. Медицина. – 1995, – 216 с.
5. Маскутова Д. М. О вербальных компонентах лечебного массажа. [Текст] : // Novitas Психотерапия, – 1998. – Вып. 4.