Инна Юртаева
Игра в музыкальном оркестре как средство развития детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
«В горе и в радости, в труде и на отдыхе – музыка всегда с человеком. Она так полно и органично вошла в жизнь, что её принимают как нечто должное, как воздух, которым дышат, не задумываясь, не замечая. … Несколько беднее стал бы мир, лишившись прекрасного своеобразного языка, помогающего людям лучше понимать друг друга». Д. Д. Шостокович
Публикация «Игра в музыкальном оркестре как средство развития детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Игры для детей
- Оркестр для детей
- Работа музыкального руководителя
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как он заполнен существенными физиологическими, психологическими и социальными изменениями. Дошкольное детство играет решающую роль в становлении личности, определяя ход ее развития на последующих этапах жизненного пути человека. Иными словами, музыка и детская музыкальная деятельность есть средство и условие вхождения ребёнка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего "Я". В настоящее время увеличивается процент детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, что проявляется в снижении мышечного тонуса, несовершенстве общей и мелкой моторики, нескоординированности движений, несформированностью в работе голосообразующей системы. Отдельную категорию составляют дети с различными нарушениями речи.
Я пришла к выводу, что чем интереснее форма работы с ребенком дошкольного возраста, тем успешнее преодолеваются отклонения в его развитии. Для того чтобы ребенок с ограниченными возможностями здоровья стал личностью и личностью творческой, востребованной и нужной обществу, необходима коррекция и развитие его психических функций, эмоционально-волевой, двигательной и социальной сфер.
Игра в музыкальном оркестре является одним из наиболее привлекательных видов деятельности для ребенка с ОВЗ, так как оказывает большое эмоциональное воздействие и способствует развитию эстетических чувств, эстетического восприятия. Мир музыки огромен и неповторим. Каждая встреча с музыкой должна приносить детям огромную радость, наслаждение. Моя задача – научить понимать музыку, полюбить ее. Занятия в музыкальном оркестре способны помочь детям с ограниченными возможностями здоровья увидеть, услышать, почувствовать всё многообразие музыки, помочь им раскрыть свои творческие способности, войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем. Это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное.
Основная задача моей коррекционно-педагогической работы состоит в том, чтобы создать условия для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.
Основной формой непосредственно являются музыкальные занятия, которые предусматривают не только слушание музыкальных произведений доступных для восприятия детей, обучение их элементарному пению, движениям в музыкальных играх и плясках, но и обучение игре на детских музыкальных инструментах, которым я уделяю на занятиях особое внимание. Потому что детское музицирование – одна из самых доступных форм ознакомления детей с миром музыки. Игра на детских музыкальных инструментах способствует общему развитию умственных способностей, психических процессов - мышления, памяти, внимания, слухового восприятия, развития мелкой моторики, двигательной реакции, что очень важно для детей с ОВЗ. Но что самое главное - повышает интерес детей к музыке.
Наблюдая за детьми на музыкальных занятиях, я решила для себя научить их играть на шумовых инструментах (трещотках, маракасах, бубнах, свистульках, ложках, колокольчиках и др.) Считаю, что это наиболее многочисленная подгруппа инструментов наиболее доступна для освоения детьми с ОВЗ. Для занятий на них не требуется особой выучки и приёмы игры просты, и
представляют собой такие естественные движения, как покачивание, встряхивание, удары.
Обучение игре на шумовых музыкальных инструментах детей с ОВЗ считаю успешной, потому что дети на занятиях получают радость и с нетерпением ждут новых встреч. Лучшая награда - сияющие глаза детей, всегда ожидающих чуда, их неиссякаемый интерес к музыке. Свой опыт работы в шумовом оркестре детей с ОВЗ считаю маленькой частичкой всего процесса, радуюсь тому, что мои старания дают возможность сделать жизнь ребят более интересной и привлекательной.
Игра на музыкальных инструментах способствует координации музыкального мышления, развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус. Далеко не сразу и не все дети могут правильно и хорошо двигаться под музыку, петь, объяснять свои впечатления о прослушанной музыке, поэтому игра на доступных детям музыкальных инструментах в некоторой степени компенсирует их вынужденную бездеятельность. При обучении детей стараюсь создать положительный эмоциональный климат на занятиях, что в свою очередь, позволяет успешно осваивать практический материал. Опираясь на программные задачи и требования, а также изучив опыт работы других педагогов-музыкантов, я адаптировала материал по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах, подобрала музыкально-дидактические игры для лучшего освоения. Использую в своей работе инновационные инструменты, сделанные своими руками. Совместно с родителями и детьми я провожу мастер-классы по изготовлению барабанов, колокольчиков, маракасов, трещоток. Это позволяет создать доброжелательную, эмоционально-насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослых, побуждает ребенка принять активное участие в таком процессе, поддерживает познавательный интерес и внимание, поскольку их увлекает игровая форма. Тем интереснее проходят занятия. Конечно, ребёнок для игры выбирает свой инструмент, в который вложил свою частичку.
Ещё увлекает детей процесс игры на ложках. Им нравится владеть разными способами и приё мами игры: «лошадка», «часики», «солнышко», «молоточек», «колено», «дробь», «тремоло», «ключ». Сочетая все приёмы в различных вариантах и ритмах, можно получить яркое и красивое исполнение. Игра на ложках доступна детям, так как способы и приёмы игры на них просты. Детский ансамбль ложкарей может стать первым шагом к познанию русской культуры, возрождению культурных ценностей, развитию творческих способностей. Дети проявляют интерес к народной музыке и выражают желания играть на народных инструментах. Конечно, занятия в ансамбле ложкарей требует от детей старания, усидчивости, стремления к достижению результата. Игра на инструментах приносит всем детям удовлетворение в эмоциональном плане. На занятиях царит атмосфера увлечённости, подчас даже вдохновения.
Один из главных моментов при обучении игре на музыкальных инструментах детей с различными нарушениями, я считаю это – индивидуальная работа. В общении с глазу на глаз выполняются различные коррекционные задания. Упражнения подбираются с учётом не только физических, но и психических нарушений каждого ребенка. И пускай эти дети выполняют не так чётко и ритмично, но они своим стремлением дарят радость окружающим и близким.
Они чувствуют, что нужны людям, они верят, что у них всё получится, а вера в себя – это та внутренняя сила, которая способна победить любые недуги.
При обучении игре на музыкальных инструментах дети открывают для себя мир музыкальных звуков, различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения (чище поют, музыкально-ритмических движений (чётче воспроизводят ритм).
Проработав некоторое время музыкальным руководителем в дошкольном учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья, хочется сказать, тем, кто хоть раз общался с ребенком с ограниченными возможностями, знают, как трудно найти тропинку к его сердцу.
Музыкальное воспитание в нашем детском саду, является составной частью общей системы обучения и воспитания детей с ОВЗ, и имеет помимо общеразвивающей, коррекционную направленность. Коррекция нарушенных функций через игру в оркестре помогает формировать внимание, интерес к музыке, развивать музыкальные способности. Игра на детских музыкальных инструментах организует детей, заражает их свои настроением. Музыкальные занятия направлены непосредственно на развитие основных движений, сенсорных функций (зрительного и слухового восприятия).
Наблюдая за детьми, я пришла к выводу, что особенность работы с такими детьми состоит не в поиске способов освоения разных движений, а в стимуляции элементарной активности у ребенка. Не в совершенствовании звукоизвлечения, а в развитии простейших звукоподражаний. Не в разучивании произведения, а в поиске способов побудить ребенка к игре на музыкальных инструментах, к игровому творчеству.
Мне кажется, главное и важное на занятиях — это атмосфера, которая создается особым качеством общения равных партнеров — детей и педагога. Это общение с полным правом можно назвать игровым. Возможность быть принятым окружающими без всяких условий позволяет ребенку проявлять свою индивидуальность. В этой игровой форме не все дети должны делать то же, что остальные, но каждый…со своим личным опытом может участвовать в шумовом оркестре. Повторяющаяся структура занятия помогает детям быстро ориентироваться в новом материале, быть уверенными, создавать образы, творить, помогать другим и радоваться их успехам и удачным находкам. У нас в таких детей верят, любят и поддерживают.
Все мы рождаемся с разными возможностями. Иногда ограничения накладываются самой природой. Но это не значит, что шансов быть счастливыми у детей с ограниченными возможностями здоровья, меньше.
Внутренние переживания легче выражаются с помощью детских музыкальных инструментов, чем при разговоре. Игра в оркестре усиливает внимание, возникает чувство внутреннего контроля и порядка.
Это направление в работе основано на наиболее доступном для детей виде деятельности – игре. Решение коррекционных задач проходит в игровой форме. Работа с дошкольниками с пониженным интеллектом имеет свои особенности, обусловленные характером имеющихся у детей нарушений, поэтому пришлось внести коррективы в подбор музыкального материала.
Занятия в шумовом оркестре дают свои результаты. Сочетание музыки и игры вызывает много эмоций, очень многие дети с удовольствием включаются в деятельность, в такой форме они готовы выполнять даже те дейcтвия, на которые не способны на других занятиях. Очевидно, что у детей появляется желание вступать во взаимодействие друг с другом и со взрослыми, подражать действиям окружающих. Наблюдается развитие произвольности движений, т. е. ребенок не просто играет на музыкальном инструменте, а только когда звучит музыка, выполняет мои просьбы, отказываясь от немедленного осуществления своих собственных желаний, а главное – повышается активность ребят.
Движения становятся более координированными, ритмичными. Ребенок учится извлекать звук из музыкального инструмента, двигается рядом с другими детьми, развивается общая и мелкая моторика.
Дети осваивают все более сложные инструменты, требующие активного участия двух рук: ложки, треугольник, барабан и др. Многие ребята самостоятельно стараются изменять движения в соответствии с музыкальным звучанием.
Решаются и задачи развития познавательной сферы: дети узнают знакомые мелодии, определяют на слух звучание различных инструментов, т. е. заметна положительная динамика в формировании слухового восприятия, памяти, внимания. Именно с помощью музыкального оркестра и пения многие дети начинают проговаривать простые слова, в то время как в обычной жизни они испытывают трудности в овладении активной речью. Появляется репертуар, который расширяется дальше. Дети способны не только пассивно слушать музыку, но и создавать ее — петь и играть на музыкальных инструментах. Но самое главное то, что они хотят и взаимодействуют друг с другом и с окружающими их взрослыми.
Особое место в системе воспитания детей с ОВЗ занимают утренники и развлечения. Высокий эмоциональный подъем, ожидание торжественного события обостряют чувства детей, они лучше воспринимают и усваивают содержание песен, стихов, что делает коррекционно- воспитательную работу более эффективной. Каждому ребенку даём возможность выступить на празднике и продемонстрировать свои успехи. Сценарии утренников и развлечений занимательные по форме, с обязательным наличием сюрпризных моментов. Праздники духовно обогащают ребенка, расширяют его представления об окружающем мире, способствуют закреплению знаний и умений, полученных на различных видах занятий, побуждают ребенка к творчеству и общению.
Таким образом, можно говорить о благотворной роли именно музыкального оркестра в позитивных изменениях в состоянии ребенка. Отмечается положительная динамика у всех детей : наблюдается повышение психической активности, креативности, уровня саморегуляции, развитие эмоционально-личностной сферы, расширение коммуникативных навыков.
Я верю, что внутренняя сила, вера в себя может победить любые недуги. И пусть эти дети всё делают не так чётко и ритмично, как здоровые, но они двигаются, они поют и играют, они получают от этого удовольствие, они дарят радость окружающим, близким. Они понимают, что нужны людям, нужны обществу. Они верят в себя!
Литература:
1. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание: Программа. – М. : Просвещение, 2003.
2. Кононова Н. Г. Музыкально-дидактические игры длядошкольников. – М. : Просвещение, 1982.
3. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии/ Под ред. Е. А. Медведевой. – М. : Издательский центр «Академия», 2002.
4. Скрыпник И. Логоритмические занятия //Дошкольное воспитание-1996-№5-9
5. Филичева Т. Б. ,Чевелева Н. А. «Логопедическая работа в специализированном детском саду», М. Просвещение. 1987 г.