Папки-передвижки

Консультация для родителей «Использование наглядного моделирования при заучивании стихов и рассказывании сказок» (2 фото)

Зульфия Алукаева
Консультация для родителей «Использование наглядного моделирования при заучивании стихов и рассказывании сказок»
▼ Скачать + Заказать документы

Одно из основных направлений всестороннего развития ребёнка – дошкольника – это формирование речевых навыков. Речь выполняет в жизни человека самые разнообразные функции – общения, передачи накопленного опыта, регуляции поведения и деятельности.

При ознакомлении детей с произведениями художественной литературы возникают возможности для развития монологической речи – одного из ведущих в школьном обучении видов речевой деятельности детей. Этот вид речи, достаточно сложный для ребенка. Монологическая речь отличается развернутостью, опирается на логическое мышление, требует напряжения памяти и внимания, умения пользоваться полными распространенными предложениями, значительным словарем.

Публикация «Консультация для родителей „Использование наглядного моделирования при заучивании стихов и рассказывании сказок“» размещена в разделах

Одним из основных типов монологической речи, связанных с читаемыми детьми текстами, является их пересказ.

Пересказ – это связное последовательное изложение художественного текста, передача содержания с использованием готовых, данных автором речевых форм. Деятельность пересказа – это особая творческая деятельность, в которой отражаются различные взаимосвязанные между собой явления:

• во-первых, эстетическое восприятие содержания и формы произведения, понимание конкретного содержания, предметного плана текста, а также заключенных в нем разнообразных смысловых связей;

• во-вторых, такие психические процессы, как логическое мышление, память, владение речевым оформлением мысли;

• в-третьих, эмоциональное отношение к описанным событиям и героям, восприятие морально-нравственных установок текста.

В связи с этим пересказ текста играет большую роль в общем развитии ребенка и активно используется в дошкольных учреждениях, являясь основным видом монологической речи, которому мы обучаем детей с целью подготовки к школе. Ребенок должен научиться выделять самое главное в повествовании, последовательно излагать основные действия и события.

“Существует очень эффективный способ, – пишет доктор психологических наук Л. А. Венгер, – позволяющий выявлять содержание и последовательность действий, определенные отношения между персонажами литературного произведения. Это – моделирование. Оно предполагает умение использовать при решении разнообразных умственных задач, условные заместители реальных предметов и явлений, наглядные пространственные модели, отображающие отношения между предметами”.

Работа по развитию навыка пересказа предполагает формирование следующих умений:

– усвоение принципа замещения, то есть умения обозначать персонажи и основные атрибуты художественного произведения заместителями;

– формирование умения передавать события при помощи заместителей (предметное моделирование) ;

– передача последовательности эпизодов в соответствие с расположением заместителей.

Моделирование начинается с замещения одних объектов другими (реальных – условными). В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации – моделью. В качестве условных заместителей могут выступать символы разнообразного характера:

• геометрические фигуры;

• символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы) ;

• силуэтные и предметные картинки.

Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приёмы работы с памятью. Это приводит к тому, что дети более отчётливо осознают вспомогательную роль изображений для удержания в памяти словесного материала. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.

А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало».

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов Таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

Представляю схему – таблицу этого стихотворения рис. №1

Консультация для родителей «Использование наглядного моделирования при заучивании стихов и рассказывании сказок»

Огромное место в жизни ребёнка занимают сказки. Конечно, они есть в каждом доме, читаются детям всех возрастов. И дети их любят. Из них они черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло.

Но сказки подаются детям недостаточно разнообразно, в основном – это чтение, рассказывание, в лучшем случае пересказ в лицах или драматизация, просмотр мультфильмов и кинофильмов. Сказки далеко не в полной мере используются для развития у детей воображения, мышления, речевого творчества.

Поэтому предлагаю вам попробовать вместе с детьми промоделировать сказки.

Вначале советую обучить дошкольников составлению сказки по предметно – схематической модели. Например, показать какой – то предмет или картинку, которая должна стать отправной точкой детской фантазии.

Конечно, на первых порах сложно, глядя только на предметы, что – либо интересное сочинить. Но давайте поможем ребятам в этом сложном деле. Например, «Чашка с молоком». Если нужен рассказ, то можно подвести детей к мысли о больной девочке или голодном котёнке. Но ведь речь идёт о сказке. И тогда мы делаем волшебной. И молоко тоже волшебное. Белое, вкусное, сладкое – если попадёт к добрым людям. Горькое и чёрное у Бабы – Яги. Дошкольники, без сомнения, заряжаются нашей энергией, нашей выдумкой…

Ещё более сложная работа предстоит детям, когда им предлагаются только схемы. Итак, перед детьми только схема. Как же сочинить сказку, глядя только на линию, или на пунктиры? Очень трудно. Поэтому вначале мы решаем с ребятами такой вопрос: «На что похожа… (например, волнистая линия?» Вместе с детьми приходим к выводу, что эта линия может быть похожа на дорогу, змею, ленточку… И тогда мы подсказываем детям : «А может, это про ёжика, который катился по такой же волнистой дорожке, а затем ему показалось, что он катится вниз по чему – то очень мягкому. И это оказалась змея, которая проснулась от уколов иголок ёжика. И тогда…». Вот так, в каждом конкретном случае, мы помогаем детям сочинять сказки по схематической модели.

Продолжая моделирование сказок, мы обучаем дошкольников прятать знакомых сказочных героев в обычные геометрические фигуры. Так мы показываем три одинаковых (по величине и по цвету) кружка: значит, надо полагать, эти кружки означают сказку «Три поросёнка»; или три одинаковых по цвету, но разных по величине кружка: естественно, они говорят о сказке «Три медведя»; или семь одинаковых треугольников: это может быть сказка «Волк и семеро козлят», «Гуси – лебеди», а это может быть сказка «Репка». Или мы можем просто показать детям две палочки различной высоты и спросить, кто это может быть? Мама и дочка, волк и заяц, медведь и лиса и т. д.

Представляю схему - таблицу сказки «Курочка ряба» рис. №2

Фото «Использование наглядного моделирования при заучивании стихов и рассказывании сказок»
Публикации по теме:

Использование метода наглядного моделирования для совершенствования аналитико-синтетических процессов у детей с ОНР Современные дети демонстрируют поздний темп созревания. В 1990-е годы появился термин «децелерация», сущность его заключается в замедленном.

Консультация «Использование метода наглядного моделирования в НОД по подготовке детей к обучению грамоте»Консультация «Использование метода наглядного моделирования в НОД по подготовке детей к обучению грамоте» В современной научно-педагогической литературе наглядное моделирование рассматривается как процесс применения наглядных моделей (Л. А.

Использование наглядного моделирования для развития связной речи у детей дошкольного возраста «Использование наглядного моделирования для развития связной речи у детей дошкольного возраста». Проблема речевой недостаточности дошкольников.

Доклад «Использование наглядного моделирования в коррекционной работе» Практика логопедической работы показывает, что в качестве эффективного коррекционного средства можно использовать метод наглядного моделирования.

Использование наглядного моделирования в логопедической работе Проблема формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР наиболее актуальна. На этапе обучения.

Использование наглядного моделирования в работе над усвоением предлогов у детей с общим недоразвитием речи в условиях ФГОС Я работаю учителем-логопедом в логопедической группе детей,имеющих общее недоразвитие речи (ОНР). Одним из направлений коррекционной работы.

Статья «Использование технологии наглядного моделирования при формировании временных отношений у детей дошкольного возраста» Каких детей ждёт от детского сада школа? Конечно же, любознательных с развитым логическим мышлением, психологически готовых к «школьному».

Конспект НОД по пересказу сказки «Три медведя» с использованием приема наглядного моделированияКонспект НОД по пересказу сказки «Три медведя» с использованием приема наглядного моделирования Конспект НОД «Пересказ сказки «Три медведя» с использованием приема наглядного моделирования. Задачи: 1. Учить детей самостоятельно пересказывать.

Современные подходы в использовании метода наглядного моделирования в коррекционной работе с детьми с ОНР Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Чтобы ребёнок своевременно и качественно овладел устной речью необходимо,.

Образовательная ситуация с использованием приема наглядного моделирования «Знакомство с глобусом».Образовательная ситуация с использованием приема наглядного моделирования «Знакомство с глобусом». Образовательная ситуация с использованием приема наглядного моделирования «Знакомство с глобусом». Цель: познакомить детей с моделью.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Использование наглядного моделирования при заучивании стихов и рассказывании сказок»
Опубликовано: 21 ноября 2015 в 01:50
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Использование наглядного моделирования при заучивании стихов и рассказывании сказок»» (включая файлы) размещена пользователем Зульфия Алукаева (УИ 151134) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД