Галина Денефнер
Консультация для родителей и воспитателей «Развитие связной речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Составление рассказа по серии картинок (4 картинки) – трудности с пониманием содержания сюжетных картинок, затруднения в установлении причинно-следственных, смысловых связей между изображенными объектами, в понимании развития сюжета в целом, недостаточный уровень анализа деталей и установления причинно-следственных связей, недостаточность активного словаря, низкий уровень структуры речи, предложения односложные, неразвернутые, затруднения в составлении последовательного рассказа. Для решения этой задачи необходимо читать детям сказки и рассказы с обязательным показом иллюстраций в процессе чтения. Необходимо выбирать произведения в соответствии с возрастными особенностями детей (рекомендованные для данного конкретного возраста) и правильно изданные. Для дошкольников очень важно, чтобы каждый поворот сюжета имел свою иллюстрацию, чтобы картинка располагалась точно под текстом, которому она относится, чтобы дети имели возможность соотносить услышанное с увиденным и выстраивать образы, представления того, о чем им рассказывают. Чтение одних и тех же произведений должно повторяться периодически, так как дошкольникам для прочного запоминания необходимы многократные повторения. А когда содержание текста запомнится, детям предлагают самим рассказать сказку или рассказ по предлагаемым картинкам. Воспитатель показывает иллюстрации по порядку, а дети воспроизводят текст в соответствии с картинкой, дополняя друг друга, по очереди каждую часть. Очень полезные упражнения для развития способности понимать причинно-следственные связи – «Разложи по порядку», «Истории в картинках», «Что раньше, что потом», «Что, за чем и почему?». Все эти упражнения основаны на раскладывании серий предметных или сюжетных картинок, на которых изображаются изменения состояния предметов или развитие событий с определенным смыслом. Необходимо разложить картинки в нужной последовательности и рассказать связно, что происходит, объясняя причины и последствия происходящего. Очень полезно предлагать детям описание различных ситуаций с вопросом: - Что будет, если… (предлагаются различные варианты, хорошо отображать в этих ситуациях реальные проблемные ситуации, возникающие между детьми или в повседневной жизни). Эффективный прием для развития способности понимать и устанавливать причинно-следственные связи – решение смысловых («логических») задач из повседневной жизни. Предлагать просто как соревновательную игру «Кто догадается?». Например: «Утром мама подошла к окну, посмотрела на улицу и сказала: - Ой, а ночью шел дождь. – Откуда мама узнала, что ночью шел дождь?». Для того, чтобы ответить на этот вопрос, ребенок должен научиться выстраивать причинно-следственные связи между обычными явлениями, которые он видит в повседневной жизни, но без помощи взрослого осмыслить не может. Только разносторонние и системные знаний об окружающем, а не заученные, поверхностные, отрывочные знания, понимание причины и прогнозирование последствий («почему это произошло?», «что будет, если …») является основой для умения устанавливать причинно-следственные связи между явлениями и событиями окружающего мира.