Альвина Велиханова
Консультация для педагогов «Знакомство дошкольников с бытом и традициями русского народа»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов «Знакомство дошкольников с бытом и традициями русского народа»
Воспитание патриотических, духовно-нравственных, социально-коммуникативных качеств детей дошкольного возраста осуществляется через познание детьми народной культуры своей Родины, родного края, той общественной среды, в которой они живут. Федеральный государственный образовательный стандарт ориентированы на Основные принципы дошкольного образования на приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Стандарт направлен на объединение и обучение воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Таким образом,воспитание будущего поколения, уважающего традиции, историю и культуру своей страны– актуально в наши дни.
Публикация «Консультация для педагогов „Знакомство дошкольников с бытом и традициями русского народа“» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Русские народные традиции и обычаи
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Приобщение детей к истории и быту русского народа наиболее удачно проходит в игровой форме «погружение в культуру», где дети проживают определенную историческую ситуацию, изучают быт, образ жизни, ремесла, народное искусство.
Знакомство детей с традиционной народной культурой – это комплексная система обучения и воспитания в детском саду на основе истории, культуры, традиций, обрядовых и календарных праздников, а также народного декоративно - прикладного искусства.
Цель работы в данном направлении:
- приобщить детей к русской народной культуре и познакомить с предметами русского быта.
Для реализации этой цели в доу решаются следующие задачи:
- познакомить детей с особенностями жизни и быта русского народа;
- познакомить детей с ведением хозяйства, предметами деревенского быта, домашней утварью, русской кухней;
- дать понятия о мудрой науке строительства избы, традиционном назначении и использовании каждой части избы, повседневном убранстве избы, русском костюме;
- дать понятия о традиционных качествах характера русского человека : гостеприимстве, трудолюбии, доброте и т. д. ;
- закрепить знания о русских народных промыслах и их использовании в украшении быта русского человека;
дать понятия о некоторых обычаях, обрядах, праздниках, традициях русских людей, о народном календаре;
- привить ребенку интерес и любовь к истории, культуре, обычаям и традициям своего народа, воспитывать патриотические чувства;
- любовь к родной природе, желание беречь и охранять ее красоту;
- расширять и активизировать словарь детей за счет исконно русских слов и понятий, прививать любовь к красоте и мудрости русской речи и т. д.
Большое значение в приобщении дошкольников к народной культуре играет развивающая среда. В группе может быть создан уголок, где дети смогут знакомиться с национальными предметами, обрядами, устным народным творчеством. В нем могут находиться альбомы по народному творчеству, самодельные куклы в русских костюмах, предметы русской старины : полотенца, железный утюг, керамические крынки и многое другое.
Организация мини-музея в группе, является также одной из эффективных форм работы по приобщению детей к русской культуре, позволяет решать задачи социально – личностного и нравственно – патриотического воспитания подрастающего поколения. Размещённые в мини-музее экспонаты, позволяют проводить работу по ознакомлению ребят детского дома с бытом и укладом жизни на Руси, с традициями русского народа. Через живое прикосновение к культуре наших предков, прививается любовь к России, к нашей Родине, к народному творчеству.
(«Русская изба», «Бабушкин чуланчик», «Горница», «Музей куклы», «Истоки народной культуры» и т. д.)
В мини-музее можно проводить различные тематические занятия по ознакомлению с земледельческим календарём, приметами, с различными ремеслами и промыслами, с особенностями жизни наших предков, их образами и традициями.
Экспонаты мини – музея могут быть использованы в театральных постановках по мотивам русских народных сказок.
При работе воспитателя по приобщению детей к истокам русской культуры могут использоваться различные формы работы:
- интерактивные занятия.
Например: По форме проведения занятия представляют собой «игры-путешествия» или «игры-открытия». Например: «Путешествие в прошлое ручки». Ребятам необходимо справиться с несколькими задачами:
- вернуть с помощью «Клуба юных исследователей» письменные принадлежности (гусиное перо, перьевую ручку, шариковую ручку) в наше время;
- выявить закономерность в развитии письменных принадлежностей.
- Познавательные беседы
Развивают мышление ребенка. У детей активно совершенствуется нравственное и эстетическое отношение к народным традициям, национальному наследию.
- Предпраздничные посиделки
Основная цель – это подготовка к празднику. На посиделках не только разучивают песни, игры, водят хороводы, но и изготавливают необходимые атрибуты для праздника, знакомятся с народной игрушкой, декоративно-прикладным искусством, устным народным творчеством.
Оформление выставок
Выставки могут быть тематические и сезонные. Содержанием выставки являются произведения народно-прикладного творчества местных мастеров, членов семьи и самих детей: вышивки, кружева, дорожки, полотенца, картины, творческие работы по рисованию, лепке, аппликации, ручному труду.
Творческая продуктивная и игровая деятельность
Из глины, пластилина, бумаги, картона дети изготавливают понравившиеся предметы. Создавая собственные маленькие произведения, дети выражают свое отношение к культурному наследию.
Праздники
Праздник является большой, яркой и глубоко содержательной игрой. Именно через праздник мы воздействуем на эмоциональную сферу детей и в их памяти оставляем глубокий след.
Образовательная программа МБДОУ №63 «Катюша», в части сформированной участниками образовательных отношений, основывается на программу «Воспитание на социокультурном опыте» И. А. Кузьмина, методологической базой которой является социокультурный системный подход, направлена на развитие духовно-нравственного стержня личности, элементов управленческой культуры и эффективного общения.