МААМ-картинки

Конспект НОД в старшей группе «Ознакомление с традициями хакасского и русского народов»

Анастасия Фадеевна Кучугешева
Конспект НОД в старшей группе «Ознакомление с традициями хакасского и русского народов»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему : ознакомление с традициями хакасского и русского народов

Тема: Экскурсия в прошлое

Образовательная область: познавательное развитие.

Группа : старшая.

Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Ознакомление с традициями хакасского и русского народов“» размещена в разделах

Цель: развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с хакасским и русским народным творчеством, традициями и обычаями.

Задачи:

1. Познавательная :

Развивать устойчивый интерес к русскому и хакасскому народному творчеству : пословицам, поговоркам, сказкам, играм.

2. Развивающая:

Развивать логическое мышление и психические функции, формировать мыслительные умения и способности, тренировать у детей внимание, память, восприятие.

3. Воспитывающая:

Приобщать детей к культуре хакасского и русского народа, прививать любовь к родному краю, уважение к людям другой национальности.

Воспитывать толерантное отношение к культуре других народов.

Воспитывать целеустремленность, взаимопомощь и умение взаимодействовать со сверстниками.

Предварительная работа: Разучивание с детьми пословиц и поговорок хакасского и русского народа, знакомство с национальными костюмами этих народов.

Форма: путешествие

Оборудование: Костюмы хакасские, русские народные.

Предметы русского быта для оформления «Русской горницы» : (прялка, печь, чугунок, сундук, самовар, рушник, ухват, старинная посуда)

Большая юрта, заполненная элементами хакасского быта : домашняя утварь

Материалы для работы с тестом;

Музыкальное оформление: Русские народные мотивы, хакасские народные пения

Обогащать и активизировать словарь детей словами: горница, изба, прялка, чугунок, ухват, юрта, сундук, пазах, тон, маймах, пого, орнаментом.

Ход непосредственно-образовательной деятельности

Половина зала оформлен в форме хакасского древнего жилища (юрта) Из юрты выходит воспитатель в хакасском костюме. Звучит хакасская мелодия.

1-я воспитательница: Изеннер, Аргызстар.

Половина зала оформлена старинными предметами быта в стиле «Русская горница».

Выходит воспитатель в русском народном костюме. Звучит русская мелодия.

2-я воспитательница: Здравствуйте.

1-я: Мы рады встречи с вами.

2-я: Сегодня мы совершим экскурсию в прошлое.

1-я: А для этого приглашаем всех отправиться в путешествие по страницам нашего альбома.

Звучит музыка.

1-я: Давайте откроем первую страницу альбома.

(Открывается страница под звучание хакасской музыки).

1-я: А на первой странице мы узнаем, в каких жилищах жили хакасы в далеком прошлом.

Воспитатель обращает внимание на убранство половина зала и спрашивает:

- Что это вам напоминает? (Юрту)

- Где мы видели юрту? (В музее).

- Кто раньше жил в юртах? (Хакасы)

- Что вы видите в юрте?

(Шкуры животных, посуду, оружие, музыкальный инструмент (хомыс, кровать, кукол в хакасской одежде).

-Молодцы, вы всё правильно назвали.

- Чем же занимались хакасы раньше? (Разводили скот, косили сено, сеяли пшеницу, в таёжных местах охотились и рыбачили)

- А что делали дети? Ведь детей тогда было в семьях помногу? (Дети играли, помогали взрослым)

- А вы любите играть? Вспомните, в какие хакасские игры мы играли? («Медведь и пень», «Спрячь рукавицу»)

1-я воспитательница: Есть такая старинная хакасская игра – «Построй юрту». Мы разложим платки по полу, ребята по 5 человек будут двигаться друг за другом под музыку. Как только музыка остановится – нужно четверым игрокам быстро поднять платок за уголки, а пятому забежать в центр и поднять руками серединку платка – это будет дымоход. Чья команда будет дружнее, и «построит юрту» быстрее всех, та и побеждает.

Проводится хакасская народная игра «Построй юрту» (дети садятся)

2-я воспитательница: откроем вторую страницу нашего альбома.

Когда – то страна наша называлась Русь.

На Руси люди строили себе жилища из бревен. Такие дома называют избами. И все-то в избе было сделано из дерева: и пол, и потолок, и стены, и посуда и мебель.

Самое главное в деревенской избе - это печь. Затрещит мороз на дворе, зашумит ветер в трубе, а у печки тепло и уютно.

Ой, ты печка – сударушка,

Помоги нам, боярушка!

Ты свари, испеки,

Обогрей, освети!

В дом богатство принеси!

Русская печь отапливает избу, в ней готовили пищу, выпекали хлеб, сушили продукты и одежду. На печке можно даже спать. Зимой под печкой кур держали. Ребята, а в каких сказках встречается русская печка.

(Ответы детей)

Правильно, «Гуси - лебеди», «Колобок», «По щучьему велению», «Лисичка со скалочкой», «Заюшкина избушка».

В каждой избе на столе стоял самовар. Хозяйка дома вставала рано: топила печь, приносила воду и раздувала угли в самоваре. Угли тлели, вода грелась. Пили чай, не спеша с сушками, плюшками и пряниками.

А вот и еще необходимая вещь в хозяйстве. Это чугунок. В нем готовили щи да кашу.

- А вот и прялка.

Золотая моя прялица!

Я пряду, а нитка тянется!

Я пряду, а нитка тянется!

Мне работа моя нравится!

Сверху кладется шерсть овечья. Крутится колесо и превращает шерсть в нитку.

Давайте поиграем в игру.

Проводится игра «Смотаем нитки в клубки».

Играют несколько пар – один ребёнок держит руками моток ниток, а другой – сматывает нить в клубок. Все нити одинаковой длины.

1-я воспитательница: третья страница нашего альбома «Хакасская национальная одежда»

Ребята, а вы видели хакасскую национальную одежду? Что она из себя представляет, кто может ответить? (ответы детей)

- А знаете, дети, почему платье носили широкое? (ответы) Потому что раньше женщины, как и мужчины, принимали участие на скачках, т. е. ездили верхом на лошади.

- Посмотрите на мои рукава: они широкие, есть манжеты, которые вышиты хакасским орнаментом из разноцветных шерстяных ниток. (Показ) А это надплечники – они тоже вышиты орнаментом из разных ниток.

- А вот это, дети, еще одно из украшений женской одежды. Как называют это украшение? (пого) Пого – это нагрудник. Посмотрите, из чего оно сделано? (ответы) Пого делали из бисера и пуговиц.

Сто лет назад хакасы шили одежду сами – зимнюю из шкур животных, демисезонную – из самотканой материи, - летнюю из материала фабричного производства, привозимого купцами. Праздничная одежда обязательно украшалась ярким растительным орнаментом. Т. е. на какое-либо мероприятие они надевали определенный наряд (рассматривание хакасской национальной одежды)

Зимней одеждой хакасов как мужской, так и женской, была шуба – тон.

На голове мужчины носили войлочные шляпы, овчинные круглые шапки, рысьи малахаи, а по праздникам – бобровые шапки. Женщины покрывали головы платком (плат). Национальную обувь (маймах) шили из кожи и мехов, всегда без подкладки и каблуков и на одну ногу, надевая ее каждый день на разные ноги. Женскую обувь иногда расшивали узором.

1-я: В нашей юрте есть пазах. Пазах служит для хранения различных вещей. У русских это были сундуки

Мы сейчас поиграем в игру.

Проводится игра «Поможем разобрать вещи по сундукам»

Это игра — эстафета в две команды. Из общей корзины в один сундук дети первой команды перекладывают мужскую одежду, а в другой сундук – дети из второй команды женскую одежду. Побеждает та команда, которая выполнила задание быстрее. Количество предметов у команд одинаково.

- Ай да, молодцы, не зря в народе говорят : «Тот человек ценен, кто смолоду работать привык»

2- воспитательница: следующая страница нашего альбома «Пословицы и поговорки»

Считалось, что уют родного дома - домашний очаг. Посидим и мы возле нашего очага и расскажем матери Огня пословицы, по загадываем загадки.

- Ребята, мы сейчас будем говорить о пословицах и поговорках

- А что такое пословицы и поговорки?

- И чем они отличаются? (Пословица – это изречение, народная мудрость, а поговорка – это просто метко сказанное к месту слово).

- Кто придумал пословицы и поговорки? (народ)

Много пословиц и поговорок с древних времен отражают любовь и преданность к родному краю, к своей Родине:

Всякому мила своя сторона.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Родина – мать, умей за нее постоять.

На чужой стороне и весна не красна.

Родная сторона – мать, а чужая – мачеха.

В гостях хорошо, а дома лучше.

Где родился, там и пригодился.

В этих мудрых словах ясно показана преданность к родной земле, желание сделать ее лучше и краше.

- Как вы понимаете пословицу «старших почитай, младших оберегай»? (Дети объясняют, как они понимают пословицы и поговорки).

- Какие пословицы вы знаете?

- О чем эти пословицы? (ответы детей)

- У каких народов бывают пословицы и поговорки? Они разные или одинаковые?

- У хакасов есть такая пословица: «Ленивый портит, трудолюбивый кормит».

- А русские говорят : «Труд кормит, а лень портит».

- Похожи пословицы? О чем они?

- Какие еще пословицы о труде вы знаете?

Судят не по словам, а по делам.

Сделал дело, гуляй смело!

Без труда не вытянешь и рыбку из пруда и т. д.

- Народ всегда с уважением относился к тому, кто много трудится. И поэтому придумывали пословицы и поговорки о труде. И у хакасов есть пословицы про труд.

Хорошего коня по шагу узнают,

Хорошего человека по работе видят.

Лениться будешь, рот будет голодным.

Рано встающий, две доли имеет.

- Как вы понимаете эти пословицы?

1-я воспитательница: пятая страница нашего альбома «Хакасская национальная игра»

Я хочу вас познакомить с хакасской игрой, на которую повлияла русская культура.

И так игра называется “киик – пуури”. Она напоминает русскую народную игру “ волк во рву”. На ровной площадке чертятся две параллельные линии, между которыми находится волк. За внешней чертой сосредоточены дикие козы, которые должны пересечь волчью зону. Волка выбирают по считалке.

Давайте все вместе её выучим: “Пэр-пэт, экэ-энэ, усь-учургу, торт-тозек, пис-пизэк, алты-аргамчы, читэ-чиле, сигис-синэ, тогыс-тонма, он-очых!” На ког падает слово “очых”, тот и будет волком. Он должен ловить диких коз, пробегающих по его территории между линиями. Пойманная коза остаётся у волка в плену. Нужно поймать всех диких коз.

2- воспитательница: следующая страница нашего альбома «Чаепитие»

Мы с вами приготовим что-то вкусненькое к чаю. Хотите, я вас научу пряники медовые печь? Пока вы играли я приготовила тесто.

Дети садятся за столы.

Давайте тесто пальчиками разомнем, ладошками побьем, вот и готово тесто – мягкое, воздушное, живое! А теперь и пряники лепить начнем. Скатаем шарики и ладошкой прижмем. Пряники печатные – для этого у меня для каждого из вас приготовлены печатки резные. Вот какие пряники получились!

(Воспитатель приговаривает во время работы детей)

Ой, пряники медовые, мягкие, фунтовые. Не жуй, не глотай – только брови поднимай. Да для малых ребятишек, для девчонок и мальчишек, шалунам, озорникам и беззубым старикам!

Готовые работы выкладываются на поднос.

Пока пекутся прянички откроем следующую страницу.

1-я воспитательница: пятая страница нашего альбома «Хакасская национальная игра»

Я хочу вас познакомить с хакасской игрой, на которую повлияла русская культура.

И так игра называется “киик – пуури”. Она напоминает русскую народную игру “ волк во рву”. На ровной площадке чертятся две параллельные линии, между которыми находится волк. За внешней чертой сосредоточены дикие козы, которые должны пересечь волчью зону. Волка выбирают по считалке.

Давайте все вместе её выучим: “Пэр-пэт, экэ-энэ, усь-учургу, торт-тозек, пис-пизэк, алты-аргамчы, читэ-чиле, сигис-синэ, тогыс-тонма, он-очых!” На ког падает слово “очых”, тот и будет волком. Он должен ловить диких коз, пробегающих по его территории между линиями. Пойманная коза остаётся у волка в плену. Нужно поймать всех диких коз.

Воспитатели:

Пока мы с вами играли, прянички наши испеклись.

А теперь мы предлагаем наши гостям вкусные пряники! Угощайтесь люди добрые!

Вот мы и побывали в прошлом. Узнали, как жили наши предки, какие предметы их окружали. Ребятки, скажите, что вам больше всего понравилось в русской избе и хакасской юрте? (Ответы детей).

Закончилось наше путешествие, и мы немного устали, а усталость снимается за чашкой чая. Приглашаем всех на чаепитие.

Публикации по теме:

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с традициями и культурой народов Поволжья Педагогический проект на тему: «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с традициями и культурой.

Игры хакасского народа Игры Хакасского народа Детство хакасских детей проходило под влиянием национальных традиций. Когда-то давным-давно по воскресеньям молодежь.

Конспект НОД по приобщению детей к культуре народов Чеченской республики «Кувшин-башня» в старшей группе Цель: приобщение детей к культуре народов Чеченской республики. Задачи: - формировать доброжелательные взаимоотношения между детьми в различных.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Ознакомление со свойствами ткани» Конспект по познавательному развитию в старшей группе «Ознакомление со свойствами ткани» Цель: продолжать знакомить детей со свойствами.

Конспект занятия «Ознакомление с художественной литературой и развитие речи» в старшей группе Задачи: 1. Развивать воображение детей: сочинение сказок и историй с опорой на заместители. 2. Продолжать учить детей отгадывать загадки.

Ознакомление детей с культурой и традициями малой Родины «Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца». javascript:addImage('message') К. Паустовский Актуальность: О важности.

Перспективно–календарный план на тему «Знакомство с народной культурой и традициями» в средней группе Цель:Дать детям первоначальные представления основ национальной культуры, вызвать интерес к познанию культуры своего народа, способствовать.

Проект «Ознакомление дошкольников с историей и культурой русского народа» Ознакомление дошкольников с историей и культурой русского народа. Народ, который не знает своей культуры и истории – презренен и легкомысленен.

Формирование духовно-нравственных качеств в процессе ознакомления с региональными особенностями и традициями народов Севера Суровая Югорская земля является для наших детей малой родиной. Родители многих наших воспитанников приехали с разных концов России и стран.

Знакомство детей с культурой русского и бурятского народовЗнакомство детей с культурой русского и бурятского народов Работая по годовой задаче: "знакомство детей с культурой русского и бурятского народа",сделала подборку материала по данным темам. Знакомим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД в старшей группе «Ознакомление с традициями хакасского и русского народов»
Опубликовано: 8 февраля 2016 в 10:58
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД в старшей группе «Ознакомление с традициями хакасского и русского народов»» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Фадеевна Кучугешева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД