Светлана Ишпаева
Консультация «Возрождение культурных традиций русского народа»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Наибольшая степень интегрирования разных видов народного искусства проявляется в праздниках. Ведь невозможно представить себе народный обряд без национальной одежды, музыки, предметов крестьянской жизни. В обряде все это соединяется, поэтому приобщение к народному искусству ставит передо мной задачу синтеза: приобщаясь к народному творчеству, дети учатся не только рисовать, лепить, но и петь, и танцевать, и импровизировать в игре, ощущая органическое единство всех этих проявлений творчества. Вообще праздникам и обрядам отвожу большое место в приобщении детей к русской культуре. Ведь именно в них фиксируется накопленные веками наблюдения за характерными особенностями времён года, связанные с трудом и бытом человека во всей их целостности и многообразии. В праздничных обрядах, ритуалах закрепляется социальное поведение, помогающее ребёнку осознать свою национальную принадлежность, а яркая эмоциональная форма и содержание воспитывают положительные чувства
Публикация «Консультация „Возрождение культурных традиций русского народа“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Русские народные традиции и обычаи
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Тип проекта: творческий.
Срок реализации проекта: один год
Участники проекта:
1. Дети старшей и средней группы;
2. Родители;
3. Воспитатели групп, педагоги дополнительного образования, музыкальный руководитель, инструктор физической культуры.
Объект исследования: русские народные календарные праздники.
Актуальность:
Нет, и не может быть настоящего гражданина своей страны, если у него отсутствует любовь к Отечеству. Можно ли воспитать любовь к своей Отчизне простым утверждением, что Родину нужно любить? Не требует даже доказательств то, что на формирование нашего мировоззрения большое влияние оказывают эмоции, чувственное восприятие знакомых фактов, событий истории и культуры своего народа. Как и чем богата русская культура, что составляет нашу гордость? Это я как педагог должна донести детям и зародить в их сердцах любовь и уважение к своей Родине. Очень важно, чтобы дети на эмоциональной основе получили первоначальные знания, которые бы вызвали интерес к теме уже в дошкольном возрасте.
Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры, к русским корням. Во время чтения детям сказок, заучивания потешек и прибауток замечаем, как начинают блестеть от радости глаза детей, в душе загораться интерес к русскому народному творчеству. Тогда-то и появилось желание познакомить детей с русской народной культурой в комплексе всех ее видов (устное народное творчество, музыкальный фольклор, декоративно-прикладное искусство) для большего усиления чувственно-эмоциональной окраски. Этой цели в большей мере соответствуют народные праздники и обряды. Ведь именно в них фиксируется накопленные веками наблюдения за характерными особенностями времён года, связанные с трудом и бытом человека во всей их целостности и многообразии. В праздничных обрядах, ритуалах закрепляется социальное поведение, помогающее ребёнку осознать свою национальную принадлежность, а яркая эмоциональная форма и содержание воспитывают положительные чувства. В праздниках соединяются разные виды народного искусства. Ведь невозможно представить себе народный обряд без национальной одежды, музыки, предметов крестьянской жизни. В обряде все это соединяется.
Цель проекта
Развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русской народной культуре в процессе ознакомления с календарными праздниками.
Задачи проекта:
1. познакомить детей с русскими календарными праздниками, которые отмечают в разные времена года: «Осенины», «Зимние святки», «Коляда», «Сороки», «Масленица», «Пасха»;
2. вызывать у детей желание знакомиться с устным народным творчеством (заклички, стихи - зазывалки, дразнилки, потешки. Знакомство с обрядами народных празднований.
3. развивать художественно – творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно – прикладного искусства русской культуры;
4. воспитывать у детей чувство причастности к русской культуре, обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием.
Организационные формы работы дошкольников над проектом:
Формы работы:
1. Непосредственная образовательная деятельность.
2. Чтение художественной литературы.
3. Рассматривание и изучение иллюстрационных материалов.
4. Участие в игровой деятельности.
5. Самостоятельная деятельность.
6. Проведение ситуативных бесед.
7. Заучивание стихов и песен.
8. Организация выставки работ «Русское народное творчество».
9. Организация и проведение мероприятия совместно с родителями «Ярмарка».
10. Подведение итогов проекта.
Методы и приё мы:
1. Наблюдения;
2. Беседа;
3. Сбор информации;
4. Работа с литературой;
5. Обработка собранной информации;
6. Творческая работа.
Содержание работы:
Осуществление проекта по основным видам деятельности
Познавательная деятельность:
1. «В гостях у хозяйки»
2. «Как на Руси весну встречали»
3. «Как на святки в вечерок девицы гадали»
4. «Собран с поля урожай…»
5. «Традиции и обряды русского народа»
2. Совместная деятельность:
1. наблюдения за изменениями в природе
2. создание уголка «Русской избы»
3. Беседы:
1. «Что нам осень принесла»
2. «Рождественские святки»
3. «Коляда»
4. «Сороки»
5. «Праздник масленицы»
6. «Пасхальные атрибуты»
Игровая деятельность:
1. Подвижные народные игры «Утица», «Салки – догонялки», «Пирог», «Пятнашки», «Жаворонок», «Ручеёк», «Бабка Ёжка»
2. Дидактические игры «Найди праздничный пирог», «Составь узор для пасхального яичка», «Составь последовательность народных праздников», «Прокати яичко с горки»
3. Сюжетные игры «Семья справляет Рождество», «Пасхальный подарок», «Собираем урожай»
Художественная деятельность:
Рисование
1. «Осенняя березка»
2. «Праздник у зверят, рождество в лесу»
3. «Солнышко – колоколнышко»
4. «Масленица – барыня!»
5. «Пасхальное яйцо»
6. «Во поле береза стояла»
Аппликация:
1. «Осенний ковер»
2. «Игрушки для зверят на рождество»
3. «Барышня на масленице»
Лепка:
1. «Пасхальный кулич»
2. «Дымковский козлик на ярмарке»
3. «Овощи с грядки»
4. «Блинчики для зайчат»
Трудовая деятельность:
1. «Кукла из соломы»
2. «Рождественские подарки».
Выставки совместного творчества детей и родителей:
1. «Барышня Осень»
2. «Пасхальные куличи и яйца»
3. «Масленица-кривошейка»
4. «Зимняя фантазия»
Музыкальная деятельность:
1. Музыкальные занятия
2. Совместная деятельность:
1. Разучивание попевок, частушек, закличек, колядок, хороводов.
2. Игра на шумовых народных инструментах.
Развлечения:
1. «Осенины»
2. «Рождественские колядки»
3. «Масленица»
4. «Вот и лето к нам пришло!»
Заключение:
- Проведение совместного мероприятия с родителями и детьми «Ярмарка»;
- выставка работ «Русское народное творчество»;
- Оформление презентации проекта.
Ожидаемые результаты:
1. Устойчивый интерес к культуре русского народа.
2. Знание детьми устного народного творчества, песен, декоративно – прикладного искусства народа.
3. Создание календаря праздников, состоящего из детских работ.
Оценка результатов проекта
В ходе реализации совместного проекта достигнуты определё нные результаты:
1. Обновлена предметно – развивающая зона русской культуры в виде «Русь обрядовая, Русь сказочная…», в котором собраны предметы быта, олицетворяющие Древнюю Русь;
2. сформированы устойчивые знания и интерес к истории календарных праздников русского народа;
3. создан устойчивый интерес к устному народному, декоративно-прикладному искусству;
4. установились партнёрские взаимоотношения между детьми и родителями, благодаря совместной деятельности в ходе организации и проведения совместных праздников и развлечений.