Марина Дробот
«Подвижная игра как средство ознакомления старших дошкольников с этнической культурой русского народа» (часть вторая)
▼ Скачать + Заказать документы
3. Педагогические условия организации подвижной игры с детьми старшего дошкольного возраста для ознакомления с этнической культурой русского народа
Подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребёнка.
Подвижная игра – собирательное понятие. Она охватывает представление о многочисленных разнообразных играх, построенных на движениях.
Публикация «„Подвижная игра как средство ознакомления старших дошкольников с этнической культурой русского народа“ (часть вторая)» размещена в разделах
Подвижная игра таит в себе неисчерпанные возможности для раскрытия и целенаправленного развития творческих способностей, так как в ней затрагиваются детские интересы и удовлетворяются все основные потребности ребёнка в познании, экспериментировании, общении и движении.
Подвижные игры классифицируются по разным параметрам: по возрасту, по степени подвижности ребёнка в игре (игры с малой, средней, большой подвижностью, по видам движений (игры с бегом, метание и т. д., по содержанию (спортивные игры с правилами и спортивные игры).
В теории и методике физического воспитания принята следующая классификация игр. К подвижным играм с правилами относятся сюжетные и несюжетные игры. К спортивным играм – баскетбол, городки, настольный теннис, хоккей, футбол и др.
Подвижная игра с правилами – это сознательная двигательная активная деятельность ребёнка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.
Сюжетные подвижные игры отражают в условной форме жизненный или сказочный эпизод. Ребёнка увлекают игровые образы. Он творчески воплощается в них, изображая кошку, воробышка, автомобиль, гуся, обезьяну и т. д.
Несюжетные подвижные игры содержат интересные детям двигательные игровые задания, ведущие к достижению цели. Эти игры делятся на игры типа: перебежек-ловишек; игры с элементами соревнования («Кто быстрее добежит к своему флажку» и т. п.); игры-эстафеты («Кто скорее подаст мяч»); игры с предметами (обручи, кегли, мячи, серсо и т. п.). Для маленьких детей используют игры-забавы («Ладушки», «Коза рогатая» и др.).
Для развития творческих способностей можно использовать все виды игр.
Педагогические условия развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх :
1. Педагогом создана атмосфера всеобщей заинтересованности, радости, воодушевления. Чувства и эмоции – сложные психологические явления, которые играют в жизни человека особую роль. Под влиянием одних чувств человек становится целеустремлённее, жизнерадостнее, добрее и мягче, под влиянием других – резче и нетерпимее.
2. Обогащение детей новыми яркими впечатлениями. У детей, которые испытывают «сенсорный голод» и дефицит общения, редко проявляются ростки творчества. Поэтому наблюдения, экскурсии, чтение художественной литературы, путешествия с родителями, совместный просмотр детских телепередач, экспериментирование являются важными условиями работы в данном направлении.
3. Дети имеют достаточный двигательный опыт. С пятилетнего возраста наступает период интенсивного формирования двигательных навыков. Ребёнок овладевает практически всеми доступными видами физических упражнений общеукрепляющего характера. Он свободно выполняет разные виды ходьбы, бега, прыжков, лазания и метаний, владеет техникой выполнения общеразвивающих спортивных упражнений, спортивных игр.
4. Грамотное руководство педагога процессом развития творческих способностей у старших дошкольников в подвижных играх. Целенаправленное, методически продуманное руководство подвижной игрой совершенствует, активизирует творческую деятельность детей, поднимает её на более высокий социальный уровень. Методика руководства игровой деятельностью предполагает ведущую роль педагога, направляющего и формирующего творческую деятельность детей.
5. Особое значение имеют профессиональная подготовка воспитателя, педагогическая наблюдательность и предвидение.
Обязательным условием подготовки педагога к проведению подвижных игр является предварительное разучивание движений как имитационных, так и физических упражнений, действий, которые дети выполняют в игре. Педагог обращает внимание на правильное, раскованное, выразительное выполнение двигательных действий.
Тематика сюжетных подвижных игр разнообразна : это могут быть эпизоды из жизни людей, явления природы, подражание повадкам животных.
При объяснении игры используется краткий образный сюжетный рассказ.
Объясняя несюжетную игру, педагог раскрывает последовательность игровых действий, игровые правила и сигнал.
Значительное внимание следует уделять вариантам подвижных игр, позволяющим не только повысить интерес к игре, но и усложнить умственные и физические задачи; совершенствовать движения, повышать психофизические качества ребёнка.
Таким образом, исследуя педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что для успешного ознакомления детей старшего дошкольного возраста с этнической культурой русского народа обязательно необходимо создавать специальные педагогические условия.
Включение ребенка в различные виды народной деятельности, применение народных подвижных игр позволяет повысить уровень формирования этнического самосознании ребенка и развития способностей ребенка дошкольного возраста.
Приобщение детей к истории своей страны и народа положительно сказывается на формировании показателей этнического самосознания и делать эту нужно через ведущую деятельность для детей дошкольного возраста – игру.