Марина Дробот
«Подвижная игра как средство ознакомления старших дошкольников с этнической культурой русского народа» (часть первая)
▼ Скачать + Заказать документы
План-конспект лекции
«ПОДВИЖНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЭТНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ РУССКОГО НАРОДА»
План лекции
1. Теоретические основы ознакомления детей дошкольного возраста с этнической культурой русского народа
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Подвижные игры для детей
- Русские народные игры
- Русские народные игры. Консультации для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
2. Влияние подвижных игр на ознакомление детей старшего дошкольного возраста с этнической культурой русского народа
3. Педагогические условия организации подвижной игры с детьми старшего дошкольного возраста для ознакомления с этнической культурой русского народа
На современном этапе межнациональные отношения характеризуются обострением этнических противоречий как в России, так и в некоторых других странах. При определенных условиях рост национального самосознания может играть деструктивную роль и углублять межнациональные конфликты и противоречия. Напротив, своевременное выявление негативных моментов в формировании национального самосознания может способствовать их предотвращению.
Уже в дошкольном учреждении надо приобщать к народной культуре, ведь именно в дошкольном возрасте идет формирование и развитие личности ребенка, а народные традиции воспитывают будущего гражданина России.
Традиционная празднично-обрядовая культура представляет поистине уникальные возможности для ее реализации. К основным аспектам содержания народной культуры можно отнести : мировоззрение народа, народный опыт, жилище, костюм, трудовую деятельность, досуг, ремесла, семейные отношения, народные праздники и обряды, знания и умения, художественное творчество.
Следует отметить, что как любое другое общественное явление, народная культура обладает специфическими чертами, среди которых следует выделить:
неразрывную связь с природой, со средой обитания;
открытость, воспитательный характер народной культуры России;
способность к контакту с культурой других народов;
самобытность;
наличие целенаправленного эмоционального заряда;
сохранение элементов языческой и православной культуры.
Система обычаев традиций любого народа – это результат его воспитательных усилий в течении многих веков. Через эту систему каждый народ воспроизводит себя, духовную культуру, свой характер и психологию, в ряду сменяющих друг друга поколений.
Культура традиционная составляет основу народной культуры. Общество без традиций также невозможно как общество без культуры.
Русская национальная культура как «вторая природа» это:
• материальные и духовные ценности народа, созданные им в ходе своей длительной истории;
• способ жизнедеятельности и мироустройства русских людей;
• своеобразие жизни русских в конкретных природно-географических, исторических и этносоциальных условиях;
• религия, мифология, наука, искусство, политика в их конкретно-историческом проявлении;
• совокупность русских социальных норм, законов, обычаев, традиций;
• способности, потребности, знания, умения, социальные чувства, мировоззрение русских.
Русская культура, как и всякая другая, существует во времени и пространстве, и тем самым в развитии, в ходе которого разворачивается, обогащается и видоизменяется её содержание и облик, а следовательно, обогащаются и русские традиции.
Приобщение детей к русским народным традициям основано на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе, благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться.
Русские народные традиции можно подразделить на несколько приоритетных направлений:
1. Создание атмосферы национального быта.
2. Традиционные и обрядовые праздники. Обрядовые праздники тесно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека, во всей их целостности и многообразии.
3. Фольклор выделился из единой культуры первобытного общества в результате разделения труда.
4. Русское народное искусство. Народ проявлял свои творческие устремления и способности лишь в создании предметов, необходимых в труде и быту.
5. Русские народные игры. С момента рождения ребенок устремлен в будущее. Он овладевает культурой взрослого мира, в котором он живет. Одной и, возможно, наиглавнейшей составляющей этого процесса является участие детей в тех играх, которые в своем содержании фиксируют исторически сложившиеся универсальные (общечеловеческие) и этнические (национальные) ценности бытия.
Таким образом, этническая культура — это культура людей, связанных между собой общностью происхождения (кровным родством) и совместно осуществляемой хозяйственной деятельностью, единством, так сказать, «крови и почвы», почему она и меняется от одной местности к другой.
2. Влияние подвижных игр на ознакомление детей старшего дошкольного возраста с этнической культурой русского народа
По итогам анализа парциальных и комплексных программ, содержащих разделы патриотического воспитания, приобщения детей к национальной культуре и традициям приоритетными направлениями в деятельности ДОУ можно назвать следующие:
1. Окружение ребёнка предметами национального характера. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.
2. Использование фольклора во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д., т. к. именно он вмещает в себя все ценности русского языка.
3. Народные праздники и традиции. Именно здесь фокусируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений.
4. Ознакомление детей с народной декоративной росписью, увлечение их национальным изобразительным искусством.
Важными условиями для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родной культуры в пространстве ближайшего социального окружения (дома и детского сада, могут стать:
эмоционально благополучная атмосфера дома и детского сада, где взаимоотношения между людьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважении,
личностно ориентированный способ общения;
отсутствие суровых форм наказания, т. е. создание благоприятной атмосферы, когда ребенок может чувствовать себя желанным и защищенным;
соблюдение прав ребенка на игру, досуг, национальную самобытность, свою территорию, а также уважение права на собственность;
предоставление права участвовать в обсуждении некоторых проблем семьи и детского сада;
бережное отношение взрослых и сверстников к результатам творческой деятельности;
упражнение в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам;
побуждение детей к выполнению общественно значимых заданий;
самостоятельность и ответственность ребенка за выполнение взятых на себя обязанностей;
предоставление возможности разнообразно и свободно проявлять свои интересы, иметь личное время для занятий любимым делом;
активное вовлечение родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Таким образом, условиями эффективной реализации национальных традиций в процессе ознакомления с родной культурой являются следующие :
- взвешенный подход к конструированию содержания дошкольного образования (включение парциальных программ по приобщению детей к родной культуре в реализацию базовой комплексной программы);
- определение базовых направлений в работе с детьми, раскрывающих окружение ребёнка предметами национального характера, использование фольклора во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д., народные праздники и традиции, ознакомление детей с народной декоративной росписью, увлечение их национальным изобразительным искусством.
- совместная деятельность родителей и педагогов, реализующая требования целостного педагогического процесса, где затрагиваются стороны развития ребенка, способствующие гармонизации его личности;
- использование разнообразных технологий организации деятельности детей на занятиях, в игре, свободной деятельности с помощью разнообразных средств (общение с представителями разных национальностей; устное народное творчество; художественную литературу; игру, народную игрушку и национальную куклу; декоративно-прикладное искусство, живопись; музыку; этнические мини-музеи).