Анастасия Герасимова
Консультация для педагогов «Знакомство дошкольников с историческим прошлым России»
▼ Скачать + Заказать документы
Отечество, Отчизна, Родина… в корнях этих слов близкие для каждого взрослого и, особенно для ребенка образы: мать и отец, те, кто дает жизнь новому существу.
В современном образовании все больше внимания уделяется проблеме воспитания гражданственности подрастающего поколения.
Дошкольный возраст обладает огромными потенциальными возможностями для развития высших нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к Родине. Основой воспитания у детей дошкольного возраста гражданских чувств является усвоение принятых в обществе норм поведения, накопления социального опыта жизни в своем Отечестве, развитие интереса к его истории, культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны.
Публикация «Консультация для педагогов „Знакомство дошкольников с историческим прошлым России“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душе каждого ребенка семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре родной страны. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а потом и верный способ нравственно-патриотического воспитания. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств.
Прежде чем ответить на вопрос, как знакомить дошкольников с историей родной страны, важно понять, зачем знакомить их с историей своей страны.
Приобщая дошкольников к истории России, педагог пробуждает у них интерес к родной стране, воспитывает гордость за ее достижения, победы, уважение к традициям прошлого.
Знакомство с прошлым родной страны позволяет развивать у детей интерес к жизни и достижениям предков, уважение к культуре своего и других народов.
Рассказывая детям о героях родной страны, воспитатель должен обратить внимание на их нравственные качества, позволившие добиться результата, несмотря на все подстерегающие трудности.
Знакомство с историей родной страны позволяет сформировать у детей пространственно- временные представления. Но именно особенности восприятия времени дошкольниками затрудняют понимание исторических фактов.
Ребенок не может воспринять прошлое родной страны иначе, чем через воспоминания родных, знакомство с историческими реликвиями, предметами старины, а позже – через фильмы, картины, книги.
Интерес детей к событиям военного прошлого России поддерживается хранящимися в семьях реликвиями: медалями и орденами, письмами, фотографиями. Бабушки и дедушки некоторых детей пережили военные события и рассказали об этом своим внукам, поэтому события прошлого не просто поняты, но и прочувствованы дошкольниками.
Дети будут знать, и помнить прошлое своей страны при соблюдении следующих условий:
-хорошее знание исторических событий взрослыми (педагогами, родными дошкольников) и их эмоциональное отношение к ним;
-знакомство с историческими событиями на основе конкретных фактов, доступных пониманию дошкольников;
-использование наглядности, максимально вводящей ребёнка в ситуацию конкретного исторического события (семейных реликвий, писем, фотографий, кино, книг).
Знакомя дошкольников с историей родной страны, воспитатель не должен стремиться к тому, чтобы они запомнили последовательность исторических событий, имена исторических деятелей и тем более даты. Необходимо показать детям многообразие событий прошлого нашей Родины : яркие победы, праздники, события, открытия и изобретения, сражения за независимость и единство родной страны и их героев. Важно затронуть чувства дошкольников, воспитывать гордость за подвиги защитников Отечества, достижения учёных и изобретателей, самоотверженный труд жителей страны по возведению новых городов, заводов и восстановлению разрушенного после войн.
Дошкольников, прежде всего, нужно знакомить с теми историческими личностями и событиями, которые близки и хорошо известны педагогу.
Для развития интереса к прошлому родной страны в группе целесообразно создать развивающий центр «Моя страна», это могут быть уголки родного края. Уголки эти создаются для самостоятельной и совместной с педагогом деятельности. Важно, чтобы материалы развивающего центра предполагали разное содержание детской деятельности. Рассматривая книги и альбомы, дошкольники знакомятся с особенностями жизни России в разные исторические периоды, раскрашивают рисунки изделий по мотивам народных промыслов, рисуют схемы военных сражений и так далее.
Педагогов дошкольных учреждений необходимо готовить к реализации задачи приобщения дошкольников к истории родной страны.
Очень важно, чтобы педагоги не игнорировали детские вопросы о событиях прошлого, стремились делиться своими чувствами, связанными историческими деятелями, победами и поражениями России, пробуждали у детей интерес к прошлому своей Родины.
Закрепить и расширить представления детей о прошлом России можно с помощью дидактических игр: «Чем знаменит?», «Вчера и сегодня» и др.
Самое сложное в работе воспитателя по знакомству детей с родным городом, особенно с его историей и достопримечательностями, является составление рассказов для дошкольников. При этом необходимо помнить следующее:
- сопровождайте рассказ наглядным материалом: фотографиями, репродукциями, слайдами, схемами, рисунками и др. ;
- обращайтесь к детям с вопросами в процессе рассказа, чтобы активизировать их внимание, вызвать стремление что-то узнать самостоятельно, попробовать о чём-то догадаться самому ( можно спросить: Что может означать название нашего города, Кто был основателем нашего города);
- не называйте дат: они затрудняют восприятие материала. Используйте такие выражения: Это было очень давно, когда ваши дедушки и бабушки были такими же маленькими, как вы; или: Это было очень- очень- очень- очень давно, когда ваших мам, бабушек и дедушек ещё не было на свете;
- используйте доступную детям лексику. Значение незнакомых слов (князь, старейшина) объясняйте; не употребляйте специальной терминологии, не перегружайте рассказ сложными терминами.
Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетается слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей.
Для решения практической задачи нравственно-патриотического воспитания детей можно оформить выставки рисунков: «Моя любимая мамочка» (к 8 марта, «Наши защитники» (к 23 февраля, «Этих дней не смолкнет слава» (к 9 мая) и т. д., поделок из различных материалов.
Соприкосновение с прошлым России духовно обогащает дошкольника, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его культуре.