МААМ-картинки

НОД в подготовительной группе «Ознакомление с традициями и бытом русского народа»

Таисья Мишкилеева
НОД в подготовительной группе «Ознакомление с традициями и бытом русского народа»
▼ Скачать + Заказать документы

ЦЕЛЬ:

Познакомить детей с жилищем русского человека – избой, с тем, как её строили;

Познакомить детей с элементами быта наших предков;

Вызвать интерес к русским традициям;

Воспитывать уважение, помощь к старшим, доброту и любовь друг к другу, окружающему миру.

Словарь: Помочь, рубить избу, горница, сундук, полати.

Публикация «НОД в подготовительной группе „Ознакомление с традициями и бытом русского народа“» размещена в разделах

Развивающая среда: запись музыки П. И. Чайковского «Времена года». Русский народный костюм : сарафан, кофта, платок. Предметные картинки – подсказки с изображением флоры, фауны. Макет или картинка «Русская изба», кукла – домовой, три маленьких булочки. Иллюстрации с изображением горницы, печки, полати. Посуда: чугунок, деревянная ложка.

СОДЕРЖАНИЕ

ОРГАНИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Воспитатель: (одета в русский народный костюм : сарафан, кофта) Дети, сегодня мы с вами пойдём в гости к тётушке Алёне. А живёт тётушка Алёна за лесом, поэтому наш путь лежит через лес, который мы с вами придумаем. Сделать нам это поможет музыка великого русского композитора П. И. Чайковского

Закройте глаза, вслушайтесь в волшебные звуки музыки и представьте себе осенний лес, каким вы его знаете. (Слушание музыки 2 – 3 минуты, после чего громкость музыки убавляется).

Воспитатель: Я вижу в лесу много деревьев и кустарников, здесь бродит много разных зверей, все они занимаются своими делами. Вижу птиц, грибы, орехи, ягоды…

А теперь откройте глаза и расскажите, что вы видели в лесу.

Ответы детей (деревья 2 – 3 – 4 видов, животные леса 5 – 6 видов, птицы 2 – 3 видов, грибы, ягоды). (В случае затруднения, воспитатель помогает детям, предъявляет предметные картинки – подсказки с изображением флоры, фауны).

А вот и изба тётушки Алёны!

Воспитатель: «Слава нашей стороне, слава русской старине! И про эту старину я рассказ сейчас начну. Чтобы дети знать могли о делах родной земли» Тётушка Алёна увидела нас, обрадовалась. (Воспитатель накидывает на плечи платок).

- Здравствуйте, гости дорогие, детушки милые! Милости прошу! В избу заходите, садитесь. А я погляжу, какие у нас мальчики заботливые, как девочек удобно усадят. И на девочек, полюбуюсь: какие они ласковые, как мальчикам «спасибо» скажут. Ну, вот как славно и разместились.

- Дети, вы заметили, каким словом я вас встретила? И вы мне тоже «здравствуйте», сказали. Каждый день говорят люди друг другу это слово.

Где, когда и кому вы его говорите? (Используя вопросы – подсказки, помогает вспомнить: в больнице, в парикмахерской, в гостях, при встрече со знакомыми) Что это за слово такое, что оно означает, как вы думаете?

Подводит итог детским высказываниям: здравствуйте от слова здравие – здоровье. То есть мы желаем человеку здоровья, желаем ему не болеть.

Это пожелание доброе или злое? (Ответы детей) Поэтому и говорить это слово надо ласково, приветливо, смотреть в лицо тому, с кем здороваешься. Давайте попробуем сказать это слово друг другу ласково, приветливо, смотря в лицо.

- А ещё я вам сказала: «Милости прошу!» Что эти слова означают, как вы их понимаете? ( Подводится итог детским рассуждениям: милость – от слова милый, то есть прошу вас быть милыми. Милый человек, какой? Добрый, ласковый, внимательный, заботливый. Вот об этом и просит хозяйка: будьте добрыми, ласковыми, заботливыми по отношению друг к другу, бережными ко всему, что вас окружает).

Вот какие наши русские приветствия – не просто слова, а пожелания доброты. Поэтому часто говорят: «Русские – народ доброжелательный». Как вы это понимаете? (Ответы детей).

(Воспитатель выставляет картину с изображением избы).

Вот такой доброжелательный народ и избу эту срубил. (Рассматривание картинки). Ясно, что одному человеку такое дело не под силу. Традиция помогать друг другу называлась «помочь». Давайте все вместе произнесём это слово «помочь».

И пословицы народ сложил : «Ум хорошо, а два лучше», «Другому, сколько можно помогай», «Одному хорошо, а вместе лучше».

- В старое время избы на любом месте не строили. Но где, же найти такого помощника, да рассказчика, который помог бы нам о старине услышать?

Слышите стук? (Появляется кукла домовой). Знакомится с детьми, говорит своё имя – Трофим Трофимыч, называет свой возраст – 1000лет. За плечами у него мешок. Мешок тот не простой, в нё хранятся рассказы о старине. Трофим Трофимыч предлагает рассмотреть содержимое мешка.

В нём дети находят три маленькие булочки. С их помощью дети смогут узнать много удивительных историй.

Дети рассаживаются, и домовой начинает рассказывать свой рассказ – «О том, как старину место для избы выбирали». (Педагог манипулирует куклой и ведёт рассказ).

- Выбору места, где должен будет стоять изба, уделялось большое внимание. Не строили там, где раньше проходила дорога, или стояла баня, так как эти места считались нечистыми.

У меня в мешке, - говорит домовой, - три маленьких хлеба. Оказывается, в старину с их помощью выбирали место для строительства избы. Приглядели хозяева площадку, где можно избу ставить, а с вечера три маленьких хлеба испекли. Поутру с ними на место вышли. Два хлеба за пазуху положили: один – с правой стороны, другой – слевой, а третий хлеб – прямо на сердце, пусть он правду скажет. Потом их на землю бросали. Коль упал хлеб кормами кверху, можно избу строить, а уж, если нет, то не обессудь – ищи другое место для избы. (1, 2 ребёнка показывают, как выбирали место для постройки избы)

Пантомима «Строим избу»

И, конечно же, в избе, которую строили дружно, с добротой, и заботой, и жилось хорошо. Комната в избе называется горницей. Постарайтесь запомнить это слово. (2 – 3 ребёнка повторяют). Посреди горницы ставили печь. О ней говорили: «Печь всему голова». Голова – значит, самая главная. Давайте подумаем: почему печь в избе самая главная?

Где в горнице пищу приготовить? Конечно в печи! Чем избу обогреть? Сейчас на улице зима, мороз, а у нас дома и в детском саду тепло. Что нас греет? (Ответы детей.) А в старину батарей не было. Что тогда грело? Что нужно, что бы печь грела? (Дрова). Да, печь и накормит, и обогреет. А случалось, и так: нагуляются дети, накатаются на горках, в снежки наиграются, придут домой мокрые, замёрзшие. Где сушить одежду и валенки? Оказывается печь и сушит. И не только одежду. Что ещё можно сушить на печи? (Грибы, ягоды, травы). А ещё дети печь лечит! Если дети пришли с прогулки промокшие, что с ними может случиться? (Простудятся). Уложат простуженного на печку, она прогреет его лучше всяких горчичников – простуда пройдёт. Вот почему говорят: «Печь – всему голова». Она кормит, и греет, и сушит, и лечит.

А где же люди спали? (На печи, на лавках, на сундуках).

А в некоторых избах делали полати – это такие полки. На них и спали. Столы в избах были большие, потому что и семьи были немалые: папа, мама, дед с бабушкой и детей человек пять. Сколько всего? Самый главный в семье был самый старший мужчина – дедушка. Его все слушались, потому что он много прожил, много повидал, много знает. Как дед скажет, так и будет. Даже за столом во время еды все его слушались.

А ели так: на стол ставили один на всех чугун или миску со щами, кашей. (показ чугунка, деревянной ложки). Тарелок не было, а уж если у кого и были глиняные, то ставили их только по большим праздникам – уж очень они были дорогие! Каждому давали ложку, кусок хлеба. Первым в чугунок опускал ложку дед. Попробует, потом скажет остальным, что можно есть. Если кто – то вперёд его ложку опустит – тому ложкой по лбу или вообще из – за стола выгонят, и он голодный остаётся. Отсюда и поговорка: «Поперёк батьки в пекло не лезь!» Кто сколько ложек успеет до рта донести, тем и сыт будет. А если щи с мясом, то мясо можно брать только по разрешению. Кто уж зайдёт в гости или по делу, всегда приглашали за стол.

Вот, дети, какой русский народ : доброжелательный (предлагает детям объяснить это слово, родителей почитает (почитает – что это обозначает, в помочи никому не отказывает (помочь, что это) и весёлый. А как праздник придёт – веселились от души. Проводится любая русская народная игра или хоровод.

Русская народная игра.

Итог организационной деятельности.

Публикации по теме:

«Музыкальная культура русского народа». Комплексные занятия в подготовительной к школе группе Цель занятий: воспитывать у детей интерес к русской народной музыке, развивать умение, определять ее характерные черты и передавать их.

Беседа-развлечение «Традиции русского народа» БЕСЕДА- РАЗВЛЕЧЕНИЕ «ТРАДИЦИИ НАРОДА» Цель: формировать знания детей о традициях русского народа, вызывать эмоциональный отклик на произведения.

Конспект фронтального логопедического занятия для старшей группы с ОНР на тему «Масленица. Традиции русского народа» Цель: Приобщение детей к обычаям и традициям русского народа. Задачи: Коррекционно-образовательные: - Знакомство с историей возникновения.

Конспект НОД в старшей группе «Ознакомление дошкольников с жизнью и бытом кубанского казачества в старину» Программное содержание: - Закрепить знания детей о быте и жизни кубанского народа в старину; - Познакомить с крестьянской хатой и домашней.

Конспект НОД в старшей группе «Ознакомление с традициями хакасского и русского народов» Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему: ознакомление с традициями хакасского и русского народов.

Конспект открытого занятия по знакомству с с культурой и традициями мордовского народа «День рождения Алдуни» Цель: познакомить детей с культурой и традициями мордовского народа через мордовские народные и различные виды игр, разработанных с учетом.

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Культура и традиции русского народа» Цель: Расширить и закрепить знания детей о родной стране. Задачи: 1. Закрепить знания детей о названии страны, в которой они живут, о её.

Ознакомление детей с культурой и традициями малой Родины «Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца». javascript:addImage('message') К. Паустовский Актуальность: О важности.

Ознакомление дошкольников с историей и традициями донских казаков Современное образование, начиная с дошкольного возраста, создаёт возможности для ребёнка не только усваивать внешние признаки мира, но и.

Проект «Ознакомление дошкольников с историей и культурой русского народа» Ознакомление дошкольников с историей и культурой русского народа. Народ, который не знает своей культуры и истории – презренен и легкомысленен.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД в подготовительной группе «Ознакомление с традициями и бытом русского народа»
Опубликовано: 15 февраля 2016 в 10:42
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «НОД в подготовительной группе «Ознакомление с традициями и бытом русского народа»» (включая файлы) размещена пользователем Таисья Мишкилеева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


Папки-передвижки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД