Лариса Миловец
Консультация для родителей «Формирование интеллекта дошкольников через развитие логического мышления»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование интеллекта дошкольников через развитие логического мышления.
«Методы эти позволяют вам обрести мысли, способность находить собственное, оригинальное решение трудных задач, вырабатывают у вас привычку к систематическому мышлению и. что особенно ценно, умение обнаруживать логические ошибки и находить изъяны и пробелы тех, кто не пытался овладеть увлекательным искусством логики».
Л. Кэрролл
Публикация «Консультация для родителей „Формирование интеллекта дошкольников через развитие логического мышления“» размещена в разделах
Развитие начал логического мышления относятся к числу важнейших задач, которые стоят при подготовке ребенка к поступлению в школу и последующему обучению. К числу логических операций относятся умение находить закономерности и строить упорядоченные ряды, умение осуществлять классификацию и строить высказывания и суждения.
Основоположником формальной логики считается Аристотель; математической логики – Г. В. Лейбниц; величайший математик и крупный немецкий философ ХVII в. Однако бурное развитие математическая логика получает в XIX веке.
В раннем детстве закладываются основы развития мышления ребенка. От решения задач, требующих установления связей и отношений между предметами и явлениями с помощью внешних ориентировочных действий дети переходят к решению в уме с помощью элементарных мыслительных действий, используя образы. Иными словами, на основе наглядно-действенной формы мышления начинается складываться наглядно-образная форма мышления.
В дошкольном детстве ребенку приходиться разрешать все более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использование связей и отношений между предметами и, явлениями, действиями.
Ребенок начинает ставить перед собой познавательные задачи, ищет объяснения замеченным явлениям. Дошкольники прибегают своего рода «экспериментам» для выяснения заинтересовавших их вопросов, наблюдают явления, рассуждают о них и делают выводы.
Полученные знания являются обязательным условием развития мышления у детей. Некоторые из этих знаний они получают непосредственно от взрослых, другие – из опыта собственных наблюдений и деятельности, руководимых и направляемых взрослыми. Но увеличение запаса знаний еще не может объяснить развития мышления. Дело в том, что само усвоение знаний представляет собой решение мыслительных задач, происходит в результате мышления. ребенок попросту не поймет объяснений взрослого, не извлечет ни каких уроков из собственного опыта, если не сумеет выполнить мыслительных действий, направленных на выделение тех связей и отношений на которых ему указывают взрослые и от которых зависит успех его деятельности. Когда новое знание усвоено, оно включается в дальнейшее развитие мышления, используется в мыслительных действиях ребенка для решения новых задач.
Основу развития мышления составляет формирование и совершенствование мыслительных действий. От того, какими мыслительными действиями владеет ребенок, зависит, какие знания он может усвоить и как их может использовать. Формирующиеся мыслительные действия ребенка принимают либо форму действиями с образами, либо форму действия со знаками – словами, числами и др.
Действия в уме с образами, ребенок представляет себе реальное действие с предметами и его результат, и таким путем решает стоящую перед ним задачу. Это уже знакомое нам наглядно-образное мышление. Выполнение действий со знаками требует отвлечение от реальных предметов. При этом используются слова и числа как заместители предметов. Мышление, выполняемое при помощи действий со знаками, является отвлеченным мышлением. Отвлеченное мышление подчиняется правилам, изучаемым научной логикой, и называется, поэтому логическим мышлением.
В общем «лестнице» психического развития логическое мышление стоит выше образного в том смысле, что оно формируется позднее, на основе образного, и дает возможность решения более широкого круга задач, усвоения научных знаний. Однако это вовсе не означает, что нужно стремиться, как можно раньше переводить ребенка на логические «рельсы». Во-первых, само усвоение логических форм мышления будет неполноценным без достаточного прочного фундамента в виде развитых образных форм. Развитое образное мышление подводит к порогу логики, позволяет ему создавать обобщенные модельные представления, на которых в значительной мере строится затем формирование понятий. Во – вторых, и после овладения логическим мышлением, образное нисколько не теряет своего значения. Образное мышление необходимо для всякого творчества, оно является составной частью интуиции, без которой не обходиться ни одно научное открытие.
Образное мышление в максимальной степени соответствует условиям жизни и деятельности дошкольника, тем задачам, которые возникают перед ним в игре, в рисовании, конструировании, в общении с окружающими. Именно поэтому дошкольный возраст наиболее сензитивен к обучению, опирающемуся на образы. Учет всех этих моментов и заставляет с особым вниманием отнестись к развитию образного мышления дошкольников. Что же касается мышления отвлеченного. Логического, то возможности его формирования следует использовать лишь в той степени, в какой это необходимо для ознакомления ребенка с некоторыми основами научных знаний (например, для обеспечения полноценного овладения числом, не стремясь к тому, чтобы непременно сделать логическим весь строй его мышления.
Методы и приемы обучения
Наглядный метод:
Наблюдение – познакомит с предметом или явлением и научит замечать изменения в окружающей обстановке;
Показ предметов;
Показ картин, иллюстраций;
Показ образца;
Показ способов действий;
Использование ТСО;
Дидактические пособия.
Словесный метод – тесно связан с наглядным (рассказ, чтение, беседа).
Практический метод – чтобы знания были усвоены, необходимо применять их в практической деятельности.
Игровой метод (дидактические игры, игры-драматизации. подвижные игры).
Правильно созданные условия в сензитивном периоде развития ребенка, позволяют сформировать интеллектуальные способности детей в мыслительной и логической деятельности. Все полученные знания, умения и навыки в дальнейшем помогут детям строить логические цепочки, делать умозаключения. Выстраивать точную систему действий, при любой жизненной ситуации. Находить оптимальное решение, правильный и верный путь.