Ольга Серикова
Консультация для родителей «Развитие логического мышления у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Дети уже в раннем дошкольном возрасте сталкиваются с многообразием размеров, форм, цвета предметов, находящихся вокруг. Восприятие окружающего мира идет без специальной подготовки. Однако, если усвоение происходит интуитивно, оно чаще всего бывает неполноценным, поверхностным.
Детская логическая игра
Публикация «Консультация для родителей „Развитие логического мышления у дошкольников“» размещена в разделах
Развитие логики и мышления является неотъемлемой частью успешной подготовки ребенка к школе и его гармоничного развития.
Старший дошкольный возраст знаменуется началом появления знаково-символической функции сознания. Этот период обретает важность в целом для умственного развития, для формирования готовности к школьному обучению.
Для обозначения предметов, последовательностей, множеств принято использовать знаковую символику, с чем и знакомят детей в период подготовки к школе. Малыши активно ее принимают.
Особенно, если такие модели придумывать сообща, акцентируя внимание на использовании обозначений не только словами, но и графически (например, в одну группу предметов попадают не только прямоугольники, но и другие фигуры, у которых 4 угла, делается акцент на число «4»).
Виды мышления
Развитие мышления у ребенка зависит от возрастных особенностей. Это значит, что с взрослением непоседы усложняются психические процессы, происходящие в его головном мозге.
Мышление бывает :
Наглядно — действенное характерно для детей до 2 лет. Они стремятся к получению желаемого результата;
Наглядно — образное свойственно дошкольникам до 7 лет. Усложняется процесс восприятия, появляется предвосхищение результатом;
Словесно — логическое появляется в 6-6,5 лет в виде зачатков, которые требуют развития. Дошкольники способны найти ответ в решении сложной задачи в виде преобразования объекта (известные задания на перестановку одной палочки, чтобы в результате получилось нечто не похожее на исходный объект, определить последовательность взаимодействия предметов (например, при решении задачи на логику про козу, волка и капусту, которых необходимо на одной лодке переправить с одного берега на другой при определенных условиях).
Логические операции
В структуру мышления входят операции, наличие которых у ребенка дошкольного возраста подразумевает полноценное психическое развитие.
Операции бывают:
Сравнение – операция, связанная с установлением сходных и отличительных признаков каких — либо предметов. В результате логической операции может появиться классификация;
Анализ — психический процесс, связанный с разделением сложного предмета на отдельные составляющие его характеристики или части. Следующим этапом анализа становится сравнение;
Синтез — логическая операция, которая объединяет разобщенные части в одно целое понятие, объект;
В психологии обычно анализ и синтез рассматриваются как взаимозаменяющие операции.
Абстрагирование — мысленное отделение существенных свойств, связей, характеристик объекта от несущественных. Наличие способности к такой операции говорит о появлении у малыша абстрактно — логического мышления;
Обобщение — операция появляется по мере накопления словарного запаса ребенка, связана с воображаемым объединением явлений, предметов, действий по значительным признакам;
Классификация — операция мышления, при которой происходит осмысление порядка вещей, явлений, деление их по какому-либо признаку.