Приложение МААМ

Мастер-класс для педагогов «Развитие логического мышления у дошкольников»

Жукова Татьяна Алексеевна
Мастер-класс для педагогов «Развитие логического мышления у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель:

Повышение профессиональных умений педагогов, по развитию логического мышления при формировании математических представлений в процессе игровой деятельности.

Задачи:

- познакомить педагогов с использованием логико-математических игр с детьми дошкольного возраста;

- обучить участников мастер-класса методам и приёмам использования развивающих игр в педагогическом процессе;

Публикация «Мастер-класс для педагогов „Развитие логического мышления у дошкольников“» размещена в разделах

- развивать интерес к оригинальным образовательным технологиям, инициативу, желание применять на практике данные технологии;

- вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.

План проведения мастер-класса.

1. Вступительное слово, актуальность темы.

2. Презентация. Ознакомление участников мастер-класса с основными развивающими игровыми технологиями по формированию элементарных математических представлений:

• влияние логико-математических игр на формирование элементарных математических представлений;

• создание педагогических условий;

• решение образовательных задач.

3. Практическое занятие с участниками мастер-класса по использованию

логико-математических игр для развития логического мышления у дошкольников.

Раздаточный методический материал: Игра «Геоконт», «Сложи Квадрат», «Протяни дорожку», «Конструктор крошка «Велькрошка».

Ход мероприятия:

Здравствуйте уважаемые, коллеги! Представляю вашему вниманию мастер-класс на тему: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста».

Если при проведении непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности по математике для детей дошкольного возраста использовать логико-математические игры, то это приведёт к развитию творческих и интеллектуальных способностей детей, к развитию их воображения, логического мышления и повышению уровня знаний по развитию элементарных математических представлений. Поэтому необходимо способствовать развитию познавательной активности, логического мышления, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, развитии умственных способностей через логико-математические игры.

Известно, что в игре ребёнок приобретает новые знания, умения, навыки. Поэтому при подборе и проведении логико-математических игр ставлю перед собой задачу развивать наряду с математическими представлениями и творческие способности детей направленные на умственное развитие в целом. Для решения поставленных задач проводим следующую работу:

• создаем соответствующую развивающую среду (математический уголок, где расположены развивающие дидактические игры, индивидуальный раздаточный материал для развития логического мышления) ;

• составляем картотеку логико-математических игр.

При проведении логико-математических игр использую следующие методы и приёмы:

Игровые методы:

• вхождение в воображаемую ситуацию;

• выполнение практических действий по получению необходимой

информации.

• ситуации,

Диалогические методы:

• беседа;

• формулировка выводов;

• проблемные вопросы,

Методы обучения:

• показ способа действия

• проблемная ситуация;

• упражнения.

Основной неотъемлемой частью развивающей среды являются игры, способствующие развитию интеллектуальных и творческих способностей ребенка. «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огоньки пытливости и любознательности», - писал выдающийся педагог В. А. Сухомлинский.

В своей работе использую технологии А. Никитина, которые являются средствами интеллектуального развития и воспитания детей дошкольного возраста. Благодаря использованию игровых технологий процесс обучения дошкольников проходит в доступной и привлекательной форме.

В дошкольной педагогике известно множество игр, направленных на формирование логического мышления например:

Геоконт (математический планшет геометрик).

В народе её называют «дощечка с гвоздиками». Действительно, на фанерном игровом поле закреплены гвоздики, на гвоздики натягиваются разноцветные резинки – паутинки и получаются контуры геометрических фигур, предметных силуэтов. Он знакомит дошкольников с такими геометрическими понятиями, как точка, прямая, отрезок, луч, с линиями разного типа (прямые, кривые, ломаные, углами, с фигурами и окружностью.

Малыши создают силуэты по показу взрослого, собственному замыслу, старшие дошкольники – по схеме образцу и словесной модели. В результате игр с «Геоконтом» у детей развивается моторика кистей и пальцев, сенсорные способности (освоение цвета, формы, величины, мыслительные процессы (конструирование по словесной модели, построение симметричных и несимметричных фигур, поиск установление закономерностей, творчество.

Сложи узор.

В этой игре хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу – этим важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой интеллектуальной деятельности, - и способность к комбинированию. Сначала дети работают по готовым образцам, а затем придумывают узоры сами.

Игры-головоломки (геометрические конструкторы).

Это игры «Танграм», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо». Суть игр состоит в том, чтобы воссоздать на плоскости силуэты предметов, животных, птиц, человека по образу или замыслу.

Сложи квадрат.

Складывая квадраты из разноцветных фрагментов различной формы, ребенок выполняет несколько видов работ, неодинаковых по содержанию и степени сложности. Все детали необходимо перевернуть на лицевую сторону и сообразить, как из фрагментов одного цвета сложить квадрат. То есть в процессе игры ребенок знакомится с сенсорными эталонами цвета и формы, соотношением целого и части, учится разбивать сложное задание на несколько простых, создавая алгоритм игры. Выполнение игровых заданий способствует развитию сообразительности, пространственного воображения, логического мышления, математических и творческих способностей.

Чудо-соты.

Развивающая игра-конструктор из серии «Чудо-головоломки». Она позволяет знакомить детей с цветом, формой, величиной: «Разложи детали по цвету», «Найди все треугольники, квадраты…», «Найди маленькие треугольники…». Для развития тактильно-осязательных анализаторов и операций мышления можно предложить ребенку с закрытыми глазами отыскать геометрические фигуры разной величины. Эта игра способствует хорошему развитию конструктивных навыков. Здесь возможны варианты: «Собери игру», «Сделай башню», «Сделай поезд или дорожку»… Дошкольник собирает из деталей конструктора заданные модули (соты, конструирует предметные формы по схемам, придумывает и складывает свои предметные формы, сюжетные картины.

Блоки ДЬЕНИША.

Дидактический материал «Логические блоки» состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.) дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся умения анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования – декодирования, а также логические операции «не», «и», «или». В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у ребят развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.

Палочки КЮИЗЕНЕРА.

Это универсальный дидактический материал. Основная его особенность – абстрактность. Велика их роль в реализации принципа наглядности, представлении сложных абстрактных математических понятий в доступной ребенку форме. Работа с палочками позволяет перевести практические, внешние действия во внутренний план. Заниматься с ними дети могут индивидуально или подгруппами. Игры могут носить соревновательный характер. Операции: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация и сериация выступают не только как познавательные процессы, операции, умственные действия, но и как методические приемы, определяющие путь, по которому движется мысль ребенка при выполнении упражнений.

Также в моей копилке много игр сделанных своими руками:

Конструктор «Велькрошка»

Игры с счётными палочками

Игра «Загадки в картинках»

Игра «Что лишнее?»

Игра «Подбери мячикам их половинки»

Игра «Протяни дорожку»

Игра «Цветные резиночки»

Игра «Сложи квадрат»

Игра С разноцветными палочками»

Игра с прищепками

Игра с матрешками

Также в работе я использую «Математические раскраски», «Логические задачи. Сегодня я хочу поделиться с вами некоторыми играми, и как можно использовать игры.

В заключении я предлагаю вам решить несколько логических задач.

- На полке стояли детские книжки. Подбежала собачка, взяла одну книжку, потом еще одну, потом еще две. Сколько книг она прочитает? (Нисколько. Собаки не умеют читать)

- На дубе 3 ветки, на каждой ветке -3 яблока. Сколько всего яблок? (Яблоки на дубе не растут.)

-У кошки Мурки родились щенята: один черненький и два беленьких. Сколько щенят у Мурки? (Ни одного. У кошки – котята.)

- Катится колесо разноцветное: один угол у него красный, другой – зеленый, третий – желтый. Когда колесо докатится до края стола, какой цвет будет видно? (Никакой. У колеса нет углов)

- Сколько концов у палки? У двух палок?

- Сколько цыплят вывел петух, если он снес 5 яиц?

(Нисколько. Петухи не несут яйца)

-У кошки Мурки родились щенята: один черненький и два беленьких. Сколько щенят у Мурки? (Ни одного. У кошки – котята.)

- Что произойдет с белым платком, если его опустить в Черное море?

Он станет мокрым.

-Каких камней в море нет?

Сухих

-Сколько орешков в пустом стакане?

Нисколько. Стакан пуст.

-Что принадлежит вам, однако другие им пользуются чаще, чем вы?

Ваше имя

-Какое слово всегда звучит неверно?

Неверно

-Сидит человек, но вы не можете сесть на его место, даже если он встанет и уйдёт. Где он сидит?

На Ваших коленях

-Какой болезнью на земле никто не болел?

Морской

-Какой узел нельзя развязать?

Железнодорожный.

-Что все люди на земле делают одновременно?

Становятся старше.

-Что с земли легко поднимешь, но далеко не закинешь?

Тополиный пух.

-Каким гребнем голову не расчешешь?

Петушиным.

-Вы сидите в самолёте, впереди вас лошадь, сзади автомобиль. Где Вы находитесь?

На карусели.

-Какие животные всегда спят с открытыми глазами?

Рыбы.

Таким образом, при использовании логических игр в непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности с детьми дошкольного возраста, ведёт к развитию логического мышления и повышения уровня знаний по развитию элементарных математических представлений у детей.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Развитие логического мышления у дошкольников посредством математических игр и упражнний «Развитие логического мышления у дошкольников посредством математических игр и упражнний». Актуальность: каждый дошкольник - маленький.

Детский мастер-класс по ручному труду. Мастерим дидактическое пособие на развитие логического мышления «Так бывает или нет?»Детский мастер-класс по ручному труду. Мастерим дидактическое пособие на развитие логического мышления «Так бывает или нет?» Материал для выполнения мастер – класса: распечатки с изображением деревьев различных пород, с изображением фруктов и ягод, ножницы,.

Дидактические и словесные игры для дошкольников на развитие логического мышления Дидактическая игра "Разложи картинки в нужный конверт" У каждого ребёнка конверты с наклеенными на них геометрическими фигурами,которые.

Игры на развитие логического мышления для дошкольников 1 младшая группа Игра «Подбери чашку к блюдцу». Цель: закрепить с детьми основные цвета, (красный, синий, желтый, зеленый, учить со-относить.

Консультация «Игры и упражнения на развитие логического мышления у дошкольников» Умственное развитие дошкольника - важнейшая составная часть его общего психического развития; подготовки к школе и ко всей будущей жизни.

Мастер-класс «Использование кругов Эйлера для развития логического мышления дошкольников» Ход мастер класса: Добрый день, уважаемые коллеги! Тема нашего мастер класса «Использование кругов Эйлера для развития логического мышления.

Мастер-класс «Логико-математические игры как средство развития логического мышления у дошкольников» Мастер-класс для воспитателей. «Логико - математические игры, как средство развития логического мышления у дошкольников». Актуальность.

«Огромные шашки». Развитие логического мышления у дошкольников«Огромные шашки». Развитие логического мышления у дошкольников Как известно, шашки отлично развивают логическое мышление у детей, тренируется память, вырабатывается усидчивость, терпеливость, работоспособность,.

Развитие логического мышления дошкольников РАЗВИВАЕМ ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ИГР Большинство родителей уверены, что гораздо важнее научить ребёнка.

Развитие логического мышления, творческого воображения у дошкольников посредством ТРИЗ Развитие логического мышления, творческого воображения у дошкольников посредством ТРИЗ В настоящее время важно, чтобы современный ребенок.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Развитие логического мышления у дошкольников»
Опубликовано: 4 декабря 2018 в 21:17
+21Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для педагогов «Развитие логического мышления у дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Жукова Татьяна Алексеевна (УИ 1631820) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД