Жукова Татьяна Алексеевна
Мастер-класс для педагогов «Развитие логического мышления у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Повышение профессиональных умений педагогов, по развитию логического мышления при формировании математических представлений в процессе игровой деятельности.
Задачи:
- познакомить педагогов с использованием логико-математических игр с детьми дошкольного возраста;
- обучить участников мастер-класса методам и приёмам использования развивающих игр в педагогическом процессе;
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Развитие логического мышления у дошкольников“» размещена в разделах
- Логическое мышление
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
- развивать интерес к оригинальным образовательным технологиям, инициативу, желание применять на практике данные технологии;
- вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.
План проведения мастер-класса.
1. Вступительное слово, актуальность темы.
2. Презентация. Ознакомление участников мастер-класса с основными развивающими игровыми технологиями по формированию элементарных математических представлений:
• влияние логико-математических игр на формирование элементарных математических представлений;
• создание педагогических условий;
• решение образовательных задач.
3. Практическое занятие с участниками мастер-класса по использованию
логико-математических игр для развития логического мышления у дошкольников.
Раздаточный методический материал: Игра «Геоконт», «Сложи Квадрат», «Протяни дорожку», «Конструктор крошка «Велькрошка».
Ход мероприятия:
Здравствуйте уважаемые, коллеги! Представляю вашему вниманию мастер-класс на тему: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста».
Если при проведении непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности по математике для детей дошкольного возраста использовать логико-математические игры, то это приведёт к развитию творческих и интеллектуальных способностей детей, к развитию их воображения, логического мышления и повышению уровня знаний по развитию элементарных математических представлений. Поэтому необходимо способствовать развитию познавательной активности, логического мышления, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, развитии умственных способностей через логико-математические игры.
Известно, что в игре ребёнок приобретает новые знания, умения, навыки. Поэтому при подборе и проведении логико-математических игр ставлю перед собой задачу развивать наряду с математическими представлениями и творческие способности детей направленные на умственное развитие в целом. Для решения поставленных задач проводим следующую работу:
• создаем соответствующую развивающую среду (математический уголок, где расположены развивающие дидактические игры, индивидуальный раздаточный материал для развития логического мышления) ;
• составляем картотеку логико-математических игр.
При проведении логико-математических игр использую следующие методы и приёмы:
Игровые методы:
• вхождение в воображаемую ситуацию;
• выполнение практических действий по получению необходимой
информации.
• ситуации,
Диалогические методы:
• беседа;
• формулировка выводов;
• проблемные вопросы,
Методы обучения:
• показ способа действия
• проблемная ситуация;
• упражнения.
Основной неотъемлемой частью развивающей среды являются игры, способствующие развитию интеллектуальных и творческих способностей ребенка. «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огоньки пытливости и любознательности», - писал выдающийся педагог В. А. Сухомлинский.
В своей работе использую технологии А. Никитина, которые являются средствами интеллектуального развития и воспитания детей дошкольного возраста. Благодаря использованию игровых технологий процесс обучения дошкольников проходит в доступной и привлекательной форме.
В дошкольной педагогике известно множество игр, направленных на формирование логического мышления например:
Геоконт (математический планшет геометрик).
В народе её называют «дощечка с гвоздиками». Действительно, на фанерном игровом поле закреплены гвоздики, на гвоздики натягиваются разноцветные резинки – паутинки и получаются контуры геометрических фигур, предметных силуэтов. Он знакомит дошкольников с такими геометрическими понятиями, как точка, прямая, отрезок, луч, с линиями разного типа (прямые, кривые, ломаные, углами, с фигурами и окружностью.
Малыши создают силуэты по показу взрослого, собственному замыслу, старшие дошкольники – по схеме образцу и словесной модели. В результате игр с «Геоконтом» у детей развивается моторика кистей и пальцев, сенсорные способности (освоение цвета, формы, величины, мыслительные процессы (конструирование по словесной модели, построение симметричных и несимметричных фигур, поиск установление закономерностей, творчество.
Сложи узор.
В этой игре хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу – этим важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой интеллектуальной деятельности, - и способность к комбинированию. Сначала дети работают по готовым образцам, а затем придумывают узоры сами.
Игры-головоломки (геометрические конструкторы).
Это игры «Танграм», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо». Суть игр состоит в том, чтобы воссоздать на плоскости силуэты предметов, животных, птиц, человека по образу или замыслу.
Сложи квадрат.
Складывая квадраты из разноцветных фрагментов различной формы, ребенок выполняет несколько видов работ, неодинаковых по содержанию и степени сложности. Все детали необходимо перевернуть на лицевую сторону и сообразить, как из фрагментов одного цвета сложить квадрат. То есть в процессе игры ребенок знакомится с сенсорными эталонами цвета и формы, соотношением целого и части, учится разбивать сложное задание на несколько простых, создавая алгоритм игры. Выполнение игровых заданий способствует развитию сообразительности, пространственного воображения, логического мышления, математических и творческих способностей.
Чудо-соты.
Развивающая игра-конструктор из серии «Чудо-головоломки». Она позволяет знакомить детей с цветом, формой, величиной: «Разложи детали по цвету», «Найди все треугольники, квадраты…», «Найди маленькие треугольники…». Для развития тактильно-осязательных анализаторов и операций мышления можно предложить ребенку с закрытыми глазами отыскать геометрические фигуры разной величины. Эта игра способствует хорошему развитию конструктивных навыков. Здесь возможны варианты: «Собери игру», «Сделай башню», «Сделай поезд или дорожку»… Дошкольник собирает из деталей конструктора заданные модули (соты, конструирует предметные формы по схемам, придумывает и складывает свои предметные формы, сюжетные картины.
Блоки ДЬЕНИША.
Дидактический материал «Логические блоки» состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.) дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся умения анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования – декодирования, а также логические операции «не», «и», «или». В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у ребят развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.
Палочки КЮИЗЕНЕРА.
Это универсальный дидактический материал. Основная его особенность – абстрактность. Велика их роль в реализации принципа наглядности, представлении сложных абстрактных математических понятий в доступной ребенку форме. Работа с палочками позволяет перевести практические, внешние действия во внутренний план. Заниматься с ними дети могут индивидуально или подгруппами. Игры могут носить соревновательный характер. Операции: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация и сериация выступают не только как познавательные процессы, операции, умственные действия, но и как методические приемы, определяющие путь, по которому движется мысль ребенка при выполнении упражнений.
Также в моей копилке много игр сделанных своими руками:
Конструктор «Велькрошка»
Игры с счётными палочками
Игра «Загадки в картинках»
Игра «Что лишнее?»
Игра «Подбери мячикам их половинки»
Игра «Протяни дорожку»
Игра «Цветные резиночки»
Игра «Сложи квадрат»
Игра С разноцветными палочками»
Игра с прищепками
Игра с матрешками
Также в работе я использую «Математические раскраски», «Логические задачи. Сегодня я хочу поделиться с вами некоторыми играми, и как можно использовать игры.
В заключении я предлагаю вам решить несколько логических задач.
- На полке стояли детские книжки. Подбежала собачка, взяла одну книжку, потом еще одну, потом еще две. Сколько книг она прочитает? (Нисколько. Собаки не умеют читать)
- На дубе 3 ветки, на каждой ветке -3 яблока. Сколько всего яблок? (Яблоки на дубе не растут.)
-У кошки Мурки родились щенята: один черненький и два беленьких. Сколько щенят у Мурки? (Ни одного. У кошки – котята.)
- Катится колесо разноцветное: один угол у него красный, другой – зеленый, третий – желтый. Когда колесо докатится до края стола, какой цвет будет видно? (Никакой. У колеса нет углов)
- Сколько концов у палки? У двух палок?
- Сколько цыплят вывел петух, если он снес 5 яиц?
(Нисколько. Петухи не несут яйца)
-У кошки Мурки родились щенята: один черненький и два беленьких. Сколько щенят у Мурки? (Ни одного. У кошки – котята.)
- Что произойдет с белым платком, если его опустить в Черное море?
Он станет мокрым.
-Каких камней в море нет?
Сухих
-Сколько орешков в пустом стакане?
Нисколько. Стакан пуст.
-Что принадлежит вам, однако другие им пользуются чаще, чем вы?
Ваше имя
-Какое слово всегда звучит неверно?
Неверно
-Сидит человек, но вы не можете сесть на его место, даже если он встанет и уйдёт. Где он сидит?
На Ваших коленях
-Какой болезнью на земле никто не болел?
Морской
-Какой узел нельзя развязать?
Железнодорожный.
-Что все люди на земле делают одновременно?
Становятся старше.
-Что с земли легко поднимешь, но далеко не закинешь?
Тополиный пух.
-Каким гребнем голову не расчешешь?
Петушиным.
-Вы сидите в самолёте, впереди вас лошадь, сзади автомобиль. Где Вы находитесь?
На карусели.
-Какие животные всегда спят с открытыми глазами?
Рыбы.
Таким образом, при использовании логических игр в непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности с детьми дошкольного возраста, ведёт к развитию логического мышления и повышения уровня знаний по развитию элементарных математических представлений у детей.