Татьяна Горбачева
Консультация для педагогов «Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать
+ Заказать документы
«Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук
у детей старшего дошкольного возраста»
Изобразительная деятельность в детском саду - эффективное средство познания действительности. Данная деятельность помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, памяти, пространственных представлений, чувств и других психических процессов. Формируются такие свойства личности, как настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие.
Публикация «Консультация для педагогов „Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Лепка. Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Пластилинография, пластилин
- Пластилинография. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Развитию мелкой моторики рук, пробуждения интереса к изобразительной деятельности у детей, способствует нетрадиционная форма работы с пластилином - «Пластилинография». Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, «пластилинография» влияет на общее интеллектуальное развитие ребёнка, в том числе и на развитие речи.
«Пластилинография» (от «графия» - создавать, изображать, «пластилин» - материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла) – это техника, суть которой заключается в создании пластилином лепной картины на какой – либо основе (бумажной, картонной и др., благодаря которой изображения получаются более или менее выпуклые, полуобъёмные и на горизонтальной поверхности.
Пластилин - пластичный и мягкий материал для детского творчества, обладающий свойством принимать и держать заданную форму, а основным инструментом в пластилинографии являются руки, следовательно, уровень развития мелкой моторики рук детей зависит от умения владеть собственными руками. Данная техника хороша тем, что занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков. Тренировка и моторика пальцев в первую очередь происходит с помощью лепки из пластилина, таким образом, быстро развиваются творческие способности ребенка, а еще пластилин хорошо развивает мелкую моторику рук.
Этот вид творчества благотворно влияет на развитие внимания и памяти: дети запоминают приёмы и способы работы с пластилином, по мере необходимости воспроизводят сохранённые в памяти знания и умения, самостоятельно фантазируют и применяют полученные знания на практике.
Занятия пластилинографией воспитывают в детях усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к окружающим предметам, творческие способности.
Прежде чем приступить к лепке из пластилина, следует овладеть основными приемами, такими как раскатывание, скатывание, сплющивание, прищипывание, оттягивание и заглаживание и др. Овладение ими поможет создавать необходимые формы и придавать фигурам соответствующее положение.
Скатывание. Положить кусочек пластилина между ладонями, немножко прижать и выполнять кругообразные движения, чтобы получился шарик. Шарик нужно периодически поворачивать, чтобы он стал круглым.
Раскатывание. Позволяет превратить пластилиновый шар в яйцо или цилиндр. Скатать шарик и прямолинейными движениями рук преобразовать в цилиндр. Яйцо получиться, если руки поставить наклонно относительно друг друга и выполнить раскатывание.
Сплющивание. Чтобы получить лепешку или диск, сначала скатывают шарик, потом его сильно сдавливают между ладошками, или прижимают ладошкой к столу.
Прищипывание. Придает определенную фактуру поверхности изделия, что необходимо при выполнении мелких деталей на крупной модели. Для этого соединенными пальцами захватывают немного пластилина и выделяют его, придавая ему нужную форму.
Оттягивание. Похоже на предыдущий прием, но после захвата пластилина его оттягивают и формуют новый элемент или деталь.
Заглаживание. Применяется для создания плавного перехода от одной детали к другой при соединении и для закругления. Выполняется пальцами или стеком. Одновременно можно удалить излишек пластилина.
Разрезание. Разделение бруска пластилина стеком или резачком на отдельные куски.
Соединение. Прикладывание и несильное прижимание деталей друг к другу. При этом нужно соизмерять силу и не допускать деформации деталей.
Пластилиновую фигурку можно слепить двумя способами: из целого куска пластилина или соединить несколько деталей в одну. Использование и соединение разнообразных деталей при лепке позволяет сделать фигурки более сложными, детализированными.
Следует помнить, что главное в работе с пластилином — не переоценить возможности ребенка, не только вызвать интерес у ребенка к лепке, но и поддержать его, тогда он ощутит максимум удовольствия от процесса лепки и от результатов своей работы. Ведь это для ребенка — залог будущего успеха.
Желаю творческих успехов!