Получи документы

Пальчиковый театр как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста

Галина Литвиненко
Пальчиковый театр как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Обобщение педагогического опыта.

"Пальчиковый театр, как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста. "

В настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с дошкольного возраста. Исследуя ее ученые доказали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как эти процессы связаны между собой?

Публикация «Пальчиковый театр как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Специалисты института физиологии детей и подростков АПН считают, что формирование речи происходит под влиянием кинетических (двигательных) импульсов, передающихся от рук, а точнее, от пальчиков. Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребенка, тем быстрее он начинает говорить.

Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерова подтверждают влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков,а значит - развивать речь ребенка.

Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

Известный физиолог И. П. Павлов считал:"Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга. Можно сделать вывод: начало развитию мышления дает рука".

Преодоление нарушений тонкой моторики, развитие и совершенствование комплекса тонкомоторных навыков, силы, координации, точности, пластичности движений кисти и пальцев рук приобретает в работе с дошкольниками важнейшее значение.

В современных программах воспитания и обучения в детском саду работа по развитию мелкой моторики не является приоритетной, и поэтому я решила работать в этом направлении. В процессе своей работы я заметила, что все чаще в детский сад приходят дети с недостаточно развитой речью. В чем причина задержки речи?

Чтобы ответить на этот вопрос, я обратилась к исследованиям современных педагогов: Л. П. Савиной, Е. А. Янушко, С. О. Ермаковой.

Проблема повышения эффективности работы по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей дошкольного возраста, не теряет своей актуальности и на сегодняшний день.

Я решила соединить свое любимое хобби (вязание игрушек) со своей педагогической деятельностью, с созданием условий для накопления ребенком двигательного и практического опыта развития навыков ручной умелости.

Цель педагогического опыта: изучить влияние использования пальчикового театра в развитии мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

К одному из эффективных способов коррекции речи детей можно отнести пальчиковый театр, пальчиковые игры. Пальчиковый театр- это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет занять роль любого героя. Пальчиковые театры очень хороши для театрализованной деятельности, т. к. театрализованные игры повышают эмоциональный подъем, жизненный тонус ребенка и ребенок чувствует себя раскованно, свободно.

В детстве движения доставляют, кроме всего прочего, и мышечную радость. Чем младше ребенок, тем сильнее его желание двигаться, хватать все руками, переставлять и т. п. Исследователи отмечают, что развитие мелкой моторики кисти руки способствует выработки ловкости, умению управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Все формы движения, свойственные человеку (от простых двигательных реакций до сложных двигательных действий и различных умений и навыков, объединяются в понятие "моторика".Различные по степени сложности движения, осуществляемые кистями и пальцами рук, называют тонкой или ручной моторикой.

Театрализованная игра - одно из эффективных средств социализации дошкольника. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их, как сильное, но не навязчивое педагогическое средство, так как сам малыш испытывает при этом удовольствие, радость. Воспитательные возможности театрализованных игр усиливаются тем,что их тематика не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей.

Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомлениями с общественными явлениями, формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.

Давно доказано, чтобы сказка запомнилась и произвела впечатление на ребенка, необходимо воспользоваться игрушкой. Игрушки для пальчикового театра небольшого размера, они одеваются на палец. Хороши они тем, что одновременно можно управлять несколькими персонажами на одной руке. Игры с пальчиковым театром приносят ребенку радость и повышают настроение.

Цель пальчикового театра :

-Учить координировать движения рук и глаз, сопровождать движения пальцев речью.

-Выражать свои эмоции посредством мимики и речи.

-Активно использовать в игре воображение, память, внимание, мышление.

-Расширять словарный запас, подключая слуховое и тактильное восприятие.

-Знакомить с народным творчеством.

-Обучать навыкам общения, игры, счета.

-Создать положительный эмоциональный фон.

Участвуя в играх-драматизациях с пальчиками ребенок надевает атрибуты на пальцы, но, как и в драматизации, сам действует за персонажа, изображение которого на руке. По ходу действия ребенок двигает одним или всеми пальцами, проговаривая текст, передвигая руку за ширму.

Пальчиковый театр хорош тогда, когда надо одновременно показать несколько персонажей. Например, в сказке "Репка" друг за другом появляются новые персонажи. Такой спектакль может показывать один ребенок с помощью своих пальцев. Сказки "Волк и семеро козлят", "Гуси-лебеди" и другие могут показывать двое, трое детей, которые располагаются за ширмой. Показ таких сказок с массовыми сценами возможен благодаря пальчиковым атрибутам.

С первых месяцев жизни вместе с колыбельными песенками, потешками и прибаутками ребенок знакомится с волшебным миром сказок. Из сказок дети черпают представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, о добре и зле, о храбрости, стойкости, хитрости. Пальчиковый театр - это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет занять роль любого героя. Важно стимулировать его желание включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки. Внимание детей фиксируется на том, что в конце куклы кланяются и просят поблагодарить их, похлопать в ладоши.

Пальчиковые куклы используются на занятиях и в повседневном общении. От их лица взрослый благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается.

У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры. Процесс освоения включает мини-постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов(" Этот пальчик- дедушка. ", "Тили-бом", К. Ушинский " Петушок с семьей", А. Барто "Игрушки", В. Сутеев "Цыпленок и утенок".)Фигурки пальчикового театра ребенок начинает использовать в совместных с взрослым импровизациях на заданные темы.

Обогащение игрового опыта возможно только при условии развития специальных игровых умений.

Первая группа умений связана с освоением позиции "зритель"(умение быть доброжелательным зрителем, досмотреть и дослушать до конца, похлопать в ладоши, сказать спасибо"артистам").

Вторая группа умений обеспечивает первичное становление позиции "артист", включающее умение использовать некоторые средства выразительности (мимика, жесты, движения, сила, тембр голоса, темп речи) для передачи образа героя, его эмоций и переживаний и правильно держать и "вести" куклу или фигурку героя режиссерской театрализованной игре.

Третья группа умений - это умение взаимодействовать с другими участниками игры: играть дружно, не ссориться, исполнять привлекательные роли по очереди и т. д.

Инсценировка различных сказок, потешек, прибауток при помощи фигурок пальчикового театра способствует :

-развитию мелкой моторики рук, так как нужна точная, скоординированная работа пальчиков;

-развивается способность к концентрации внимания, т. е. ребенок старается не пропустить " выступление" своего героя;

-заучивания реплик героев, ребенок тренирует память и речь;

-театральные постановки развивают фантазию и воображение;

-обогащается словарный запас, построение предложений становится более правильным и развернутым;

-развивается пространственное мышление в процессе перемещения персонажей в пространстве;

-развиваются артистические и творческие способности, ребенок приобретает уверенность в себе.

Таким образом, развитие мелкой моторики кисти руки является важнейшей задачей воспитания дошкольного возраста. Тренировка движений пальцев и всей кисти руки является одним из факторов, стимулирующих дальнейшее развитие высших психических функций ребенка: восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления и речи. Важную роль в этом играет именно пальчиковый театр, который прививает умение слушать, развивает мелкую моторику, произвольность движений, позволяет детям раскрыться. Пальчиковый театр является хорошим помощником в процессе подготовки руки ребенка к письму, для развития моторной координации. В процессе изучения психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, я пришла к выводу, что в последние годы активизировался интерес к данной теме. Все больше публикаций теоретических и практических материалов посвящено вопросам развития мелкой моторики кисти рук у детей дошкольного возраста. Учеными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с состоянием речи и мышления ребенка.

Мир пальчиковых кукол - маленькая, но волшебная страна, в которой ребенок играет, радуется, познает окружающее пространство, самого себя.

Публикации по теме:

Использование техники квиллинг как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста План. 1. Теоретическая часть. - Влияние художественно-творческой деятельности на детей дошкольного возраста. - Знакомство с историей квиллинга.

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста Консультация для воспитателей «ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» Подготовила:.

Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста Памятка для родителей. Выпуск 1 «Развитие мелкой моторики, как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» «Истоки.

Использование техники «квиллинг» как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возрастаИспользование техники «квиллинг» как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста В последнее время мы часто слышим о мелкой моторике и необходимости её развивать. Что же такое мелкая моторика? Мелкая моторика развивается,.

Консультация «Художественное творчество как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста» Художественное творчество – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи. Умение владеть пальцами кистями рук необходимо человеку.

Нетрадиционные техники рисования как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста.Нетрадиционные техники рисования как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста. Нетрадиционные техники рисования как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста. Цель: Развитие у детей раннего возраста.

Пальчиковый театр, тактильный театр и театр ручных теней как средство развития речи детей дошкольного возраста (консультация старшая группа 2014г октябрь) «Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче,.

Пластилинография и объемная лепка как средство развития мелкой моторики рук у воспитанников старшего дошкольного возраста Тема:"Пластилинография и объемная лепка как средство развития мелкой моторики рук у воспитанников старшего дошкольного возраста" Проблема.

Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста Почему одни дети говорят лучше, а другие хуже? По какой причине у одних в тетрадках красуются ровные ряды букв, а у других - сплошные каракули?.

Рисование в нетрадиционной технике как средство развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста Рисование в нетрадиционной технике как средство развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста В. А. Сухомлинский писал,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Пальчиковый театр как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста
Опубликовано: 14 ноября 2016 в 15:06
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Пальчиковый театр как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Галина Литвиненко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД