Людмила Квашнина
Сообщение на педагогическом совете «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей младшего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей младшего возраста»
Цель работы:
- Развивать у детей основы речевой моторики на основе пальчиковых игр и упражнений
Публикация «Сообщение на педагогическом совете „Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей младшего возраста“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковая гимнастика и игры. Консультации для родителей
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Значение пальчиковых игр для малышей трудно переоценить. Известными исследователями Института физиологии детей и подростков (А. В. Антакова-Фомина, М. И. Кольцова, Е. И. Исенина) была доказана связь пальцевой моторики и речевой функции.
Учё ными была выявлена з а к о н о м е р н о с т ь:
ЕСЛИ развитие движений пальцев соответствует возрасту,
ТО и речевое развитие находится в пределах нормы и наоборот.
Пальчиковые игры способствуют развитию мелкой моторики, которая, в свою очередь, стимулирует развитие многих зон головного мозга, и в большей степени речевых центров.
Широко известна связь между развитием мелкой моторики и развитием речи у ребенка младшего возраста. Считается, что словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности.
Слайд №
Существует много игрушек для развития мелкой моторики. Для этого очень полезны лепка, рисование, собирание пазлов, конструкторы, шнуровки и пр. Но одним из самых лучших средств для развития моторики и речи в их единстве и взаимосвязи являются пальчиковые игры и упражнения.
Слайд №
Пальчиковые игры - ЭТО инсценировка небольших рифмованных рассказов, сказок с помощью пальцев и ручек. Эти игры воссоздают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются.
- В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
- Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть c малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. С помощью пальчиковых игр ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредоточиться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.
Слайд №
«Ладушки», «Сорока», «Этот пальчик»
Это первые игры, с которыми знакомится ребё нок:
они передаются из поколение в поколение не случайно – в них заложена вековая мудрость народа.
В свободное время дети с интересом играют с мелким конструктором и геометрическими фигурами.
Иногда дети не любят застегивать пуговицы или шнуровать ботинки. Это свидетельствует о том, что у малыша мелкая моторика развита недостаточно.
В нашей группе развитию мелкой моторики уделяется специальное внимание, такая работа ведется, начиная с группы раннего возраста. Ежедневно за 3-5 минут до обеда, сидя на стульях, мы играем с детьми в пальчиковые игры. Начинать следует с пальчиковой гимнастики. Составлять по очереди пальчики одной руки в кулачок, потом другой. Превращая это в игру, говоря: "Пальчик, пальчик, где ты был?" - "С этим братом в лес ходил, с этим братом суп варил, с этим братом кашу ел, с этим братом песню пел".
Достичь хороших результатов позволит, безусловно с использование разнообразных форм работы с родителями, это:
- индивидуальные беседы;
- рекомендовать родителям давать больше самостоятельности при одевании: самостоятельно застёгивать и расстегивать пуговицы, кнопки, молнии, так как эти действия являются базовыми, они формируют ручную умелость;
- консультации для родителей, на которых объяснялось, что надо учить ребенка манипулировать предметами, чтобы среди его игрушек обязательно были такие игрушки, как пирамидки, строительный материал, у мальчиков - машинки, конструкторы, у девочек – куклы;
- даем рекомендации родителям в виде памяток, в которых обращаем внимание на формирование самостоятельности у детей при одевании : следует терпеливо обучать их застёгиванию и расстегиванию пуговиц, кнопок, молний, так как эти действия являются базовыми, которые формируют ручную умелость;
- консультации «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста», «Пальчиковая гимнастика»;
- практикум для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»;
- выпустили памятку для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников».
Родителям можно посоветовать дома обыграть ситуацию на кухне: предложить ребенку рассортировать 2 разновидности крупы, например горох и гречку, и объяснить ребенку, что эта крупа курочке, а эта петушку, при этом обязательно поставить игрушку петушка и курочки. Ребенок будет занят и пальчики будут работать. (Не забывать в целях безопасность, т. к. это мелкая крупа) не оставлять ребенка одного.