МААМ-картинки

Консультация для педагогов «Количество и счёт в подготовительной группе»

Динара Хасанова
Консультация для педагогов «Количество и счёт в подготовительной группе»
▼ Скачать +Заказ

Задачи:

1) Развивать общие представления о множестве:

умение формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множества, в которых предметы отличаются определенными

признаками.

2)Упражнять в объединении, дополнении множеств, удалении из множества части или отдельных его частей. Устанавливать отношения между

отдельными частями множества, а также целым множеством и каждой его

частью на основе счета, составления пар предметов или соединения предметов стрелками.

Публикация «Консультация для педагогов „Количество и счёт в подготовительной группе“» размещена в разделах

3)Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10. Познакомить со счетом в пределах 20 без операций над числами.

Знакомить с числами второго десятка.

4)Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда (7 больше 6 на 1, а 6 меньше 7 на 1, умение увеличивать и уменьшать

каждое число на 1 (в пределах 10).

5)Учить называть числа в прямом и обратном порядке (устный счет,

последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число.

Знакомить с составом чисел в пределах 10.

Учить на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение (к большему прибавляется меньшее) и на вычитание (вычитаемое меньше остатка); при решении задач пользоваться

знаками действий: плюс (+, минус (–) и знаком отношения равно (=).

Независимость числа предметов от их размера и формы расположения:

Формирование понятий "поровну", "больше", "меньше", сознательных и прочных навыков счета предполагает использование большого количества разнообразных упражнений и наглядных пособий. Особое внимание уделяют сопоставлению численностей множеств предметов разного размера (длинных и коротких, широких и узких, больших и маленьких, по-разному расположенных и занимающих разную площадь. Дети сопоставляют совокупности предметов, например групп кружков, расположенных разными способами: находят карточки с определенным количеством кружков в соответствии с образцом, но иначе расположенных, образующих другую фигуру; отсчитывают столько же предметов, сколько кружков на карточке, или на 1 больше (меньше) и т. д. Детей побуждают искать способы, как удобнее и быстрее можно сосчитать предметы в зависимости от характера их расположения.

Рассказывая каждый раз о том, сколько каких предметов и как они расположены, дети убеждаются, что количество предметов не зависит от места, которое они занимают, от их размеров и других качественных признаков.

Приемы сопоставления совокупностей предметов:

Сравнивая совокупности предметов (выявляя отношения равенства и неравенства) дети осваивают способы практического сопоставления элементов: наложения, приложения, раскладывание предметов 2 совокупностей парами, использование эквивалентов для сравнения 2 совокупностей, соединение предметов 2 совокупностей стрелочками.

Пример: на доске нарисовать 6 кружков, а справа -5 овалов и спросить

«каких фигур больше (меньше) и почему? Как проверить? Кому – либо из детей предложить каждый кружок соединить стрелочкой с овалом. Выясняет, что 1 кружок оказался лишним, значит, их больше, чем других фигур, 1 овала не хватило, значит, их меньше, чем кружков. Что надо сделать, чтобы фигур стало поровну?

. При сравнении численностей множеств каждый раз устанавливают, каких предметов больше и каких меньше, так как важно, чтобы отношения "больше" и "меньше" постоянно выступали в связи друг с другом (если в одном ряду 1 лишний предмет, то в другом - соответственно 1 не хватает). Уравнивание производят всегда 2 способами: либо убирают предмет из большей группы, либо добавляют в меньшую группу.

Равенство и неравенство численностей множеств:

Дети должны убедиться в том что любые совокупности, содержащие одно и то же количество элементов, обозначаются одним и тем же числом. Упражнения в установлении равенства между численностями совокупностей разных либо однородных предметов, отличающихся качественными признаками, выполняют по-разному.

Дети должны понять, что любых предметов может быть поровну: и по 3, и по 4, и по 5, и по 6.

Счет с участием разных анализаторов

Счет на слух (счет звуков).

Пример: Дети отсчитывают столько же игрушек, сколько звуков они услышали, находят карточку, на которой столько же кружков, сколько раз они подняли руки, или приседают столько раз, сколько кружков на карточке.

Упражнение в запоминании чисел

Воспитатель размещает на столе несколько групп предметов, по очереди вызывает кого – либо из детей сосчитать предметы той или иной группы, предлагает запомнить число предметов. Затем закрывает салфеткой и проверяет, запомнил ли каждый, сколько было тех или иных предметов.

Счёт групп предметов

При закреплении навыков счёта и отсчёта важно упражнять не только в счёте отдельных предметов, но и групп, состоящих из однородных предметов. Детям демонстрируется группа предметов (матрёшки). Вопросы «Сколько групп Сколько матрёшек в каждой группе? Сколько всего матрёшек? Каждый раз устанавливают связь между количеством групп и количеством предметов в группе. Дети видят: увеличивают количество предметов в группе — уменьшается количество групп и наоборот. Осуществляется подготовка детей к усвоению десятичной системы счисления, счёту десятками.

Деление целого на части:

Дети учатся видеть части в целом предмете, выявляют отношение целого и части. Пример: разделить предмет на 2 равные части, т. е пополам складываем и разрезаем предмет по середине, потом сравниваем полученные части, накладывая одну на другую или прикладывая одну к другой. 2 равные части – называют половиной.

Состав числа из единиц:

Используют приемы: составление группы из разных предметов или игрушек

Пример: Нарисуйте на бумаге 5 разных геометрических фигур (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник). Вопрос «сколько разных фигур вы нарисовали? Из чего состоит число пять?

Число пять состоит из одной,одной, одной, одной и еще одной, т. е из пяти единиц.

Порядковый счет

Какие задачи решают дети в процессе упражнений в порядковом счете?

- определяют место предмета среди других (Сколько всего флажков?», «Какой по порядку синий флажок, Какого цвета восьмой флажок?

- находят предмет по его порядковому номеру, («На место четвертой матрешки поставьте неваляшку»)

-Располагают предметы в указанном порядке и одновременно определяют пространственные отношения между ними: впереди, после, за, между («Расставьте игрушки так, чтобы первой была матрешка, второй – неваляшка, третьим – мишка)

- Составляют 2 множества предметов, расположенных в 1 ряд (Сколько елочек?. Сколько березок, Каких деревьев больше елочек и березок?

Установление взаимо — обратных отношений между смежными числами.

От упражнений в сравнении численностей множеств предметов, выраженных смежными числами, дети переходят к сравнению чисел без опоры на наглядный материал.

Варианты заданий: 1. Отсчитать, положить игрушек на 1 больше (меньше, чем число, которое названо.

2. Назови число, больше 5 (6,7) на 1.

Обучению детей решению задач

Существуют простые арифметические задачи с одним действием и составные, решение которых состоит из нескольких действий. В дошкольном учреждении изучаются только простые арифметические задачи двух типов:

На нахождение суммы или остатка.

Пример: У Олега было 2 яблока и 3 груши. Сколько фруктов было у Олега?

На увеличение и уменьшение на несколько единиц.

У Феди 4 карандаша, а у Димы на 2 карандаша больше. Сколько карандашей у Димы?

По структуре любая задача состоит из условия, вопроса, решения и ответа.

Подвести к уяснению этой структуры удобнее всего с помощью задач - "драматизаций".

В руках у детей грибы, вырезанные из бумаги. Воспитатель предлагает решить задачу. "Юра сделал 4 гриба, а Тима - 3 гриба. Сколько всего грибов сделали мальчики?"

Далее предлагается детям проанализировать условие и вопрос задачи. вопросов: О ком говорится в задаче?Что делали мальчики? (Что нужно посчитать,Сколько грибов у Юры,Сколько грибов у Тимы?

Уточняет, что числа 4 и 3 показывают, сколько грибов сделал Юра и сколько грибов сделал Тима. Затем устанавливается обратная связь:

Что показывает число 4,Что показывает число 3,Что нужно узнать? (О чем спрашивается в задаче? Какой вопрос в задаче)Необходимо определить, с помощью какого арифметического действия следует решать задачу, что именно нужно складывать. После решения дети дают полный ответ: "Мальчики сделали семь грибов".

Публикации по теме:

Дидактические игры по темам «Количество и счёт», «Величина», «Форма», «Ориентировка во времени» для детей средней группыДидактические игры по темам «Количество и счёт», «Величина», «Форма», «Ориентировка во времени» для детей средней группы Дидактические игры по темам "Количество и счёт", "Величина", «Форма», «Ориентировка во времени» для детей группы средней группы. Цель.

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе «Остров профессий. Счёт от 1 до 10. Геометрические фигуры»Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе «Остров профессий. Счёт от 1 до 10. Геометрические фигуры» Цель: Познакомить детей с профессиями. Закрепить знания дошкольников по математике. Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное.

Конспект ОД по математике «Корзинка с грибами. Количество и счёт»Конспект ОД по математике «Корзинка с грибами. Количество и счёт» Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»,.

Конспект ОД по познавательно-исследовательской деятельности «Деньги счёт любят» в подготовительной группеКонспект ОД по познавательно-исследовательской деятельности «Деньги счёт любят» в подготовительной группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по развитию.

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Количество и счёт»Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Количество и счёт» Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Количество и счёт»Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Количество и счёт» Занятие №2 Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»,.

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе «Количество и счёт»Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе «Количество и счёт» Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»,.

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе «Счёт, сравнение геометрических фигур. Игры со Снеговиками»Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе «Счёт, сравнение геометрических фигур. Игры со Снеговиками» Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»,.

Конспект занятия по математике в подготовительной к школе группе «Весёлый счёт»Конспект занятия по математике в подготовительной к школе группе «Весёлый счёт» Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»,.

Консультация для родителей «Весёлый счёт» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «ВЕСЕЛЫЙ СЧЕТ». Раз, два, три, четыре, пять! Хорошо уметь считать! Коль захочешь, сможешь ты Сосчитать свои.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Количество и счёт в подготовительной группе»
Опубликовано: 14 февраля 2022 в 17:07
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Количество и счёт в подготовительной группе»» (включая файлы) размещена пользователем Динара Хасанова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД