Динара Хасанова
Консультация для педагогов «Количество и счёт в подготовительной группе»
▼ Скачать +Заказ
Задачи:
1) Развивать общие представления о множестве:
умение формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множества, в которых предметы отличаются определенными
признаками.
2)Упражнять в объединении, дополнении множеств, удалении из множества части или отдельных его частей. Устанавливать отношения между
отдельными частями множества, а также целым множеством и каждой его
частью на основе счета, составления пар предметов или соединения предметов стрелками.
Публикация «Консультация для педагогов „Количество и счёт в подготовительной группе“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Подготовительная группа
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Темочки
3)Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10. Познакомить со счетом в пределах 20 без операций над числами.
Знакомить с числами второго десятка.
4)Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда (7 больше 6 на 1, а 6 меньше 7 на 1, умение увеличивать и уменьшать
каждое число на 1 (в пределах 10).
5)Учить называть числа в прямом и обратном порядке (устный счет,
последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число.
Знакомить с составом чисел в пределах 10.
Учить на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение (к большему прибавляется меньшее) и на вычитание (вычитаемое меньше остатка); при решении задач пользоваться
знаками действий: плюс (+, минус (–) и знаком отношения равно (=).
Независимость числа предметов от их размера и формы расположения:
Формирование понятий "поровну", "больше", "меньше", сознательных и прочных навыков счета предполагает использование большого количества разнообразных упражнений и наглядных пособий. Особое внимание уделяют сопоставлению численностей множеств предметов разного размера (длинных и коротких, широких и узких, больших и маленьких, по-разному расположенных и занимающих разную площадь. Дети сопоставляют совокупности предметов, например групп кружков, расположенных разными способами: находят карточки с определенным количеством кружков в соответствии с образцом, но иначе расположенных, образующих другую фигуру; отсчитывают столько же предметов, сколько кружков на карточке, или на 1 больше (меньше) и т. д. Детей побуждают искать способы, как удобнее и быстрее можно сосчитать предметы в зависимости от характера их расположения.
Рассказывая каждый раз о том, сколько каких предметов и как они расположены, дети убеждаются, что количество предметов не зависит от места, которое они занимают, от их размеров и других качественных признаков.
Приемы сопоставления совокупностей предметов:
Сравнивая совокупности предметов (выявляя отношения равенства и неравенства) дети осваивают способы практического сопоставления элементов: наложения, приложения, раскладывание предметов 2 совокупностей парами, использование эквивалентов для сравнения 2 совокупностей, соединение предметов 2 совокупностей стрелочками.
Пример: на доске нарисовать 6 кружков, а справа -5 овалов и спросить
«каких фигур больше (меньше) и почему? Как проверить? Кому – либо из детей предложить каждый кружок соединить стрелочкой с овалом. Выясняет, что 1 кружок оказался лишним, значит, их больше, чем других фигур, 1 овала не хватило, значит, их меньше, чем кружков. Что надо сделать, чтобы фигур стало поровну?
. При сравнении численностей множеств каждый раз устанавливают, каких предметов больше и каких меньше, так как важно, чтобы отношения "больше" и "меньше" постоянно выступали в связи друг с другом (если в одном ряду 1 лишний предмет, то в другом - соответственно 1 не хватает). Уравнивание производят всегда 2 способами: либо убирают предмет из большей группы, либо добавляют в меньшую группу.
Равенство и неравенство численностей множеств:
Дети должны убедиться в том что любые совокупности, содержащие одно и то же количество элементов, обозначаются одним и тем же числом. Упражнения в установлении равенства между численностями совокупностей разных либо однородных предметов, отличающихся качественными признаками, выполняют по-разному.
Дети должны понять, что любых предметов может быть поровну: и по 3, и по 4, и по 5, и по 6.
Счет с участием разных анализаторов
Счет на слух (счет звуков).
Пример: Дети отсчитывают столько же игрушек, сколько звуков они услышали, находят карточку, на которой столько же кружков, сколько раз они подняли руки, или приседают столько раз, сколько кружков на карточке.
Упражнение в запоминании чисел
Воспитатель размещает на столе несколько групп предметов, по очереди вызывает кого – либо из детей сосчитать предметы той или иной группы, предлагает запомнить число предметов. Затем закрывает салфеткой и проверяет, запомнил ли каждый, сколько было тех или иных предметов.
При закреплении навыков счёта и отсчёта важно упражнять не только в счёте отдельных предметов, но и групп, состоящих из однородных предметов. Детям демонстрируется группа предметов (матрёшки). Вопросы «Сколько групп?» Сколько матрёшек в каждой группе? Сколько всего матрёшек? Каждый раз устанавливают связь между количеством групп и количеством предметов в группе. Дети видят: увеличивают количество предметов в группе — уменьшается количество групп и наоборот. Осуществляется подготовка детей к усвоению десятичной системы счисления, счёту десятками.
Деление целого на части:
Дети учатся видеть части в целом предмете, выявляют отношение целого и части. Пример: разделить предмет на 2 равные части, т. е пополам складываем и разрезаем предмет по середине, потом сравниваем полученные части, накладывая одну на другую или прикладывая одну к другой. 2 равные части – называют половиной.
Состав числа из единиц:
Используют приемы: составление группы из разных предметов или игрушек
Пример: Нарисуйте на бумаге 5 разных геометрических фигур (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник). Вопрос «сколько разных фигур вы нарисовали? Из чего состоит число пять?
Число пять состоит из одной,одной, одной, одной и еще одной, т. е из пяти единиц.
Порядковый счет
Какие задачи решают дети в процессе упражнений в порядковом счете?
- определяют место предмета среди других (Сколько всего флажков?», «Какой по порядку синий флажок, Какого цвета восьмой флажок?
- находят предмет по его порядковому номеру, («На место четвертой матрешки поставьте неваляшку»)
-Располагают предметы в указанном порядке и одновременно определяют пространственные отношения между ними: впереди, после, за, между («Расставьте игрушки так, чтобы первой была матрешка, второй – неваляшка, третьим – мишка)
- Составляют 2 множества предметов, расположенных в 1 ряд (Сколько елочек?. Сколько березок, Каких деревьев больше елочек и березок?
Установление взаимо — обратных отношений между смежными числами.
От упражнений в сравнении численностей множеств предметов, выраженных смежными числами, дети переходят к сравнению чисел без опоры на наглядный материал.
Варианты заданий: 1. Отсчитать, положить игрушек на 1 больше (меньше, чем число, которое названо.
2. Назови число, больше 5 (6,7) на 1.
Обучению детей решению задач
Существуют простые арифметические задачи с одним действием и составные, решение которых состоит из нескольких действий. В дошкольном учреждении изучаются только простые арифметические задачи двух типов:
На нахождение суммы или остатка.
Пример: У Олега было 2 яблока и 3 груши. Сколько фруктов было у Олега?
На увеличение и уменьшение на несколько единиц.
У Феди 4 карандаша, а у Димы на 2 карандаша больше. Сколько карандашей у Димы?
По структуре любая задача состоит из условия, вопроса, решения и ответа.
Подвести к уяснению этой структуры удобнее всего с помощью задач - "драматизаций".
В руках у детей грибы, вырезанные из бумаги. Воспитатель предлагает решить задачу. "Юра сделал 4 гриба, а Тима - 3 гриба. Сколько всего грибов сделали мальчики?"
Далее предлагается детям проанализировать условие и вопрос задачи. вопросов: О ком говорится в задаче?Что делали мальчики? (Что нужно посчитать,Сколько грибов у Юры,Сколько грибов у Тимы?
Уточняет, что числа 4 и 3 показывают, сколько грибов сделал Юра и сколько грибов сделал Тима. Затем устанавливается обратная связь:
Что показывает число 4,Что показывает число 3,Что нужно узнать? (О чем спрашивается в задаче? Какой вопрос в задаче)Необходимо определить, с помощью какого арифметического действия следует решать задачу, что именно нужно складывать. После решения дети дают полный ответ: "Мальчики сделали семь грибов".