ольга викторович
Программа внеурочной деятельности для обучающихся с умственной отсталостью «Мозаика»
▼ Скачать + Заказать документы
I. Целевой раздел
I.1. Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Мозаика» реализует духовно-нравственное направление в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными отклонениями).
Публикация «Программа внеурочной деятельности для обучающихся с умственной отсталостью „Мозаика“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Умственная отсталость (УО). Материалы для занятий с детьми
- Темочки
Актуальность данного курса основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои поступки. Нравственное взросление младших школьников связано прежде всего с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения наиболее интересны для детей данного возраста.
Цель: создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации личности ребенка через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности.
Задачи программы :
Обучающие :
-закрепление и расширение знаний и умений, полученных на уроках трудового обучения, изобразительного искусства, природоведения, литературы, способствовать их систематизации; обучение приемам работы с инструментами;
-обучение умению планирования своей работы;
-обучение приемам и технологии изготовления композиций; изучение свойств различных материалов;
-обучение приемам работы с различными материалами; обучение приемам самостоятельной разработки поделок.
Развивающие:
-развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;
-развитие образного мышления и воображения;
-создание условий к саморазвитию учащихся;
-развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира.
Воспитательные:
-воспитание уважения к труду и людям труда;
-формирование чувства коллективизма;
-воспитание аккуратности;
На реализацию программы отводится 34 часа в год (1 час в неделю)
II. Содержательный раздел
II.1. Личностные результаты освоения программы
В процессе занятий педагог направляет творчество детей не только на создание новых идей, разработок, но и на самопознание и открытие своего "Я". При этом необходимо добиваться, чтобы и сами обучающиеся могли осознать собственные задатки и способности, поскольку это стимулирует их развитие. Тем самым они смогут осознанно развивать свои мыслительные и творческие способности.
В результате обучения в кружке по данной программе предполагается, что обучающиеся получат следующие основные знания и умения: умение планировать порядок рабочих операций, умение постоянно контролировать свою работу, умение пользоваться простейшими инструментами, знание видов и свойств материала, овладение приемами изготовления несложных поделок, расширение кругозора в области природоведения, изобразительного искусства, литературы.
Проверка усвоения программы производится в форме собеседования с обучающимися в конце учебного года, а также участием в конкурсах, выставках.
II.2. Планируемые результаты освоения внеурочной программы
В результате обучения по данной программе учащиеся :
– научатся различным приемам работы с бумагой, природным материалом, соленым тестом, цветными нитками, скорлупками;
– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
– будут создавать композиции с изделиями;
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
II.3. Содержание программы
Тема Содержание курса Вид деятельности
Работа с природным материалом Виды природных материалов. Способы изготовления поделок из природных материалов. Беседа, инструктаж по технике безопасности, практическая работа
Работа с бумагой и картоном Виды работ из бумаги и картона. Свойства бумаги: (легко режется, мнется, хорошо склеивается.) Художественные приёмы (самостоятельно складывать и вырезать из бумаги сложенной гармошкой, срезать ненужные части, делать надрезы, склеивать, оформлять поделку). Правила пользование ножницами и шаблоном. Беседа, инструктаж по технике безопасности, практическая работа
Работа со скорлупками Способы изготовления изделий из яичной скорлупы. Аппликация с использованием яичной скорлупы. Виды работ из яичной скорлупы. Беседа, инструктаж по технике безопасности, практическая работа
Форма подведения итогов реализации программы : - выставки
Список используемых литературных источников
1. Белопольская,Н. А. и другие. “ Азбука настроения: Развивающая эмоционально-коммуникативная игра”. Москва, «Просвещение», 1987г
2. Богданова, О. С Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. Москва, «Просвещение», 1982г.
3. Богусловская, Н. Е., Купина Н. А. Веселый этикет. – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1998.
4. Буйлова, Л. Н. “Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей”. М. : ЦРСДОД, 2000.
5. Горбунова, Н. А. Классные часы. Волгоград, «Учитель АСТ», 2004г.
6. Косачёва, И. П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. – М. : издательство «АРКТИ», 2005. – 62с.
7. Костылёва, О. Г., Лукина И. Г. Учись быть вежливым. – М. : Чистые пруды, 2006.
8. Кульневич,С. В., Лакоценина Т. П. “Современный урок”. Часть 1. Научно-практ. пос. для учителей, методистов. Ростов-на-Дону: Изд-во “Учитель”, 2006
9. Кульневич,С. В., Лакоценина Т. П. “Совсем не обычный урок”. Практ. пос. для учителей. Ростов-на-Дону: Изд-во “Учитель”, 2001.
10. Лихачева, Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, Средне - Уральское издательство, 1996.
11. Максимова,Т. Н. Классные часы 1 класс Москва «Вако», 2009г.
12. Малкова, Ю. “Умный читатель”. Серия “Через игру к совершенству”. М. : “Лист”, 1999.
13. Ожегов, С. И. Словарь русского языка. – М. : «Русский язык», 1986.
14. Пахомова, О. А. Добрые сказки. Этика для малышей. – М. : Книголюб, 2006. -88с.
15. Пятак, С. В. Расту культурным: для детей 4-5 лет: в 2 ч. – М. : Эксмо, 2010
16. Русские народные сказки Афанасьева. – Л. : Лениздат, 1983.
17. “Сказка как источник творчества детей”. Пособие для педагогов дошкольного учреждения. М. : Гуманит. изд. ВЛАДОС, 2001.
18. Симановский, А. Э. “Развитие творческого мышления детей”. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Гринго,1996.
III. Организационный раздел
III.1. Календарно-тематическое планирование
№
урока Раздел, тема Количество часов Личностные результаты Дата
1 - 4 Работа с природным материалом 4 1. Должны уметь делать поделки из разных
природных материалов.
2. Должны знать о разнообразии природного материала и его использовании в поделках.
3. Уметь планировать предстоящую работу, развивать инициативу, фантазию, творчество.
4. Уметь работать в коллективе.
1. "Осенний букет" 2
2. "Дружная семейка на прогулке" 2
5 - 24 Работа с бумагой 20 1. Уметь правильно пользоваться ножницами, работать с шаблонами.
2. Уметь самостоятельно складывать и вырезать из бумаги сложенной гармошкой, срезать ненужные части, делать надрезы, склеивать, оформлять поделку.
3. Знать свойства бумаги: легко режется, мнется, хорошо склеивается.
4. Уметь вырезать на глаз мелкие детали, выбирать красивые цветовые сочетания.
5. Воспитывать трудолюбие, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца.
Учимся размечать, вырезать и наклеивать детали. 2
Обрывная аппликация. 2
Мозаика из обрывных кусочков бумаги. 2
Учимся делать новогодние игрушки. 6
Готовимся к 8 Марта. Моделирование цветов из бумаги. 6
Тренируй сообразительность.
Фантазии из бумаги. 2
25 - 34 Работа со скорлупками
«Божья коровка»
«Утенок» 10
5
5 1. Уметь работать с хрупким материалом – скорлупой яиц.
2. Развивать эстетический вкус, умение проявлять самостоятельность и творческие способности в выборе цветовой гаммы.
I