Майя Еленина
Консультация для педагогов «Как применять здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками, имеющими нарушения речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Научить применять методы и приемы здоровьесберегающей технологии в педагогической работе с детьми с нарушениями речи
Задачи: показать педагогам положительное влияние здоровьесберегающих методов на развитие детей дошкольного возраста с онр.
Публикация «Консультация для педагогов „Как применять здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками, имеющими нарушения речи“» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
По наблюдениям педагогов, психологический портрет современного дошкольника с нарушениями речи - это ребенок с повышенной утомляемостью, высокой возбудимостью, низкой работоспособностью и слабым физическим здоровьем.
Преодолеть все эти трудности помогают определенные методы и приемы, направленные на развитие функций дыхания, речи, координации движений, восприятия темпа и ритма речи. В числе таких методов и артикуляционная гимнастика, и дыхательные упражнения, и различные виды массажа и самомассажа, глазодвигательная гимнастика, Су-джок терапия и многое другое.
Благодаря таким методам у детей улучшается психо-эмоциональное состояние, стимулируются артикуляторные и двигательные возможности, формируются пространственные представления, развивается дыхательная система, улучшается память и внимание, и снижается возбудимость.
В частности, артикуляционная гимнастика помогает улучшить работу органов речи, подвижность языка, точность артикуляторных движений, укрепляет артикуляционный аппарат, улучшает губную артикуляцию, снимает повышенный тонус языка, влияет на дикцию и четкость произношения. В качестве одного из приемов наиболее интересной для детей является артикуляционная гимнастика в форме Сказки о Язычке (Приключения Язычка).
Другой, не менее эффективной развивающей коррекционной работой является пальчиковая гимнастика, которая проводится в стихотворной и игровой форме. Пальчиковая гимнастика развивает точность движений, улучшает тонкую моторику, что, в свою очередь, качественно влияет на развитие таких психических функций у детей как мышление, внимание, память.
Помимо пальчиковой гимнастики, полезно обучать детей элементам точечного массажа. Известно, что существует прямая связь между определенными точками на коже и работой внутренних органов. Воздействие на биологически активные точки приводит к активизации защитных функций организма. Точечный массаж применяется даже для профилактики простудных заболеваний. Например : под специально подобранный рифмованный текст дети потирают ладони, массируют пальцами поверхность шеи, проводят "линии" вдоль лба, носа, вокруг губ, подбородка. Потирают мочки ушей, массируют щеки.
В настоящее время педагогами активно применяется также метод Су-джок терапии. Это разновидность массажа пальцев рук специальным "колючим" шариком, движения выполняются под текст по показу педагога. Цель такого воздействия - стимулировать различные зоны мозга путем надавливания на биоэнергетические точки на поверхности кожи ладоней и пальцев.
Менее известный способ стимуляции мозга - это так называемая кинезиология (наука о развитии мозговых функций через специальные двигательные упражнения. Суть этого метода заключается в том, что во время выполнения упражнений синхронизируется работа обоих полушарий мозга. Пример таких заданий :
- "Кулак-ладонь-ребро". Движения сначала выполняются последовательно каждой рукой, затем обеими руками одновременно.
- "Зеркальное рисование". Это рисование двумя руками одновременно. Такая стимуляция способствует расслаблению мышц рук и глаз, при этом позволяет сконцентрироваться на точности движений.
В биоэнергопластике также используется одновременное выполнение движений рук, при этом добавляются еще точные движения языка.
Пример : Показать дятла, который стучит клювом по дереву. Сложить щепоткой пальцы одной руки и постучать по раскрытой ладони другой руки, одновременно произнося кончиком языка "д-д-д-д". Затем поменять руки и повторить упражнение.
В целом все перечисленные приемы здоровьесберегающей технологии направлены на общее развитие ребенка: развиваются высшие психические функции - память, внимание, восприятие, улучшается речь, автоматизируются звуки, улучшается координация пальцев. Это способствует достижению целей коррекционной работы с детьми, имеющими различные нарушения речи.
Список литературы:
1. Коноваленко С. В. "Развитие познавательной деятельности у детей" - М. : Гном-Пресс, 1998
2. Филичева Т. Е., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. "Основы логопедии" - М. :Просвещение, 1989
3. Узорова О. В. "Физкультминутки" - М. :"Издательство Астрель", "Издательство АСТ", 2004