Елена Твердюк
Изобразительная деятельность, как средство развития мелкой моторики рук у детей с ОНР
Наблюдая за рисованием детей, можно отметить, что ребенок стремится передать сходство изображения с предметами и явлениями окружающей жизни, но ребенку не всегда удается сотворить какой- то шедевр из-за отсутствия соответствующих навыков. Это может быть причиной того, что плохо развита мелкая моторика пальцев, недостаточен опыт в изобразительном искусстве. Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ним цели. Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства даёт возможность для развития творческих способностей дошкольников, способствует развитию у ребёнка мелкой моторики и тактильного восприятия, пространственной ориентировки на листе бумаги, зрительного восприятия и глазомера. Важность темы заключается в том, что именно развитие мелкой моторики у детей позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую и умственную деятельность.
Публикация «Изобразительная деятельность, как средство развития мелкой моторики рук у детей с ОНР» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мелкая моторика
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Изобразительная деятельность может успешно осуществляться при таком условии, если ребенок будет постепенно овладевать различными техниками в изобразительной деятельности.
Приобретая знания, навыки ребенок чувствует себя комфортно, уверенно, проявляет интерес, используя разные материалы для изображения (карандаши, фломастеры, мелки)
В. И. Кириенко подчеркнул: «Если воспитатели только восхищаются, не вмешиваясь в дела ребенка, то детская непосредственность в рисунках превратится в графическую безграмотность, которая начинает не удовлетворять и самого развивающегося ребенка, он начинает осознавать свою беспомощность, в результате чего может отказаться от любимого занятия на всю жизнь».Ребенок испытывает удовлетворение и радость, если ему удается передать в рисунке, сходство с окружающей действительностью.
Какими же движениям необходимо овладеть ребенок в детском учреждении, что бы отражать в рисунках предметы и явления окружающего мира?
Предметы по форме похожие на геометрические эталоны, можно разделить на три блока:1) предметы, состоящие из разнообразных линий и их сочетаний: дорожки, заборчики, травка, деревья и тд. 2) предметы округлой формы и овальной формы; в особую группу следует выделить предметы, состоящие из сочетания названных форм (дом, тележка, цветок, 3) предметы прямолинейной формы (квадратная, прямоугольная, треугольная); предметы, которые можно изобразить с помощью отдельных линий (лесенка, забор)
При рисовании форма предмета передается линией контура и носит плоскостной линейный характер, это достигается при помощи движения руки определенной направленности, зависящей от формы изображаемого предмета, такие есть формообразующие движения, такое обучение не имеет развивающего характера; оно приучает ребенка действовать только по показу, лишая самостоятельности, не раскрывая творческих способностей.
В. А. Сухомлинский писал : «Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства детской руке, тем умнее ребенок».
Начиная со второй младшей группы, на котором дети должны рисовать предмет, требующий нового формообразующего движения, следует начинать обследовать объект изображения, включая поочередность движения обеих рук и определения его формы.
При изображении колечек педагог обращает внимание детей на форму, размер, цвет предметов, исследовательские действия (ощупывание, обведение по контуру пальчиком, «прорисовывание в воздухе такого колечка) для получения хороших результатов в изображении предметов помогут педагогу дидактические игры «Найди колечко такого цвета, Собери пирамидку, Надень колечко на пальчик, Найди большое колечко- маленькое и т. д». При «рисовании колечка в воздухе пальчиками» необходимо обращать внимание на детей какие они производят движения руками пальцами и передавать это движение на листе бумаги, затем предложить передать это движение с помощью кисти и краски. Проводить все занятия следует живо, эмоционально, используя игровые ситуации и приемы, поощряя активность детей. Рекомендуем детям давать фломастеры, хотя они не являются художественным материалом, но детям нравятся за яркость и легкость нанесения изображения на бумаге изображения, детям нравится рисовать карандашами.
Руки юного творца становятся умелыми, только когда в детском саду проводятся систематически интересно организованные предметные занятия. Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев руки.
Поэтому необходимо уделять должное внимание различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки. Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев руки. При обучении рисованию детей следует учить правильно держать карандаш, для изображения контуров, набросков, не нужно прорабатывать мелкие детали, нужно рисовать с легким нажимом. Полезно показывать детям как можно больше разных способов и техник, приемов изображения частей, позволяющих новые средства выразительности. При рисовать необходимо применять
различные кисти по составу ворса, номеров, нетрадиционные предметы для изображения (ватные палочки, поролон, печати из картофеля, салфетки, комочки из бумаги и тп.) При получении различных оттенков следует пользоваться палитрой, экспериментировать с красками, смешивая их между собой, краски рекомендуем комбинировать, акварель дает прозрачный фон, а гуашевые насыщенный и яркий цвет.
Список литературы:
1. Т. Н. Доронова., С. Г. Якобсон «Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре. - М., 1992.
2 Г. Г Галкина «Пальцы помогают говорить» Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей. - М. : Издательство «»ГНОМ и Д», 2007.
40 стр.
3. В. И Кириенко. Психология способностей к изобразительной деятельности. - М., 1959.
4. Т. С Комарова «Обучение детей технике рисования.»-М., 1976.
5. В. А Сухомлинский Сердце отдаю детям. - Киев, 1969.