okcana pogorelova
Консультация «Изобразительная деятельность детей как средство формирования чувства любви к родному краю»
▼ Скачать + Заказать документы
Г. А. Ашмарина - воспитатель высшей категории
МАДОУ ЦРР ДС № 478 г. Челябинска
В течение нескольких лет коллектив нашего дошкольного учреждения работает над задачами внедрения регионального компонента во все сферы деятельности детей. Восприятие мира у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого, что их окружает в повседневной жизни. Такие задачи, как ознакомление с родным краем, формирование патриотических чувств я решаю через приобщение детей к искусству. Ознакомление с родным краем с помощью изобразительного искусства создает неповторимую среду, которая действует на воображение и формирует индивидуальность ребенка. Ребенок не только познает свой край, город, но и откликается на события окружающего мира, выражает свое отношение к ним в своих детских работах. Начиная работу по использованию регионального компонента в изобразительной деятельности, мной был разработан цикл занятий, насыщенных не только деятельностью детей, но и обогащенных различными технологиями.
Публикация «Консультация „Изобразительная деятельность детей как средство формирования чувства любви к родному краю“» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Консультации для родителей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Родина, родной край. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
В цикле «Природа родного края» дети знакомятся с растительным и животным миром Урала на экскурсиях, рассматривают фотоальбомы, слушают музыку и литературные произведения, играют в дидактические игры. На каждом занятии я организую практическую деятельность детей, например: рисование пластилином «Ветер листья срывает», лепка «Урожай с нашего огорода», рисование «Осень на опушке краски разводила», «Закаты Урала» и т. д.
Цикл «Мой город Челябинск» включает в себя знакомство с современным городом: его архитектурой, транспортом, событиями общественной жизни. После экскурсий по микрорайону, городу дети рассматривают фотографии. Затем на протяжении нескольких занятий выполняют аппликацию, рисуют, используя различные техники (граттаж, рисование пластилином, углем, пастелью, восковыми мелками с акварелью и др.); городские пейзажи: «На улице дождь», «Праздник в нашем городе», «Храмы нашего города» и т. д.
В цикле «История рождения моего города» несколько тем, это и история возникновения Челябинской крепости, и архитектура тех времен, уральский костюм. После чтения, просматривания репродукций дети с интересом рисуют то, что вызвало у них эмоциональный отклик.
Знакомство детей с уральской росписью, Златоустовской гравюрой, рассматривание экспонатов мини-музея «Каслинское литье», изготовление по мотивам каслинского литья аппликации, лепка фигур; чтение сказов П. П. Бажова, рассматривание уральских самоцветов, рисование и лепка на темы «Серебряное копытце», «Каменный цветок» и др. – все это вошло в цикл занятий «Уральские промыслы».
Ознакомлению с родным краем, родным городом отведена часть пространства кабинета изобразительной деятельности и групп. В уголке «родного края» помещены различные предметы и материалы, с помощью которых дети узнают многое о своей Родине - это изделия каслинских мастеров, южноуральская посуда, нижнетагильская роспись, Златоустовская гравюра и др. Также организуются выставки детских работ. В этих уголках дети постоянно действуют: рассматривают, обсуждают, сравнивают.
Для проведения интересных занятий с детьми используется соответствующий методико-дидактический комплекс: литературно- справочный материал («Литература родного края», «Природа южного Урала», «Челябинск путешествие по городу от А до Я» и др., развивающие игры («Наряди матрешек», «Выложи узор», «Узнай уральский промысел», «В гостях у хозяйки Медной горы» и др., фотоальбомы («Природа нашего края», «Архитектура нашего города», «Городские кружева», «Фотографии уездного города Челябинска начала ХХ века»и др.).
Для поддержания интереса, активности детей я стараюсь наполнить жизнь детей в детском саду новыми предметами, событиями, которые будят мысль, дают пищу для размышлений, побуждают к изобразительному творчеству. Так, например, мы с детьми совершаем экскурсии по городу («Салют, Победа!», «Подвиг Танкограда», «Посвящение в челябинцы», к памятным местам, в краеведческий музей («Наш край в древности», «Природа родного края», «Великие и знаменитые люди нашего края», музей ЧТЗ, то есть расширяем территорию познания ребенком своего края.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, близких людей. Позиция семьи является основой воспитания ребёнка. Сотрудничество с родителями является неотъемлемой частью деятельности нашего детского сада. Родителям предлагаются прогулки и экскурсии по городу с целью знакомства с природой, архитектурой, историческими местами, памятниками. Любовь к родному городу, родной природе позволяют детям создать выразительные образы в своем художественном творчестве, основанные на собственных наблюдениях, а также заставляют задуматься над отношением к миру природы.
В детском саду постоянно организуются выставки совместных творческих работ, в которых взрослые и дети принимают активное участие («Осенние фантазии из природного материала нашего края», «Мастерская деда Мороза», «Защитники Отечества» и др.).
С малых лет ребёнок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей, а и всего Отечества. Таким образом, вся работа строится на том, чтобы ребенок учился воспринимать индивидуальность и красоту родного края.
Выставка работ детей старшего дошкольного возраста «Осень на опушке краски разводила»
Рисунки детей старшего дошкольного возраста в технике пластилинография, после знакомства с уральскими самоцветными камнями.
Рисование узоров на подносах по мотивам нижнетагильских росписей.
Выставка каслинского литья в минимузее МАДОУ ЦРР ДС № 478 г. Челябинска.
Рисунки детей «Уральская старина».
Дети рисуют в технике «граттаж» по мотивам златоустовской гравюры.
Работа детей старшего дошкольного возраста «Сервиз» по мотивам росписи южноуральской посуды.
«Оренбургский пуховый платок» работы детей старшего дошкольного возраста.
Работы детей в технике «квилинг» после знакомства с изделиями каслинского литья.
Проект «Мастера Урала».
Выставка детских работ в технике аппликация и пластилинография «Цветы Урала».
Коллективная работа детей старшего дошкольного возраста в технике бумажная пластика.
«Транспорт нашего города» работы детей 5 лет.
«Наш микрорайон. Улица Чичерина» - коллективная работа детей средней группы.
«Мой город» - работы детей старшего дошкольного возраста в технике «граттаж».
Коллективная работа детей «Зимние игры».
«Мой город» коллективная работа детей старшего дошкольного возраста в технике бумажная пластика.