Олеся Ермолаева
Консультация для педагогов «Детское экспериментирование — средство интеллектуального развития дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Экспериментирование является одним из ведущих методов формирования познавательной сферы дошкольников. Слово "эксперимент"произошло от греческого experimentum, что означает проба, опыт. В современном словаре иностранных слов определение: эксперимент — это
1. научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в научно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и многократно воспроизводить его при повторении этих условий;
Публикация «Консультация для педагогов „Детское экспериментирование — средство интеллектуального развития дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
2. вообще опыт, попытка осуществить что-либо.
Детское экспериментирование тесно связано со всеми видами деятельности, и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Наличие у детей трудовых навыков и наблюдение создают благоприятные условия для экспериментирования и вызывают у ребенка большой интерес, способствует развитию наблюдательности и формированию трудовых навыков.
Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Умение четко выразить свою мысль облегчает проведение опыта и способствует развитию речи.
Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента : ребенок передает его детали вовремя изобразительной деятельности. Для этих видов деятельности одинаково важны развитие наблюдательности и способность осознавать увиденное.
Очевидна связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов нередко возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры.
Экспериментирование связано и с другими видами деятельности – чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием, но эти связи выражены не столь сильно.
Поисково-познавательная деятельность предполагает решение следующих задач:
- формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т. е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
- развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью
наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, людей);
- расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
- поддержание у детей инициативы, сообразительности, критичности, самостоятельности.
В процессе экспериментирования дети часто получают совершенно неожиданную информацию, которая ведет к существенной перестройке и изменению их деятельности. В этом проявляется гибкость детского экспериментирования — способность перестраивать свою деятельность в зависимости от полученных результатов.
В дошкольном учреждении экспериментирование может быть организованно в трех формах:
- непосредственно образовательная деятельность,
- совместная деятельность педагога и воспитанника,
- самостоятельная деятельность детей.
При проведении экспериментирования следует придерживаться следующих требований:
1. соблюдать технику безопасности;
2. проводить опыты, эксперименты дошкольников под руководством взрослого;
3. рассматривать элементарные причинно-следственные связи и зависимости реальной действительности;
4. использовать доступные материалы, оборудование и инструменты.
Для активизации процесса экспериментирования можно задать проблемные вопросы:
- Почему карандаш рисует, а палочка нет?;
- Что будет, если снег принести в комнату?;
- Почему шарик катится, а кубик нет?;
- Что будет лучше прыгать? Почему? (деревянный шарик и резиновый мяч);
- Какой кубик тяжелее? Почему? (большой и маленький);
- Из какого песка можно сделать кулич? Почему? (сухой и мокрый песок);
- Куда можно вбить гвоздь? (дощечка и металлический брусок);
-Какая вода? (свойства воды);
- Что в пакете? (обнаружение воздуха в пространстве);
- Изготовление цветных льдинок (вода замерзает на холоде, в ней растворяется краска);
- Почему этот камушек нагрелся сильнее? (потому что он черного цвета);
- Этот платочек высох быстрее. Почему? (потому что положили на батарею) и т. д.
Организация работы по экспериментированию в дошкольном учреждении идет по трем взаимосвязанным направлениям:
-живая природа (характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах, многообразие животных организмов, их приспособление к окружающей среде и др.);
-неживая природа (воздух, вода, почва, электричество, звук, вес, свет, цвет и др.);
-человек (функционирование организма, рукотворный мир, преобразование предметов и др.).
Так, в процессе детского экспериментирования дети учатся :
-Видеть и выделять проблему;
-Принимать и ставить цель;
-Решать проблемы: анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент;
-Высказывать суждения, делать выводы и умозаключения;
-Фиксировать этапы действий и результаты графически.
В процессе экспериментирования дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему? зачем? как? что будет, если, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. При этом дети испытывают большую радость, удивление и даже восторг от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы.
Проведение опытов и экспериментирование дают детям дошкольного возраста возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения тех или иных вопросов. Приобретенный в дошкольном возрасте опыт поисковой, экспериментальной деятельности помогает дошкольникам в дальнейшем успешно развивать творческие способности.