Лучший педагог года

Консультация для педагогов «Использование мнемотаблиц при обучении детей грамоте»

Жанна Касаткина
Консультация для педагогов «Использование мнемотаблиц при обучении детей грамоте»
▼ Скачать + Заказать документы

Для того, чтобы ребёнок научился писать и читать требуется хорошо развитое

зрительное восприятие, внимание, память, пространственная ориентировка. Если эти

функции у ребёнка, сформированы недостаточно - это затрудняет запоминание образа

букв, ведет к их забыванию.

У детей с нарушениями речи наблюдается слабая устойчивость внимания,

ограниченные возможности его распределения. Им трудно запомнить сложные

зрительные конструкции, их элементы и направления. Без специального обучения

дети с большим трудом овладевают навыками чтения и письма. Поэтому поиски

Публикация «Консультация для педагогов „Использование мнемотаблиц при обучении детей грамоте“» размещена в разделах

разнообразных способов, приёмов и методик в логопедической практике не утратили

своей важности.

Пользуясь в своей работе мнемотаблицами (для разучивания стихотворений) я

обратила внимание на то, что они помогают значительно сократить период обучения

и в то же время решают задачи направленные на:

• Развитие основных психических функций – восприятия, внимания, памяти.

• Развитие зрительно – пространственных функций

• Развитие связной речи

В результате этого было принято решение использовать мнемотаблицы при обучении

детей грамоте. Обратившись к опыту коллег, мной используются таблицы, которые

позволяют:

Знакомить детей с образом буквы (из каких элементов она состоит, количество этих

элементов, пространственное расположение этих элементов)

Формировать знания об акустических признаках звуков (гласный-согласный, звонкий-

глухой, мягкий-твёрдый)

Далее приведены различные варианты работы с таблицами на примере буквы “К”.

I вариант. “Запомни и заполни”

1. Цели:

Познакомить (или закрепить) с образом буквы

Уточнить, из каких элементов состоит буква, их количество и пространственное

расположение.

Познакомить (или уточнить) с характеристикой звука (гласный-согласный, звонкий

или глухой, мягкий или твёрдый)

Формировать фонематические представления

Развивать зрительное внимание и память

Развитие зрительно-пространственных представлений

Развитие связной речи

Развитие графо-моторных навыков

2. Правила работы с таблицей:

Ребёнку предлагается рассмотреть таблицу и постараться её запомнить.

Одновременно логопед рассказывает, что там нарисовано и почему.

Логопед: В центральном квадрате находится буква К. Она состоит из 3 -х палочек: 2-х коротких и одной длинной. Поэтому слева от буквы написана цифра 3, а справа нарисованы три палочки. В левом нижнем углу и в правом нижнем углу нарисованы круги - синий и зелёный, которые показывают, что знакомые уже детям звуки [к] и [кь] обозначаются буквой К. В левом верхнем углу (над синим кругом) нарисована кошка, т. к. это слово начинается со звука [к]. В правом верхнем углу (над зелёным кругом) нарисован кит, т. к. это слово начинается со звука [кь]. Под буквой К нарисован зачёркнутый колокольчик, который обозначает, что звук [к] глухой (голосок не венит). Над буквой К нарисован человечек с отставленной всторону ногой и вытянутой в сторону рукой.

Логопед убирает таблицу и предлагает детям самим вспомнить и заполнить эту

таблицу. После того, как дети заполнили таблицу им предлагается рассказать, как они вспомнили то, что там было нарисовано.

II вариант “Заполни сам”

1. Цели:

Познакомить (или закрепить) с образом буквы

Уточнить, из каких элементов состоит буква, их количество и пространственное

расположение.

Познакомить (или уточнить) с характеристикой звука (гласный-согласный, звонкий или глухой, мягкий или твёрдый)

Формировать фонематические представления

Развитие зрительно-пространственных представлений

Развивать зрительное внимание и память

Развитие логического мышления

Развитие связной речи

Развитие графо-моторных навыков

2. Правила работы с таблицей:

После того, как дети познакомились с 1 вариантом работы по таблицам, им

предлагается самим попробовать заполнить таблицу и объяснить, как они это

сделали.

III вариант “Найди ошибку”

1. Цели:

Познакомить (или закрепить) с образом буквы.

Уточнить, из каких элементов состоит буква, их количество и пространственное

расположение.

Познакомить (или уточнить) с характеристикой звука (гласный-согласный, звонкий или глухой, мягкий или твёрдый)

Формировать фонематические представления

Развитие зрительно-пространственных представлений

Развитие логического мышления

Развитие связной речи

2. Правила работы с таблицей:

Детям предлагается рассмотреть заполненную таблицу и найти в ней ошибку.

Дети объясняют, что нарисован колокольчик, который не зачёркнут – это не верно, т. к. звук [к] глухой (голосок не звенит)

IV вариант “Подбери букву”

1. Цели: Уточнить, из каких элементов состоит буква, их количество и пространственное расположение.

Познакомить (или уточнить) с характеристикой звука (гласный-согласный, звонкий или глухой, мягкий или твёрдый)

Формировать фонематические представления

Развитие зрительно-пространственных представлений

Развитие логического мышления

Развитие связной речи

2. Правила работы с таблицей:

Детям предлагается заполненная таблица, только без буквы в центре. Детям

предлагается подумать, догадаться и объяснить, какая это буква может быть.

Используя в работе по обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи таблицы, о которых сказано выше, я достигла следующих результатов:

Дети стали лучше усваивать такие абстрактные понятия, как “буква”, “звук”, “гласный”, “согласный”, “мягкий”, “твёрдый”, “звонкий”, “глухой”.

У детей улучшилось внимание, память, логическое мышление, графо – моторные навыки повысился интерес к занятиям.

Публикации по теме:

Использование мнемотаблиц в развитии речи детей дошкольного возраста Владение родным языком - это не только умение правильно строить предложения, но и умение рассказывать, описать предмет, событии, явлении.

Консультация для педагогов «Использование инновационных технологий в речевом развитии детей дошкольного возраста» ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В условиях реализации ФГОС ДО принципиально новой.

Консультация для педагогов и родителей «Подготовка детей с ОВЗ к обучению грамоте» Образование детей-инвалидов и детей с ограниченными воз-можностями здоровья рассматривается как составная часть социальной реабилитации.

Консультация для педагогов «Использование игр и игровых упражнений для речевого развития детей младшего дошкольного возраста» За первые годы жизни малыши проходят огромный путь в своём развитии. Этот возраст характеризуется качественным скачком в освоении языка.

Консультация для педагогов «Использование кукол-оберегов для детей с ОВЗ» Доброе время суток,дорогие коллеги,гости моей страницы! На кануне Великого Светлого Праздника Пасхи! Мы с коллегами провели мастер.

Консультация для педагогов «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей»Консультация для педагогов «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей» «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Консультация для педагогов «Использование стихов, скороговорок, чистоговорок в развитии фонематического слуха у детей» Консультация для педагогов:«Использование стихов, скороговорок, чистоговорок в развитии фонематического слуха у детей» Процесс развития.

Консультация для педагогов «Методы и приемы, используемые при обучении старших дошкольников рисованию фигуры человека» Консультация для педагогов «Методы и приемы, используемые при обучении старших дошкольников рисованию фигуры человека» (из опыта работы)Рисовать.

Консультация для педагогов «Профилактика трудностей в обучении чтению» Никогда никакими силами вы не заставите читателя познать мир через скуку, читать должно быть интересно А. Н. Толстой. Нарушения чтения у.

Наглядное моделирование как эффективное средство при обучении детей грамоте (из опыта работы) В современной научно-педагогической литературе моделирование рассматривается как процесс применения наглядных моделей (Л. А Венгер, О. М. Дьяченко.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Использование мнемотаблиц при обучении детей грамоте»
Опубликовано: 18 сентября 2019 в 09:28
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Использование мнемотаблиц при обучении детей грамоте»» (включая файлы) размещена пользователем Жанна Касаткина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД