Жанна Касаткина
Консультация для педагогов «Использование мнемотаблиц при обучении детей грамоте»
▼ Скачать + Заказать документы
Для того, чтобы ребёнок научился писать и читать требуется хорошо развитое
зрительное восприятие, внимание, память, пространственная ориентировка. Если эти
функции у ребёнка, сформированы недостаточно - это затрудняет запоминание образа
букв, ведет к их забыванию.
У детей с нарушениями речи наблюдается слабая устойчивость внимания,
ограниченные возможности его распределения. Им трудно запомнить сложные
зрительные конструкции, их элементы и направления. Без специального обучения
дети с большим трудом овладевают навыками чтения и письма. Поэтому поиски
Публикация «Консультация для педагогов „Использование мнемотаблиц при обучении детей грамоте“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
разнообразных способов, приёмов и методик в логопедической практике не утратили
своей важности.
Пользуясь в своей работе мнемотаблицами (для разучивания стихотворений) я
обратила внимание на то, что они помогают значительно сократить период обучения
и в то же время решают задачи направленные на:
• Развитие основных психических функций – восприятия, внимания, памяти.
• Развитие зрительно – пространственных функций
• Развитие связной речи
В результате этого было принято решение использовать мнемотаблицы при обучении
детей грамоте. Обратившись к опыту коллег, мной используются таблицы, которые
позволяют:
Знакомить детей с образом буквы (из каких элементов она состоит, количество этих
элементов, пространственное расположение этих элементов)
Формировать знания об акустических признаках звуков (гласный-согласный, звонкий-
глухой, мягкий-твёрдый)
Далее приведены различные варианты работы с таблицами на примере буквы “К”.
I вариант. “Запомни и заполни”
1. Цели:
Познакомить (или закрепить) с образом буквы
Уточнить, из каких элементов состоит буква, их количество и пространственное
расположение.
Познакомить (или уточнить) с характеристикой звука (гласный-согласный, звонкий
или глухой, мягкий или твёрдый)
Формировать фонематические представления
Развивать зрительное внимание и память
Развитие зрительно-пространственных представлений
Развитие связной речи
Развитие графо-моторных навыков
2. Правила работы с таблицей:
Ребёнку предлагается рассмотреть таблицу и постараться её запомнить.
Одновременно логопед рассказывает, что там нарисовано и почему.
Логопед: В центральном квадрате находится буква К. Она состоит из 3 -х палочек: 2-х коротких и одной длинной. Поэтому слева от буквы написана цифра 3, а справа нарисованы три палочки. В левом нижнем углу и в правом нижнем углу нарисованы круги - синий и зелёный, которые показывают, что знакомые уже детям звуки [к] и [кь] обозначаются буквой К. В левом верхнем углу (над синим кругом) нарисована кошка, т. к. это слово начинается со звука [к]. В правом верхнем углу (над зелёным кругом) нарисован кит, т. к. это слово начинается со звука [кь]. Под буквой К нарисован зачёркнутый колокольчик, который обозначает, что звук [к] глухой (голосок не венит). Над буквой К нарисован человечек с отставленной всторону ногой и вытянутой в сторону рукой.
Логопед убирает таблицу и предлагает детям самим вспомнить и заполнить эту
таблицу. После того, как дети заполнили таблицу им предлагается рассказать, как они вспомнили то, что там было нарисовано.
II вариант “Заполни сам”
1. Цели:
Познакомить (или закрепить) с образом буквы
Уточнить, из каких элементов состоит буква, их количество и пространственное
расположение.
Познакомить (или уточнить) с характеристикой звука (гласный-согласный, звонкий или глухой, мягкий или твёрдый)
Формировать фонематические представления
Развитие зрительно-пространственных представлений
Развивать зрительное внимание и память
Развитие логического мышления
Развитие связной речи
Развитие графо-моторных навыков
2. Правила работы с таблицей:
После того, как дети познакомились с 1 вариантом работы по таблицам, им
предлагается самим попробовать заполнить таблицу и объяснить, как они это
сделали.
III вариант “Найди ошибку”
1. Цели:
Познакомить (или закрепить) с образом буквы.
Уточнить, из каких элементов состоит буква, их количество и пространственное
расположение.
Познакомить (или уточнить) с характеристикой звука (гласный-согласный, звонкий или глухой, мягкий или твёрдый)
Формировать фонематические представления
Развитие зрительно-пространственных представлений
Развитие логического мышления
Развитие связной речи
2. Правила работы с таблицей:
Детям предлагается рассмотреть заполненную таблицу и найти в ней ошибку.
Дети объясняют, что нарисован колокольчик, который не зачёркнут – это не верно, т. к. звук [к] глухой (голосок не звенит)
IV вариант “Подбери букву”
1. Цели: Уточнить, из каких элементов состоит буква, их количество и пространственное расположение.
Познакомить (или уточнить) с характеристикой звука (гласный-согласный, звонкий или глухой, мягкий или твёрдый)
Формировать фонематические представления
Развитие зрительно-пространственных представлений
Развитие логического мышления
Развитие связной речи
2. Правила работы с таблицей:
Детям предлагается заполненная таблица, только без буквы в центре. Детям
предлагается подумать, догадаться и объяснить, какая это буква может быть.
Используя в работе по обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи таблицы, о которых сказано выше, я достигла следующих результатов:
Дети стали лучше усваивать такие абстрактные понятия, как “буква”, “звук”, “гласный”, “согласный”, “мягкий”, “твёрдый”, “звонкий”, “глухой”.
У детей улучшилось внимание, память, логическое мышление, графо – моторные навыки повысился интерес к занятиям.