Духина Анна
Наглядное моделирование как эффективное средство при обучении детей грамоте (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
В современной научно-педагогической литературе моделирование рассматривается как процесс применения наглядных моделей (Л. А Венгер, О. М. Дьяченко и др.)
Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста.
Максимально помогают в развитии умственных способностей действия по построению и использованию наглядных моделей различных типов и содержаний.
Публикация «Наглядное моделирование как эффективное средство при обучении детей грамоте (из опыта работы)» размещена в разделах
Под наглядными моделями понимаются такие виды изображения различных предметов, явлений, событий, в которых выделены в более или менее обобщенном и схематизированном виде основные отношения их компонентов, причем сами эти компоненты обозначены при помощи условных заместителей.
Развитие действий наглядного моделирования в старшем дошкольном возрасте проходит по нескольким линиям.
Первая – это расширениедиапазона моделированных отношений. К моделированию пространственных отношений обязательно нужно добавить моделирование временных отношений.
Вторая линия изменений касается степени обобщенности моделируемых отношений. Дети учатся строить модели, имеющие обобщенный характер и отображающие существенные черты многих объектов и ситуаций.
Третья линия изменений состоит в изменениях самих наглядных моделей, с которыми действуют дети.
В старшем возрасте начинается собственно развитие различных форм наглядного моделирования и его включение в решение интеллектуальных задач.
Наглядное моделирование позволяет ребенку с помощью таких средств как схемы, модели, планы выявить объективные связи между предметами или частями предмета, обобщать свой познавательный опыт.
Я уже много лет работаю с детьми, используя в своей работе наглядное моделирование. Хочу поделиться с педагогами своим опытом. Все мои дети занимаются с увлечением, интересом, желанием.
У ребенка владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования (использование условных обозначении, чертежей, схематических рисунков и т. п.) появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий.
Работа ведется по различным образовательным направлениям развития и образования.
Включение наглядных моделей на занятиях с детьми по обучению грамоте помогают им овладеть звуко-буквенным анализом, создает предпосылки для развития фонематического восприятия.
Для успешного обучения грамоте у ребенка еще в дошкольном возрасте должны быть сформированы основные предпосылки, которые помогут им правильно усвоить навыки чтения и письма. Поскольку современный метод обучения грамоте аналитико-синтетический, то в первую очередь у детей еще в дошкольном возрасте должна быть сформирована фонематическая система.
Работу по обучению детей грамоте ведем по нескольким направлениям:
Звуковой анализ слова. Достаточно кропотливая и объемная работа для детей. Начинаем учить детей слышать звуки, выделять их голосом, давать характеристику каждому звуку. Постепенно детки начинают считать звуки и замещать каждый звук серой фишкой.
Знакомим детей с гласными звуками – они хорошо тянутся, поются, «гласят», поэтому они и гласные звуки.
Всего гласных звуков шесть! А, О, У, И, Ы, Э
Вот тут мы и учимся замещать гласные звуки красной фишкой,
остальные все звуки замещаем серой фишкой.
Только после освоения замещения гласных звуков красной фишкой переходим к характеристике согласных твердых и мягких звуков.
Твердые согласные звуки замещаем синей фишкой, а мягкие согласные – зеленой.
Проводим звуковой анализ слов 3-6 звуковых слов, вычленяя словесное ударение. Дети называют слова на заданный звук, дифференцируют звуки и качественно их характеризуют: гласный (ударный, безударный, согласный (твердый, мягкий).
Наши дети довольно успешно осваивают звуковой анализ слова.
Играем в различные дидактические игры: «Назови слово с …заданным звуком», «Какой звук потерялся?», «Живые звуки», «Назови пару», «Кто внимательнее?», «Найди свой домик» и другие.
Дети умеют подбирать слова к заданной звуковой модели.
Например, звуковая модель – твердый согласный, гласный, твердый согласный, твердый согласный, гласный, гласный:
- маска, каска, шапка, рамка…
Мягкий согласный, гласный, твердый согласный, твердый согласный, гласный:
- миска, киска, липка…
Усложненный вариант работы детей со звуковой моделью являетя игра-загадка. Воспитатель объясняет детям, что загадал определенное слово, которое можно отгадать с помощью наводящих вопросов. Модель слова представлена фишками определенных цветов на доске. Дети задают воспитателю вопросы в логической последовательности (Живое? Не живое? Предмет? Какой формы?.)
Дети очень любят играть в такие игры.
Второй раздел – обучение чтению. Овладение механизмом чтения (ориентировка на гласный звук) : знакомим вначале с гласными буквами (заглавной и строчной, правилами написания после согласных звуков и йотированной функцией гласных букв (Я, Е, Ё, Ю).
Используем смешанную модель слова, фишки синего и зеленого цвета для обозначения согласных звуков и гласные буквы красного цвета.
ю
Играем в дидактические игры «Измени слово», «Найди свой домик», «Вставь гласную букву» и другие.
Затем начинаем учить согласные буквы. Используем модель «Два окошечка» - в одном окошечке согласные буквы, в другом – гласные. При помощи этой модели учим читать «прямые» (ма. пу, ро) и «обратные» (ам, уп, ор) слоги. Безусловно, чтобы дети полюбили читать, необходимо учить их читать с применением различных игр. Играть! «Прочитай слово быстро!», «Составь слово», «Выложи слово», «слов больше, чем букв», «Буквы рассыпались» и многие другие!
Познакомили детей с наглядной моделью предложения. Дети при помощи наглядной модели (длинное слово – длинная полоска, короткое - короткая; первое слово в предложении пишется с большой буквы; в конце предложения ставится знак препинания).
Для успешного обучения грамоте у ребенка еще в дошкольном возрасте должны быть сформированы основные предпосылки, которые помогут им правильно усвоить навыки чтения и письма.
Схемы и модели различных структур (слоги, слова, предложения, тексты) постепенно приучают детей к наблюдениям над языком. Они наглядно показывают детям, что текст членится на предложения, предложения – на слова, слова на слоги, а слоги состоят из звуков. Схематизация и моделирование помогают ребенку увидеть, сколько и каких звуков в слове, последовательность их расположения, связь слов в предложении и в тексте. Это развивает интерес к словам, звукам речи, общению, развивает речемыслительную деятельность ребенка.