МААМ-картинки

Наглядное моделирование как эффективное средство при обучении детей грамоте (из опыта работы)

Духина Анна
Наглядное моделирование как эффективное средство при обучении детей грамоте (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы

В современной научно-педагогической литературе моделирование рассматривается как процесс применения наглядных моделей (Л. А Венгер, О. М. Дьяченко и др.)

Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста.

Максимально помогают в развитии умственных способностей действия по построению и использованию наглядных моделей различных типов и содержаний.

Публикация «Наглядное моделирование как эффективное средство при обучении детей грамоте (из опыта работы)» размещена в разделах

Под наглядными моделями понимаются такие виды изображения различных предметов, явлений, событий, в которых выделены в более или менее обобщенном и схематизированном виде основные отношения их компонентов, причем сами эти компоненты обозначены при помощи условных заместителей.

Развитие действий наглядного моделирования в старшем дошкольном возрасте проходит по нескольким линиям.

Первая – это расширениедиапазона моделированных отношений. К моделированию пространственных отношений обязательно нужно добавить моделирование временных отношений.

Вторая линия изменений касается степени обобщенности моделируемых отношений. Дети учатся строить модели, имеющие обобщенный характер и отображающие существенные черты многих объектов и ситуаций.

Третья линия изменений состоит в изменениях самих наглядных моделей, с которыми действуют дети.

В старшем возрасте начинается собственно развитие различных форм наглядного моделирования и его включение в решение интеллектуальных задач.

Наглядное моделирование позволяет ребенку с помощью таких средств как схемы, модели, планы выявить объективные связи между предметами или частями предмета, обобщать свой познавательный опыт.

Я уже много лет работаю с детьми, используя в своей работе наглядное моделирование. Хочу поделиться с педагогами своим опытом. Все мои дети занимаются с увлечением, интересом, желанием.

У ребенка владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования (использование условных обозначении, чертежей, схематических рисунков и т. п.) появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий.

Работа ведется по различным образовательным направлениям развития и образования.

Включение наглядных моделей на занятиях с детьми по обучению грамоте помогают им овладеть звуко-буквенным анализом, создает предпосылки для развития фонематического восприятия.

Для успешного обучения грамоте у ребенка еще в дошкольном возрасте должны быть сформированы основные предпосылки, которые помогут им правильно усвоить навыки чтения и письма. Поскольку современный метод обучения грамоте аналитико-синтетический, то в первую очередь у детей еще в дошкольном возрасте должна быть сформирована фонематическая система.

Работу по обучению детей грамоте ведем по нескольким направлениям:

Звуковой анализ слова. Достаточно кропотливая и объемная работа для детей. Начинаем учить детей слышать звуки, выделять их голосом, давать характеристику каждому звуку. Постепенно детки начинают считать звуки и замещать каждый звук серой фишкой.

Знакомим детей с гласными звуками – они хорошо тянутся, поются, «гласят», поэтому они и гласные звуки.

Всего гласных звуков шесть! А, О, У, И, Ы, Э

Вот тут мы и учимся замещать гласные звуки красной фишкой,

остальные все звуки замещаем серой фишкой.

Только после освоения замещения гласных звуков красной фишкой переходим к характеристике согласных твердых и мягких звуков.

Твердые согласные звуки замещаем синей фишкой, а мягкие согласные – зеленой.

Проводим звуковой анализ слов 3-6 звуковых слов, вычленяя словесное ударение. Дети называют слова на заданный звук, дифференцируют звуки и качественно их характеризуют: гласный (ударный, безударный, согласный (твердый, мягкий).

Наши дети довольно успешно осваивают звуковой анализ слова.

Играем в различные дидактические игры: «Назови слово с …заданным звуком», «Какой звук потерялся?», «Живые звуки», «Назови пару», «Кто внимательнее?», «Найди свой домик» и другие.

Дети умеют подбирать слова к заданной звуковой модели.

Например, звуковая модель – твердый согласный, гласный, твердый согласный, твердый согласный, гласный, гласный:

- маска, каска, шапка, рамка…

Мягкий согласный, гласный, твердый согласный, твердый согласный, гласный:

- миска, киска, липка…

Усложненный вариант работы детей со звуковой моделью являетя игра-загадка. Воспитатель объясняет детям, что загадал определенное слово, которое можно отгадать с помощью наводящих вопросов. Модель слова представлена фишками определенных цветов на доске. Дети задают воспитателю вопросы в логической последовательности (Живое? Не живое? Предмет? Какой формы?.)

Дети очень любят играть в такие игры.

Второй раздел – обучение чтению. Овладение механизмом чтения (ориентировка на гласный звук) : знакомим вначале с гласными буквами (заглавной и строчной, правилами написания после согласных звуков и йотированной функцией гласных букв (Я, Е, Ё, Ю).

Используем смешанную модель слова, фишки синего и зеленого цвета для обозначения согласных звуков и гласные буквы красного цвета.

ю

Играем в дидактические игры «Измени слово», «Найди свой домик», «Вставь гласную букву» и другие.

Затем начинаем учить согласные буквы. Используем модель «Два окошечка» - в одном окошечке согласные буквы, в другом – гласные. При помощи этой модели учим читать «прямые» (ма. пу, ро) и «обратные» (ам, уп, ор) слоги. Безусловно, чтобы дети полюбили читать, необходимо учить их читать с применением различных игр. Играть! «Прочитай слово быстро!», «Составь слово», «Выложи слово», «слов больше, чем букв», «Буквы рассыпались» и многие другие!

Познакомили детей с наглядной моделью предложения. Дети при помощи наглядной модели (длинное слово – длинная полоска, короткое - короткая; первое слово в предложении пишется с большой буквы; в конце предложения ставится знак препинания).

Для успешного обучения грамоте у ребенка еще в дошкольном возрасте должны быть сформированы основные предпосылки, которые помогут им правильно усвоить навыки чтения и письма.

Схемы и модели различных структур (слоги, слова, предложения, тексты) постепенно приучают детей к наблюдениям над языком. Они наглядно показывают детям, что текст членится на предложения, предложения – на слова, слова на слоги, а слоги состоят из звуков. Схематизация и моделирование помогают ребенку увидеть, сколько и каких звуков в слове, последовательность их расположения, связь слов в предложении и в тексте. Это развивает интерес к словам, звукам речи, общению, развивает речемыслительную деятельность ребенка.

Публикации по теме:

Терабанд, как эффективное средство развития физических качеств дошкольников при реализации ФГОС "Терабанд, как эффективное средство развития физических качеств дошкольников при реализации ФГОС" «Жизнь требует движения». Ничто так не.

Актуальность опыта работы «Сказка как средство нравственного воспитания детей» Актуальность опыта Вопрос о значении восприятия и переживания сказки для развития ребёнка, раскрытия его творческого потенциала остаётся.

Ассоциация-техника как эффективное средство работы с детьми старшего дошкольного возраста Педагог-психолог МДОУ №2 «Солнышко» Ярославского муниципального района Часто педагоги в профессиональной деятельности, при подготовке ребенка.

Опыт работы «Работа с бумагой как эффективное средство разностороннего развития ребёнка» Опыт работы на конкурс «воспитатель 2019 года» «Работа с бумагой, как эффективное средство разностороннего развития ребёнка» Слайд 1. Добрый.

Как предупредить возникновение у детей затруднений при обучении их грамоте. Советы родителям КАК ПРЕДУПРЕДИТЬ ВОЗНИКНОВЕНИЕ У ДЕТЕЙ ЗАТРУДНЕНИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИХ ГРАМОТЕ (советы родителям) Родители, воспитатели сознательно или нет.

Наглядное моделирование как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста Связная речь занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его умение осмысливать.

Наглядное моделирование при заучивании стихотворений с детьми 3 летНаглядное моделирование при заучивании стихотворений с детьми 3 лет Одно из важнейших средств развития речи является наглядное моделирование. Наглядное моделирование доступно детям и развивает умственные.

Опыт работы «Дидактические игры как эффективное средство коммуникативно-речевого развития дошкольников» ОПЫТ РАБОТЫ по теме «Дидактические игры как эффективное средство коммуникативно-речевого развития дошкольников». Слайд №1. (заставка с.

Представление опыта работы «Наглядный метод моделирования как средство развития мелкой моторики детей» Наглядный метод моделирования как средство развития мелкой моторики детей среднего дошкольного возраста через нетрадиционные техники аппликации.

Тренинг «Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у детей» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Наглядное моделирование как эффективное средство при обучении детей грамоте (из опыта работы)
Опубликовано: 23 марта 2019 в 20:32
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Наглядное моделирование как эффективное средство при обучении детей грамоте (из опыта работы)» (включая файлы) размещена пользователем Духина Анна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД