Светлана Александровна Мухортова
Консультация для педагогов «Использование игр и игровых упражнений для речевого развития детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
За первые годы жизни малыши проходят огромный путь в своём развитии. Этот возраст характеризуется качественным скачком в освоении языка. Именно в первые годы развивается его речь, формируется речевой слух, накапливается словарь. Поэтому, это надо учитывать при постановке речевых задач. В младшей группе ведущей задачей является развитие разговорной речи детей. Так как отставание в развитии речи детей в дошкольные годы может иметь свои негативные последствия потому, что с развитием речи непосредственно связано формирование восприятия окружающего мира, памяти, фантазии, эмоционального развития, особенно мыслительных операций.
Публикация «Консультация для педагогов „Использование игр и игровых упражнений для речевого развития детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
Самостоятельность и активность мышления детей не проходит сама собой и не развивается на какой-то ступени обучения. Это качество воспитывается с самого раннего возраста, в различных видах деятельности, под руководством взрослого, с того момента, как начинает формироваться сам процесс мышления.
Проведение различных игровых упражнений, дидактических и сюжетных игр, даёт детям возможность познать окружающие предметы, выделить их существенные признаки и свойства, определить их сходства и различия. Поэтому, одним из важнейших методов в формировании речи ребёнка является игра. Именно в игре дети учатся мыслить о вещах, которых они непосредственно не воспринимают, с которыми они в данное время могут не действовать. Во многих играх дети должны решать мыслительные операции: описывать предметы, угадывать по описанию, группировать предметы по определённым признакам и свойствам. Ведь в игровой форме сам процесс мышления протекает быстрее. В игре ребёнок преодолевает трудности умственной работы легко, не замечая, что его учат.
Планирование и проведение игровых упражнений по разделам : "Воспитатель и дети",
"Наши игрушки", "Какие мы нарядные", "Наша группа", "Мы обедаем", "Времена года",
"На чём мы ездим" даёт возможность решать многие познавательно-речевые задачи :
1. Учить называть своё имя в разных формах, узнавать и называть имена воспитателей и детей, употреблять в речи местоимения, называть эмоции людей. Для этого можно провести следующие игровые упражнения : "Знакомство с куклой Катей",
"Грустный-весёлый", "Кто у нас хороший?"
2. Узнавать на фотографиях членов семьи и называть их, выражать в речи положительное отношение к себе, сверстникам ("Дети нашей группы"," Кого я люблю")
3. Учить называть игрушки, находить игрушки по описанию, отвечать на вопросы о действиях с игрушками ("Кто в гости к нам пришёл?", "Найди игрушку", "Мы играем")
4. Называть предметы одежды, различать предметы одежды девочек и мальчиков, называть слова, обозначающие действия с предметами ("Катя в новом платье",
"Коля в гостях у детей", "Какие мы нарядные")
5. Знание и использование детьми названий помещений группы, знакомство с назначением предметов мебели, обучение безопасному поведению в группе ("Путешествие с куклой", "Катя моет руки", "У меня в шкафу порядок", "Купание куклы", "Ёлка в гости к нам пришла")
6. Познакомить детей с овощами и фруктами, учить находить их по описанию, учить понимать слова: понюхать, попробовать и т. д., познакомить с предметами посуды
("Катин огород", "Подарок зайке", "Что выросло в саду?", "Напоим куклу чаем")
7. Познакомить детей с типичными признаками основных сезонов, обогащать словарь детей, развивать связную речь, звуковую культуру речи ("Листопад, листопад, листья желтые летят", "Зимушка-зима", "Ой, бежит кругом вода")
8. Познакомить с основными видами транспорта, учить детей называть признаки отдельных транспортных средств, упражнять в правильном звукопроизношении посредством имитации звуков, познакомить с правилами поведения на дороге ("Грузовик привёз игрушки", "Мы едем, едем, едем", "Научим Катю вести себя в транспорте")
Таким образом, игры и игровые упражнения - это наиболее доступные и эффективные методы, направленные на формирование активной речи, у детей младшего дошкольного возраста.