Наталья Ивановна Савенкова
Консультация для педагогов и родителей «Подготовка детей с ОВЗ к обучению грамоте»
▼ Скачать + Заказать документы
Образование детей-инвалидов и детей с ограниченными воз-можностями здоровья рассматривается как составная часть социальной реабилитации и призвано обеспечить им равные возможности доступа к образовательной системе, способствовать созданию условий включения их в образовательную среду.
Важной психолого-педагогической коррекционно-развивающей задачей является развитие мелкой моторики рук у детей с ОВЗ в дошкольном возрасте. Формирование мелкой моторики представляется чрезвычайно важным в свете овладения ребенком навыками самообслуживания, предметной, игровой, трудовой, учебной деятельностью. При формировании мелкой моторики развивается пространственное восприятие, произвольное внимание, память, мышление, воображение, речь, т. е. активизируется вся психическая деятельность ребенка. Таким образом, развитие мелкой моторики из частной и узкоспециальной задачи становится магистральной и одной из главных задач дошкольного периода развития.
Публикация «Консультация для педагогов и родителей „Подготовка детей с ОВЗ к обучению грамоте“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2019
Трудности при овладении навыком письма у учащихся с церебральным параличом связаны, прежде всего, с несформированностью или нарушением хватательной функции киста, затрудняющей захват и удержание предмета. Сам акт письма, требующий плавного движения кисти, нарушен за счет слабости мышц, расстройств мышечного тонуса в кисти, насильственных движений, отсутствия возможности последовательного сокращения и расслаблении мышц кисти. Такие учащиеся, при письме обычно держа ручку неправильно, часто в кулаке, письмо выполняется за счет движении кисти, а иногда используются дополнительно движения всей рукой. Пальцы при этом резко напряжены, неподвижны и плотно сжимают ручку. Это приводит к тому, что дети пишут очень медленно, неразборчивым почерком, буквы прыгают по строке, неравномерны ни моли чине, не соблюдаются строчки. Особенно затруднено соединение отдельных элементов букв в целое.
Игра в дошкольном возрасте, будучи ведущей деятельностью, занимает основное место среди методов физического и психического развития детей. Дошкольники с ОВЗ нуждаются в усиленном внимании и помощи взрослых, для развития их познавательных возможностей и ориентировки в окружающей среде. Одним из средств, помогающих в решении этой задачи, могут служить различные игры, подобранные с учетом имеющегося у ребенка нарушения.
Задания, игровые упражнения и дидактические игры, которые можно использовать при подготовке детей к обучению грамоте :
уточнить артикуляции звука (узнать по картинкам, по губам);
определить наличие или отсутствие заданного звука хлопками, сигналами, картинками;
отобрать картинки, игрушки, в названии которых есть изучаемый звук, утрированно его произнося;
придумать слова, в которых изучаемый звук слышится в начале, середине, в конце слова;
узнать, какой звук часто встречается в рассказе, стихотворении;
находить в сюжетной картинке предметы или их части, в которых есть нужный звук;
раскрасить, обвести те картинки, в названии которых есть изучаемый звук;
нарисовать предметы, в которых есть определенный звук;
отгадать загадку и выделить первый или последний звук в словах-отгадках;
выделить из ряда слов, произносимых педагогом те, в которых имеется заданный звук;
выделить из предложения слова с заданным звуком;
игры "Следопыты", "Сыщики" - найти в словах звуки по картинкам, показать картинки со звуком, например, [п], [п']. Сказать, где слышите заданный звук;
"Кто внимательней?" - угадать, с какого звука начинается слово (булка, пенал, парта, билет, батон и т. д.);
игра "Узнай, какое слово задумано?" по первым звукам нарисованных картинок;
игра "Кто больше?" - показывается картинка и предлагается назвать те слова, в которых есть определенный звук;
"Угадай, какое слово задумано" - детям предлагается поймать звуки и произнести слово Д, Ы, М. Замени Ы на О. Какое слово получится?
"Какой звук именинник" (предлагается рассказ, слова, картинки, предметы с часто встречающимся одинаковым звуком) и др.
Игра «Расскажи о звуке»
Звуко - буквенные дощечки.