Алексеенко Галина Михайловна
Консультация для педагогов «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам –
он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с картинками,
и он их усвоит на лету».
К. Д. Ушинский
МНЕМОТЕХНИКА – система специальных приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Для чего нужна мнемотехника дошкольникам?
Публикация «Консультация для педагогов „Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.
Как применять мнемотехнику в детском саду? Мнемотехника в детском саду, как результативный метод запоминания, обычно осваивается на простых примерах. Для начала детей знакомят с мнемоквадратами – понятными изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение. Затем воспитатель усложняет занятия, демонстрируя мнемодорожки – это уже квадрат из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения. И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Главное – нужно передать наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Последовательность работы с мнемотаблицами:
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.
3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по заданной теме. или чтение стихотворения с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания. Основные приемы запоминания основаны на ассоциациях, логическом мышлении, наблюдательности.
Дидактический материал в форме мнемотаблиц делает рассказы (сказок, стихов) четкими, связными и последовательными.
Я хочу показать вам различные варианты использования мнемотаблиц.
При разучивании стихотворений.
На начальном этапе я предлагаю готовую схему, на каждое слово или строку придумывается картинка. Сначала мы с детьми рассматриваем эти картинки, затем мной читается стихотворение, по ходу чтения соотносим строки к картинкам. Далее дети воспроизводят стихотворение, опираясь на наглядную схему.
Хотелось бы отметить, что детям очень нравится не только работать с мнемотаблицами, но и самим создавать свои схемы.
Предлагала детям поучаствовать в составлении мнемотаблицы при разучивания стихотворения «Ёлочка» Н. Нищева
А потом глядя на свои мнемотаблицы, прочитать стихотворение без опоры на текст. Так можно нарисовать любое стихотворение от простого до сложного.
Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он может начать, чем продолжить, а также как его завершить. А процесс разучивания стихотворения становится интересным и быстрым.
Уверена, что вы согласитесь со мной, если скажу, что нарисованное запечатлевается в памяти лучше, потому что закрепляется не только слово, но и образ.
Использую готовые схемы загадок. При отгадывании этих загадок дети учатся по признакам, описанным при помощи знаков, определить объект.
Пересказ сказки, рассказа.
С помощью мнемотаблиц можно пересказывать сказки и рассказы. Дети видят всех действующих лиц, и своё внимание концентрируют на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.
Алгоритм:
1. Чтение взрослым текста;
2. Рассматривание мнемотаблицы;
3. Ответы на вопросы по содержанию:
4. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ;
5. Пересказ текста ребёнком своими словами по мнемотаблице.
Детям с большим удовольствием сами создают свои схемы к сказкам.
При составлении описательных рассказов по временам года.
Я предлагаю посмотреть на таблицу и вместе с детьми расшифровываем её. Например:
«Зима длится три месяца. В это время года часто идет снег. Снежинки кружатся в воздухе и укрывают белоснежным одеялом дорожки и деревья. Солнышко зимой садится раньше, поэтому на улице раньше темнеет. Дома зимой отапливаются, чтобы людям было тепло. Для птичек в это время года делают кормушки, чтобы они могли полакомиться крошками. Домашние животные прячутся в домах, чтобы не замерзнуть во дворе. Зато мальчики и девочки могут зимой играть со снегом и лепить смешных снеговиков». Затем детки воспроизводят получившийся рассказ, глядя на таблицу.
Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.
При составлении описательных рассказов по лексическим темам.
Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.
Глядя на эту схему мы можем описать животное, дикое оно или домашнее, из каких частей тела оно состоит и тд.
Также по схеме можно описать любую профессию, одежду.
На примере схем я предлагаю детям поиграть, ребёнок загадываете любой овощ или фрукт и опираясь на схему нам про него рассказывает, а дети пробуют его отгадать!
Мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитии связной речи у детей. Это – прежде всего как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить ее.
Результаты
У детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
появляется интерес к заучиванию стихов ;
словарный запас выходит на более высокий уровень;
Выводы
Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления, а так же сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим.